ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1. Концепция маркетинга в сфере услуг
1.2. Функции, направления маркетинговой деятельности в сфере культуры
1.3. Стратегии маркетинга в сфере культуры
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА МАРКТИНГА
В АВТОНОМНОМ УЧРЕЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «МИРНИНСКИЙ ТЕАТР»
2.1. Состояние сферы театрального искусства России
2.2. Организационно-экономическая характеристика Автономного Учреждения Республики Саха (Якутия) «Мирнинский театр»
2.3 Анализ маркетинговых решений в учреждении культуры
3. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «МИРНИНСКИЙ ТЕАТР»
3.1. Разработка стратегии маркетинга учреждения культуры
3.2. Мероприятия в операционной маркетинговой деятельности учреждения культуры
3.3. Совершенствование информационного обеспечения маркетинга в Автономном учреждении Республики Саха (Якутия) «Мирнинский театр»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы «Управление маркетинговой деятельностью учреждения культуры (на материалах Автономного Учреждения Республики Саха (Якутия) «Мирнинский театр»), обусловлена тем, что театральная сфера сегодня переживает не самые лучшие времена. Министерство культуры предлагает сократить финансирование федеральной целевой программы «Культура России» в 2017 – 2018 гг. на 25 млрд. руб. – со 177 млрд. руб. до 152 млрд. (на 14%). Господдержка Росархива уменьшится на 2 млрд. руб., Государственного Эрмитажа – на 900 млн. руб., кинематографии – на 400 млн. руб., театральных фестивалей – на 145 млн. руб., проектов в области современного искусства – на 104 млн. руб. Такие предложения содержатся в разработанном ведомством проекте постановления правительства РФ «О внесении изменений в ФЦП «Культура России» (2017–2018 гг.)».
Кроме того, в связи с появлением большого количества альтернатив для проведения досуга населения, а также снижением доходов населения, привлечь зрителя в театр стало гораздо сложнее. Сегодня, чтобы собрать аншлаг и привлечь целевую аудиторию в театр необходимо разработать и успешно придерживаться грамотной маркетинговой стратегии. Вопросам развития российской сферы культуры в последние годы уделяется большое внимание. Изменение приоритетов политики государства в области распределения доходов поставило данную сферу в крайне сложное финансовое положение. Культурные организации, находившиеся еще в начале 1990-х годов на полном государственном обеспечении, сейчас получают от правительства не более 40% общей суммы расходов. Данное обстоятельство заставляет учреждения искать пути повышения эффективности управления и разрабатывать стратегию в области маркетинга.
По данным Рунета в России в настоящий момент насчитывается 1 105 театров, из них в Москве – 378, а в Санкт-Петербурге – 174.
Объектом исследования дипломной работы является маркетинговая деятельность учреждения культуры.
Предмет исследования – управление маркетинговой деятельностью учреждения культуры.
Объект наблюдения – Автономное Учреждение Республики Саха (Якутия) «Мирнинский театр». Театр способствует развитию культурного и духовного потенциала населения Мирнинского района.
Цель исследования: проанализировать маркетинговую деятельность Автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Мирнинский театр».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- рассмотреть концепцию маркетинга в сфере услуг;
- определить функции, направления маркетинговой деятельности в сфере культуры;
- рассмотреть стратегии маркетинга в сфере культуры;
- изучить состояние сферы театрального искусства России;
- дать организационно-экономическую характеристику Автономного Учреждения Республики Саха (Якутия) «Мирнинский театр»;
- разработать стратегию маркетинга учреждения культуры;
- предложить мероприятия в операционной маркетинговой деятельности учреждения культуры;
- дать рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения маркетинга в Автономном учреждении Республики Саха (Якутия) «Мирнинский театр»;
- сделать обобщающие выводы, по итогу исследования.
К методам исследования относятся методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, теоретические методы и метод обобщения.
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы научные труды отечественных исследователей, материалы периодических изданий и статьи Интернет-ресурсов. Большой вклад в работу был сделан благодаря трудам Т. Амблер, Е.А. Песоцкого, Э. Фарбей и др.
Ценность исследования заключается в возможности его дальнейшего практического использования. Во-первых, как основу для написания более глубокого и масштабного научного исследования. Во-вторых, как лекционный материал для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент» и профилю «Маркетинг».
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования для решения текущих маркетинговых проблем и повышения эффективности управления маркетинговой деятельностью Автономного Учреждения Республики Саха (Якутия) «Мирнинский театр».
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные анализа научно-теоретических предпосылок по теме выпускной квалификационной работы, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи и методы исследования, работы.
В первой главе «Особенности маркетинга в сфере культуры» рассмотрены существующие концепции маркетинга, функции, направления маркетинговой деятельности в сфере культуры и стратегии маркетинга в сфере услуг.
Во второй главе «Исследование потенциала маркетинга в Автономном Учреждении Республики Саха (Якутия) «Мирнинский театр» рассматривается состояние сферы театрального искусства России. Дается организационно-экономическая характеристика, и анализируются текущие маркетинговые решения Автономного Учреждения Республики Саха (Якутия) «Мирнинский театр».
