Введение
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала в организации
1.1. Понятие мотивации персонала и ее сущность
1.2. Основные теории мотивации и стимулирования персонала
1.3. Виды мотивации персонала
Глава 2. Особенности мотивации и стимулирования персонала в современной организации
2.1 Общая характеристика ООО «Красногорское» Тверской области и его системы управления персоналом
2.2 Организация труда в ООО «Красногорское» Тверской области
2.3 Проект программы мероприятий, направленных на мотивацию сотрудников ООО «Красногорское» Тверской области
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Актуальность темы заключается в том, что на современном этапе развития общества персонал любого субъекта хозяйствования является самым важным ресурсом, так как результаты труда каждого сотрудника в прямом и в косвенном виде оказывают влияние на финансовый результат деятельности. Успех любого бизнеса в немалой степени зависит от того, насколько слаженно и старательно работает весь коллектив и каждый человек в отдельности. Чтобы сотрудник стремился выполнить свои обязанности максимально хорошо, необходима грамотная и достаточная мотивация персонала. Мотивация персонала – один из способов повышения производительности труда. Мотивация труда персонала является ключевым направлением кадровой политики любого предприятия. Мотивация персонала включает в себя совокупность стимулов, которые определяют поведение конкретного сотрудника компании.
Эффективная мотивация персонала – это действенный способ для повышения производительности труда, а, следовательно, и прибыльности компании. Однако следует быть готовым к тому, что здесь могут встретиться некоторые «подводные камни». Следовательно, мотивация персонала - это некий набор действий со стороны руководства предприятия, направленный на улучшение трудоспособности работников компании, а также способы привлечения квалифицированных специалистов и их удержания.
Производительность каждого работника зависит не только от имеющейся квалификации, трудовых навыков, но и от желания делиться своими знаниями с работодателем. Ведь материальное вознаграждение в большинстве случаев является только приятным дополнением к возможности реализовать свой профессиональный потенциал. Именно поэтому грамотно построенная система мотивации персонала в организации должна включать в себя не только стандартный набор методов, но и инновации в виде учета индивидуальных особенностей.
Тема данной работы «Мотивация и стимулирование персонала в современной организации».
Объект исследования: управление персоналом современной организации.
Предмет исследования: мотивация и стимулирование персонала в современной организации.
Цель исследования: изучение мотивации и стимулирования персонала в современной организации.
Задачи:
1. Изучить понятие мотивации персонала и ее сущность.
2. Рассмотреть основные теории мотивации и стимулирования персонала.
3. Дать характеристику видам мотивации персонала.
4. Исследовать роль руководителя в формировании мотивации и стимулирования персонала.
5. Выявить принципы и методы мотивирования персонала и стимулирования организации.
6. Показать основные уровни мотивации и стимулирования персонала.
При подготовке курсовой работы была изучена соответствующая литература. Так теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала в организации рассматривается в трудах таких авторов, как: Аширов Д.А. [3], Бакирова Г.Х. [2], Бекирова С. [3], Гаудж, П. [4], Зайцева Т.В. [6], Маслоу А.Г. [9], Мерманн, Э. [10], Молодчик А.В. [11], Одегов Ю.Г. [13], Сиван Б. [18], Сизов А. [19], Сперанский С. [22], Травин В.В. [23], Хекхаузен Х. [24]. Особенности мотивации и стимулирования персонала в современной организации изучали такие авторы, как: Жевнерчук, А.А. [5], Кобьелл К. [7], Литвинюк А. А. [8], Сизов А. [19], Шапиро С.А. [25], Питер Г. [15], Пряжников, Н.С. [16], Рябова М.А. [17], Смирнов В.Н. [20], Соломанидина Т.О. [21].
Курсовая работа состоит из 2 глав.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам мотивации и стимулирования персонала в организации. Речь идет об основных понятиях мотивации персонала и ее сущности. Показаны основные теории мотивации и стимулирования персонала и виды мотивации персонала.
Во второй главе рассматриваются особенности мотивации и стимулирования персонала в современной организации, показана роль руководителя в формировании мотивации и стимулирования персонала, а также принципы и методы мотивирования персонала и стимулирования организации, выявлены основные уровни, способы и анализ мотивации и стимулирования персонала.
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала в организации
1.1. Понятие мотивации персонала и ее сущность
Эффективность работы компании зависит от конкретных людей и их качеств: знаний и умений, дисциплины, мотивов поведения, квалификации и компетентности, инициативности и способности решать проблемы. Сотрудник будет работать с большой отдачей, готов преодолевать препятствия и проблемы на пути к поставленной цели, если работа и вознаграждение за нее достаточно привлекательны для него как с материальной, так и с моральной стороны. Поэтому необходимо не только обеспечить функциональную загрузку персонала и создать необходимые условия, но и мотивировать энергично и активно выполнять те функции, которые позволят организации добиться поставленных целей.
Как писал в свое время Д. Карнеги: «единственный способ заставить человека что-то сделать — это сделать так, чтобы он сам захотел этого»[1].
