Введение 3
Глава 1. Анализ деятельности предприятия ООО«Жакот»
1.1 Организационно-экономическая характеристика организации
1.2 Анализ внешней и внутренней среды
1.3 Анализ конкурентов и конкурентных преимуществ организации
Глава 2. Предложения по повышению конкурентноспособности и анализу стратегии конкурентов ООО«Жакот»
2.1 Конкуренция как фактор экономического роста
2.2 Изучение конкурентноспособности предприятия ООО«Жакот»
2.3 Разработка мероприятий по повышению конкурентноспособности организации
Глава 3. Экономическая оценка внесенных предложений ООО«Жакот»
3.1. Проблемы выявленые в результате анализа
3.2. Расчет экономической эфективности разработанных мероприятий
Заключение
Список использованной литературы
В условиях рыночной экономики предприятие, которое поставляет свою продукцию на рынок, не может длительное время занимать устойчивую позицию, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности продукции, то есть не учитывать собственные совокупные затраты связанные с созданием и реализацией этой продукции.
Актуальность исследования конкурентоспособности предпринимательства как важной и методологически продуктивной категории современной экономической науки обусловлена следующими причинами. Во-первых, на нынешнем этапе развития рыночных отношений в России, когда усиливается роль потребителей, возрастает риск и неопределенность условий функционирования предприятий, увеличивается степень зависимости от маркетинговой среды, усиливается конкурентная борьба за рынки сбыта товаров, особую актуальность приобретает проблема обеспечения конкурентоспособности предприятий. Во-вторых, для того, чтобы сегодня успешно действовать на рынке, организациям мало обладать материально-финансовыми ресурсами.
Достижение предприятием конкурентоспособного статуса напрямую связано с продвижением своих товаров к конкретной группе потребителей и прямо зависит от полноты удовлетворения их запросов. Конкурентоспособность продукции является следствием функционирования конкурентоспособного предприятия. Для обеспечения конкурентоспособности продукции необходимо эффективное управление факторами, условиями и причинами, определяющими качество продукции, издержки производства и достижения максимального потребительского эффекта.
Конкурентоспособность является показателем, что характеризует рыночное положение товара в определенный момент времени и не отражает долгосрочные перспективы развития предприятия.
В современной мировой литературе теоретические проблемы конкуренции и конкурентоспособности исследуются достаточно широко, однако авторы еще не пришли к единому мнению относительно определения конкурентоспособности. Понятие анализируется в трудах таких исследователей: Н. Портера, Ф. Котлера, Г. Фатхутдинова и других. Проблемы оценки, анализа и повышения конкурентоспособности продукции предприятий является предметом научного интереса отечественных авторов, среди которых Г. Азов, А. Гудзинский, Ю. Иванов, А. Юданов, Н. Язновская и другие. В своих трудах они также изучают вопросы деятельности предприятия в условиях конкуренции, приводят основные факторы конкурентоспособности продукции предприятий.
Конкурентоспособность предприятия является важным атрибутом рыночной экономики. Исследование конкурентоспособности предприятия в российских условиях даст возможность рассматривать ее как комплексную характеристику потенциальных возможностей обеспечения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. Источниками конкурентных преимуществ является прогрессивная организационно-технологическая и социально-экономическая база предприятия, умение анализировать и своевременно осуществлять мероприятия по укреплению его конкурентных преимуществ. Последнее следует отметить особо потому, что анализ и оценка уровня конкурентоспособности предприятия необходимы на всех ступенях внепроизводственного процесса. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема повышения уровня конкурентоспособности предприятия является важным вопросом, решение которого и происходит в дипломной работе.
Целью дипломной работы является оценка конкурентоспособности предприятия и формирование предложений по повышению уровня конкурентоспособности предприятия.
Согласно сформулированной цели дипломной работы предполагается выполнение следующих задач:
1. Изложить теоретические основы исследования конкурентоспособности организации в условиях рынка.
2. Осуществить конкурентный анализ предприятия.
3. Разработать предложения по повышению конкурентоспособности
Объектом исследования является процесс управления конкурентоспособностью предприятия.
Предметом исследования в дипломной работе является теоретико-методические и прикладные аспекты управления конкурентоспособностью ООО «Жакот».
Решение поставленных задач в дипломной работе осуществлялось при помощи следующих методов исследования: исторический анализ, функциональный анализ.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, что после проведения основательного анализа управления конкурентоспособностью и анализа конкурентоспособности предприятия, были предложены рекомендации по совершенствованию управления конкурентоспособностью, внедрение которых повысит эффективность деятельности ООО «Жакот».
1. Азов Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика ⁄ Г.Л. Азоев. –М. : Центр экономики и маркетинга, 1996. – 298 с.
2. Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика [Текст]: монография / Г. Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2011. — 208 с.
3. Ансофф, И. Планирование будущего корпорации [Текст] / И. Ансофф. - М.: Прогресс, 2010. - 560 с.
4. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] / И. Ансофф. - СПб.: Терра, 2011. - 574 с.
5. Антонюк, Л. Л. Международная конкурентоспособность стран: теория та механизм реализации [Текст]: монография / Л. Л. Антонюк. - М.: Знание, 2014. - С. 104-105.
6. Базилюк, Я. Б. Конкурентоспособность национальной экономики: сущность и условия обеспечения [Текст]: монография / Я. Бы. Базилюк. - М.: ЮНИТИ, 2012. — 130 с.
7. Блауг, М. 100 великих экономистов до Кейнса [Текст] / М. Блауг. - СПб.: Экономикус, 2013. - 352 с.