В третьей главе «Стратегия маркетинга Автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Мирнинский театр» даются рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения маркетинга в Автономном Учреждении Республики Саха (Якутия) «Мирнинский театр»
В заключении подведены общие итоги дипломной работы, изложены основные выводы.
Список литературы насчитывает 32 наименования.
1. Амблер, Т. Практический маркетинг [Текст] / Т. Амблер. – СПб: Питер, 2012. – 400 с.
2. Батра, Р. Рекламный менеджмент [Текст] / Р. Батра, Д.Дж. Майерс, Д.А. Аакер – 5-е изд. – М.: Вильямс, 2014. – 300 с.
3. Буранцева, Э.Р. Современные маркетинговые стратегии [Текст] / Э.Р. Буранцева. – М.: КДУ, 2015. – 328 с.
4. Голиков, Е.А. Маркетинг и логистика [Текст] / Е.А. Голиков. ⎯ М.: Издательский Дом РИМ, 2015. – 186 с.
5. Джефкинс, Ф. Реклама [Текст] / Ф. Джефкинс. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 524 с.
6. Есикова, И.В. Подготовка и успешное проведение рекламных кампаний [Текст] / И.В. Есикова. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 200 с.
7. Иган, Д. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений [Текст] / Д. Иган. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 376 с.
8. Колбер, Ф. Маркетинг культуры и искусства [Текст] / Ф. Колбер. – СПб.: Издатель А.И. Васин, 2014. – 180 с.
9. Коленко, С. Менеджмент в сфере культуры и искусства [Текст] / С. Коленко. – М.: Юрайт, 2016. – 370 с.
10. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2015. – 496 с.
11. Кузнецова, И.В. Психология рекламы [Текст] / И.В. Кузнецова. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. – 115 с.
12. Липсиц, И.В. Маркетинговые стратегии для российских компаний [Текст] / И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – СПб: Питер, 2016. – 184 с.
13. Мельникова, Н.А. Стратегическое и тактическое планирование рекламных кампании [Текст] / Н.А. Мельникова. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 100 с.
14. Носова, Н.С. Конкурентная стратегия компании, или Маркетинговые методы конкурентной борьбы [Текст] / Н.С. Носова. – М.: Дашков и К, 2015. – 256 с.
15. Огилв, Д. Огилви о рекламе [Текст] / Д. Огилви. – М: Эксмо, 2011. – 132 с.
16. Песоцкий, Е.А. Реклама [Текст] / Е.А. Песоцкий. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 398 с.
17. Тульчинский, Г. PR в сфере культуры и образования [Текст] / Г. Тульчинский. – М.: Лань, 2012. – 576 с.
18. Ульяновский, А. Реклама в сфере культуры [Текст] / А. Ульяновский. – М.: Лань, 2012. – 520 с.
19. Фарбей, Э. Эффективная рекламная кампания. Руководство по стратегии, планированию и выявлению потенциального потребителя [Текст] / Э Фарбей. – СПб: Питер, 2016. – 274 с.
20. Федотова, Н.Г. Менеджмент в сфере культуры [Текст] / Н.Г. Федотова. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2015. – 282 с.
21. Хулей, Г. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование [Текст] / Г. Хулей, Д. Сандерс, Н. Пирси. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2015. – 800 с.
22. Черчиль, Г.А. Маркетинговые исследования [Текст] / Г.А. Черчиль. ⎯ СПб: «ПИТЕР», 2016. – 432 с.
23. Шекова, Е. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры [Текст] / Е. Шекова. – М.: Лань, 2012. – 120 с.
24. Ян, В. Проведение рекламных кампаний. Стратегия. Структура. Носители [Текст] / В. Ян. – М: Вершина, 2016. – 154 с.
25. Яненко, Я.В. Война за локальные рынки: примеры маркетинговых стратегий [Текст] / Я.В. Яненко. – СПб: Питер, 2011. – 345 с.
26. Клуб друзей как источник финансирования проектов театра [Текст]: журнал / гл. ред. А.А. Екатерининская. – Москва: Церра, 2011. – 2015.
27. Особенности маркетинга в сфере театральной деятельности [Текст] журнал / гл. ред. Т.Н. Канащук. – Омск: Экономика, 2012-2017.
28. Разработка нового товара или услуги: как избежать ошибок и рисков [Текст]: журнал / гл. ред. В.А. Асмолова. – Москва: НОВА, 2009-2012.
29. Современные рекламные стратегии [Текст]: журнал / гл. ред. Б.И. Грачов. – Москва: Церра, 2010-2013.
30. Театр сегодня, вчера, завтра [Текст]: журнал / гл. ред. В.Иванова. – Москва: Готем, 2010-2016.
31. Гончарова, К.В. Понятие целевых аудиторий и их роль в экономическом развитии учреждений, продвигающих концертно-театральные услуги. – Ростов-на-Дону, 2014. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/6091.pdf.
32. Официальный сайт Автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Мирнинский театр» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mirny-theater.ru/