Для эффективного функционирования компании необходимо грамотно организовать труд персонала, используя разные методы мотивации, стимулирования и управления персоналом. Для этого созданы системы мотивации и стимулирования работников на предприятиях. В фирмах с недостаточно развитой системой стимулирования сотрудников могут возникать проблемы и недопонимания, которые связаны с мотивацией работников: недобросовестное отношение персонала к своим обязанностям; высокая текучесть кадров; конфликтность в коллективе; некачественный труд и большой процент брака; низкий профессиональный уровень работников; безынициативность; негативный морально-психологический климат.
Помочь с решением проблем, связанных с мотивацией сотрудников, помогает разработка и осуществление эффективной систему стимулирования труда персонала. Однако необходимо разобраться в таких терминах, как «нужда», «потребности», «мотив» и «мотивация», их взаимосвязи и взаимозависимости между собой. Понятие «нужда» включает ощущение человеком недостатка в чем-либо, она возникает у каждого человека, являясь его внутренней особенностью, и не создается чьими-то усилиями. Нужды большого количества разных людей могут быть достаточно схожими, но в то же время имеет место определенное индивидуальное проявление у каждого человека. С этим связано определение потребности - это нужда, принявшая конкретную, специфическую форму в зависимости от исторических, географических, культурных, эстетических и других особенностей проживания. Если потребность является неудовлетворённой, человек чувствует себя обездоленным и несчастным, и чем больше значит для него та или иная потребность, тем глубже его переживания. У человека возникают возможные варианты действий: заняться поисками объекта, который удовлетворяет потребность, либо попытаться подавить или не реагировать на них. Потребности невозможно измерить или увидеть, их существование можно определить лишь поведением человека. Выделяют 3 группы потребностей: социальные, материальные и духовные. В определенный момент доминирует одна из потребностей, деятельность человека стимулируется многими другими потребностями. Известный ученый А. Маслоу одним из первых предложил систему структуры потребностей человека[2]. Мотивы помогают людям в осознании и реализации их потребности. Мотив - явление, которое стимулирует человека к действиям, направленным на удовлетворение его потребностей. Степень мотивации человека соответствует значению той или ной потребности для него. Источники происхождения мотивов бывают:
Аширов, Д. А. Управление персоналом / Д.А. Аширов. – М.: ИЛ, 2017. - 432 c.
Бакирова, Г. Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом / Г.Х. Бакирова. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 592 c.
Бекирова, С. Материальное стимулирование труда управленческого персонала / С. Бекирова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 184 c.
Гаудж, П. Исследование мотивации персонала / П. Гаудж. – М.: РГГУ, 2014. - 272 c.
Жевнерчук В. Л. Концепция разработки системы стимулирования труда рабочих / В. Л. Жевнерчук, А. А. Фомин // Труд и социальные отношения. - 2018. - № 9. - С. 50-62
Зайцева, Т. В. Управление персоналом / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. - М.: Форум, Инфра-М, 2017. - 336 c.
Кобьелл К. Мотивация в стиле экшн / Кобьелл, Клаус. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 192 c.
Литвинюк, А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика. Учебник / А.А. Литвинюк. - М.: Юрайт, 2015. - 400 c.
Маслоу, А.Г. Мотивация и личность. / А.Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 2016. - 478с.
Мерманн, Э. Мотивация персонала. Инструменты мотивации для успеха организации / Э. Мерманн. - М.: Гуманитарный центр, 2015. - 176 c.
Молодчик, А. В. Менеджмент. Стратегия, структура, персонал, знание / А.В. Молодчик, М.А. Молодчик. - М.: ГУ ВШЭ, 2017. - 296 c.
Мотивация персонала / Ю.Г. Одегов и др. - М.: Альфа-пресс, 2015. - 640 c.
Одегов, Ю.Г. Мотивация персонала. Учебное пособие. Практические задания (практикум) / Ю.Г. Одегов. - М.: Альфа-пресс, 2016. - 182 c.
Основные теории мотивации персонала [электронный ресурс] – режим доступа: https://hrhelpline.ru/osnovnye-teorii-motivatsii-personala/
Питер, Г. Исследование мотивации персонала. Определение и повышение уровня лояльности сотрудников методом... / Г. Питер. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2017. - 722 c.
Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Н.С. Пряжников. - М.: ИЦ Академия, 2018. - 368 c.
Рябова М.А. Особенности стимулирования персонала в управлении промышленным предприятием // Социальная политика и социология. - 2017. - № 1. - 165-177.
Сиван, Б. Аттестация персонала - путь к взаимопониманию (на спирали) / Б. Сиван. - М.: Претекст, 2015. - 616 c.
Сизов, А. Карманный справочник Великого руководителя, или 55 идей по мотивации персонала / А. Сизов. – М.: Высшая школа, 2018. - 638 c.
Смирнов, В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях / В.Н. Смирнов. - М.: Academia, 2016. - 256 c.
Соломанидина, Т.О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник. / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 323 c.
Сперанский С. Современные технологии управления персоналом / Сперанский Владимир. - М.: Альфа-пресс, 2016. - 757 c.
Травин В.В. Индивидуальные ресурсы управления. / Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. - М.: изд. Дело РАНХиГС, 2016. - 88 с.
Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика – М., 2017. - 800 c.
Шапиро, С.А. Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс / С.А. Шапиро, О.В. Шатаева. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2015. - 400 c.