Введение
Мотивы общения и игровые мотивы как основные в
и среднем дошкольном возрасте
Соревновательные и познавательные мотивы как
в старшем дошкольном возрасте
3.Развитие соподчинения мотивов и целенаправленности действия
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. С рождения ребенок вступает в контакты с окружающими людьми через различного рода общение. В период дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) у ребенка формируются представления о себе и своих возможностях, он учится общаться с другими мимикой, жестами, речью. В этот период общение присутствует во всех видах деятельности ребенка дошкольного возраста. Общение формирует личность ребенка и оказывает влияние на речевое и психическое развитие в целом.
От уровня развития общения зависит успешность социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста в обществе. Именно поэтому неготовность детей к общению приводит к трудностям, сложно преодолеваемым и имеют серьёзные последствия для ребенка.
- Мотивы общения и игровые мотивы как основные в младшем и среднем дошкольном возрасте
Формирование личности детей младшего и старшего дошкольного возраста очень сильно зависит от общения. Именно в дошкольном возрасте происходит становление навыков общения, круг общения расширяется, происходит изменение содержания структурных компонентов общения, средства общения становятся более совершенными, основным средством общения ребенка становится речь.
Развитие навыков общения дошкольников – это развитие способностей ребенка эффективно общаться и успешно взаимодействовать с окружающими. Развитие общение основано на следующих особенностях ребенка дошкольного возраста: желание взаимодействовать с другими, способность слышать и сопереживать другому, умение понять собеседника, способность считаться с интересами сверстников.
Главным условием успешности социализации личности и самостоятельного осуществления дошкольниками различных видов деятельности является развитие навыков общения. Развитие навыков общения основано на личностно-деятельностном подходе.
В научной литературе проблеме развития навыков общения детей дошкольного возраста посвящены работы М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Т.А. Репиной. По мнению данных ученых: развитие общения детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками является качественным процессом коммуникативной деятельности [1, с. 23]. В нашей работе мы будем опираться именно на труды этих исследователей.
Взаимосвязь общения и деятельности называется деятельностным подходом и рассматривается в трудах Г.М. Андреевой и А.А. Леонтьева. А.А. Леонтьев анализирует деятельность как условие реализации общения. Он выделяет общение как особый вид деятельности [7, с. 11]. Г.М. Андреева определяет общение как сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга» [3, с. 41]. Иначе говоря, общение это форма совместной деятельности.
Бабаева Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников / Т.И. Бабаева // Детский сад. – 2017. – № 1. – С. 22-26.
Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. – М.: Аркти. 2016. – 186 с.
Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология. – М.: Просвещение, 2018. – 442 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.
Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2017. – 44 с.
Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников / Е.В. Громова // Практический журнал. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – № 5. – С. 38-45.
Дыбина О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста / О.В. Дыбина, О.А. Еник, Л.А. Пенькова. – М.: Центр педагогического образования, 2017. – 217 с.
Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: Сфера, 2016. – 220 с.
Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2017. – 163 с.
Коломинский Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Дашков и К, 2016. – 252 с.
Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников. – М.: Дашков и К, 2016. – 144 с.