8. Большая советская энциклопедия. [В 30-ти Т.] Т.13 конда-кун./ Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е – М.:"Сов. Энциклопедия", 1973. – 608с.
9. Бранденбургер А., Нейлбафф Б. Конкурентное сотрудничество в бизнесе. – М.: Кейс, 2012. – 390 с.
10. Геец, В. М. Приоритеты национального экономического развития в контексте глобализационных вызовов [Текст]: монография / за ред. В. М. Гееца, А. А. Мазараки. - Саратов: Саратовский гос. торг.-экон. ун-т, 2013. - 273 с.
11. Гончарук, Т. И. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание и развитие в переходной экономике [Текст]: монография / Т. И. Гончарук. - Самара: ВВП " Мечта-1 ЛТД, УАБС, 2013г. - 60 с.
12. Гребнев, Г. М. Категории конкуренции и конкурентоспособности в современном экономическом мире [Текст] / Г. М. Гребнев // Бизнес Информ. - 2016. - № 5. - С. 265-270.
13. Жалило, Я. А. Конкурентоспособность экономики России в условиях глобализации [Текст] / Я. А. Жалило, Я. Б. Базилюк, Я. В. Белинская и др.; под ред. Я. А. Жалела. - М.: НИСИ, 2015. - 388 с.
14. Израэл, М. Кирцнер Конкуренция и предпринимательство [Текст] / пер. с англ. под ред. А. Н. Романова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 239 с.
15. Институты конкурентной политики в регулировании новой индустриализации [Текст] / отв. ред. И. Г. Курнышева; науч. ред. А. Е. Городецкий. - М.: ИЭ РАН, 2012. - 272 с.
16. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство: Пер. с англ. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 240с.
17. Криворотов В. В. Механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2013.
18. Лебедева Н. Н. Инновационная активность предприятий как условие их конкурентоспособности // Journal of Institutional Studies = Журнал институциональных исследований. - 2010. - Т. 2. - № 4. - С. 15-21.
19. Макконелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2-х т. / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю: пер. с 11-го англ. изд. – Т.2. – М.: Республика, 1992. – 400 с.
20. Маршалл А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. — Изд. «Прогресс» Универс, 1993. т. 2. — 309 с.
21. Миронов М. Г. Ваша конкурентоспособность. — М.: Издательство «Альфа-Пресс». -2011. — 160с.
22. Педченко, Н. С. Некоторые аспекты конкуренции и конкурентоспособности в рыночной экономике [Текст] / Н. С. Педченко // Региональные перспективы. - 2016. - № 4(11). - С. 48-49.
23. Поддубный И.А. Управление международной конкурентоспособностью предприятия: Учебное пособие / под ред. И.А. Поддубного. – Х.:"ИНЖЭК", 2004. – 264 с.
24. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. ⁄ Майкл Портер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608 с.
25. Портер, М. Международная конкуренция [Текст] / М. Портер; пер. с англ. В. Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 2010.
26. Савченко, И. А. Современные подходы к экономической сущности конкурентных отношений [Электронный ресурс] / И. А. Савченко // Эффективная экономика. - 2016. - № 2. - Режим доступа: www/URL: http://www.economy.nayka.com/?op=1&z.
27. Сакс, Д. Что такое конкурентоспособность в условиях глобализации [Электронный ресурс] / Д. Сакс. - Режим доступа: \www/URL: http://www.day.ru/66710/. - 07.11.2016.
28. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит: пер. с англ.; отв. Ред.. Л.И. Абалкин. – М.: Наука, 1993. – 570 с. – (РАН, ин-т экономики).
29. Смит, А. Благосостояние наций. Исследование о природе и причинах благосостояния наций [Текст] / А. Смит. - М.: Pоrt-Royal, 2011. - 596 с.
30. Степанов, Л. В. Моделирование конкуренции в условиях рынка [Электронный ресурс] / Л. В. Степанов. - 2016. – Режим доступа: www/URL: http://www.rae.ru/monographs/65.
31. Теоретико-методологические основы анализа конкурентоспособности национально-экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www/URL: http://old.niss.gov.ru/book/Jalilo2015/01 - Jalilo.pdf.
32. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. пособие ⁄ Р.А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 544 с.
33. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление [Текст] / Г. А. Фатхутдинов. - М.: Инфра-М, 2012. - 892 с.
34. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (в ред. от 30.07.2016) // Российская газета. - № 162. – 2006.
35. Хайек Ф. А. Познание, конкуренция и свобода / Ф. А. Хайек. – СПб. Пневма, 1999.
36. Хайек, Ф. Индивидуализм и экономический порядок [Текст] / Ф. Хайек. - М.: Изограф, 2010. - 256 с.
37. Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Каталаксия, 1997. – 704 с.
38. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции /Э. Чемберлин: пер. с англ.; под ред. О.Я. Ольсевича. – М.: Экономика, 1996. – 351 с.
39. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции /Э. Чемберлин: пер. с англ.; под ред. О.Я. Ольсевича. – М.: Экономика, 1996. – 351 с.
40. Шумпетер И. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982. - 456 с.
41. Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития: Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла коньюнктуры [Текст] / Й. А. Шумпетер. - М.: Прогресс, 2011. - 456 с.
42. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб.- практ. пособие. – 3-е изд. ⁄ А.Ю. Юданов. – М. : Гном-пресс, 2000. – 360 с.
43. Юданов, А. Ю. Конкуренция: теория и практика [Текст]: учеб.- практ. пособ. / А. Ю. Юданов. - М.: АКАЛИС, 2013. - 272 с.
44. Moore J.F. The Death of Competition. – N.Y.: Harper Business, 1996.