Курсовая работа|Литература

Организация поисковой деятельности на уроке литературы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2022 | Страниц: 34

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Особенности поисково-исследовательского метода

1.2. Формы поисковой деятельности учащихся на уроке литературы

1.3. Значение поисково- исследовательских умений на современном этапе

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

2.1. Технология организации поисково-исследовательской деятельности на уроках литературы 7 классе

2.2. Методические рекомендации для организации поисковой деятельности при изучении современной подростковой литературы в школе (на примере рассказов Н. Дашевской)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Особенно актуальной в современной системе образования является поисковая деятельность, так как именно поисковая деятельность направлена не только на развитие познавательных умений, но и на умение их конструировать, понимать, для чего это нужно, и применять в дальнейшем.

В положении об итоговом индивидуальном проекте, разработанном в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, говорится об обязательной организации работы над итоговым индивидуальным проектом. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ, и является обязательным для каждого обучающегося 9 класса: формой допуска к ГИА. Поэтому учителю важно формировать навыки, требуемые для организации поисковой деятельности. К сожалению, не все учащиеся демонстрируют развитые исследовательские компетенции, многие испытывают трудности в создании творческого продукта. Необходимо проектную деятельность внедрять заранее, так как поисковая деятельность должна носить системный характер, только тогда данная методика будет эффективна.

При проведении поисково-исследовательской деятельности педагогам начальных классов при проведении уроков по окружающему миру необходимо изменить свои позиции и не просто давать детям готовые знания, но и организовывать поисково-исследовательскую деятельность.

Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования поисковых и исследовательских умений обучающихся посредством поисковой деятельности на уроках литературы.

Объект проекта: процесс формирования у учащихся исследовательских умений.

Предмет проекта: поисковая деятельность учащихся как один из методов формирования исследовательской деятельности

Цель: обосновать эффективность поисковой деятельности учащихся для формирования их исследовательских умений

Задачи:

изучить теоретические основы формирования поисковых умений на уроках литературы;

рассмотреть особенности организации метода проекта

Гипотеза: применяя поисково-исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира в начальных классах, возможно, повысить уровень экологического образования у детей и развить у них исследовательские умения.

Методы исследования: структурный, типологический, культурно исторический, экспериментальный (констатирующий, поисковый).

Методологической основой исследования явились работы Е.С. Полат, А.И. Савенкова, И. Свадковского, Ю.О. Стекановой, Н.Ф. Яковлевой, Л.Л. Розанова, В.Н. Янушевского и др.

Практическая значимость: результаты данной работы могут использовать учителя литературы при организации поисковой деятельности учащихся.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (первой теоретической и второй практической), заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Особенности поисково-исследовательского метода

В наше время в школах, на уроках, активно используется поисковая деятельность, которая считается одной из инновационных технологий учебно-воспитательного процесса. Сущность технологии заключается в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к различным проблемам, использовать уже имеющиеся знания и навыки и получать новые при решении проблем. Данная технология способствует формированию жизненных навыков личности школьника.

Рассмотрим понятия «проект», «поисковая деятельность».

Проект - это цепь действий или мероприятий, связанных одной целью или задачами, направленными на определенные результаты, достигаемые именно благодаря действиям именно этого конкретного проекта, ограниченные во времени, выполняемые определенным кругом людей. [19]

Поисковая деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение знаний путём самообразования. [19]

Поисковая деятельность обучающихся - совместная учебно­познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Для поисковой деятельности характерно наличие конкретного представления о конечном продукте, этапах организации деятельности, определение целей и задач, доступных ресурсов, реализации проекта.

Содержательная часть поисковой деятельности:

  • выявление и анализ проблемы;
  • постановка цели;
  • выявление средств ее достижения;
  • поиск и анализ информации;
  • оценка полученных результатов и выводов.

Технология поисковой деятельности является одним из эффективных методов развивающего обучения, способствует формированию самостоятельных исследовательских умений, развитию логического мышления и творческих способностей. Знания, полученные в ходе выполнения проекта, помогают решать важные жизненные проблемы.

Целью поисковой деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

  1. Божкова Г.Н. Типы героев-подростков в современной юношеской прозе / Г.Н. Божкова, З. Ибришевич // Цифровая наука. - 2021. - №3. -С.80-95.
  2. Гутрина Л.Д. Современная проза на уроках литературы: книга Н. Дашевской «Около музыки» // Филологический класс. - 2015. - № 4 (42). - С. 52-54.
  3. Дашевская Н.С. Около музыки. - М.: КомпасГид ИД, 2017. - 128 с.
  4. Дашевская Н.С. Второй (сборник). - М.: КомпасГид ИД, 2018. - 128 с.
  5. Катайкина И.В. Организация поисковой деятельности по литературе с

учащимися 8-9 классов как способ развития исследовательских умений школьников [Электронный ресурс]. - URL: https://multiurok.ru/files/proiektnaia-dieiatiel-nost-80.html (дата обращения 20.12.2023).

  1. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2018. - 175 с.
  2. Маренкова Н. В. Поисковая деятельность учащихся на уроках

литературы. - [Электронный ресурс]. -URL: https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-literaturi-klass- 2032464.html (дата обращения: 20.12.2023).

  1. Национальная программа поддержки и развития чтения / Федеральное

агентство по печати и массовым коммуникациям. - [Электронный ресурс] -URL:http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122 (дата

обращения: 20.12.2023).

  1. Огородникова, И. А. Организация поисковой деятельности на уроках

литературы / И. А. Огородникова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016.— С. 173-175.— URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9564/ (дата обращения: 19.12.2023).

  1. Охрименко М.П. Учебный проект по литературе/ Литература в школе. 2013. № 1. С.41-42.
  2. Патрик Т.Л. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по литературе в профильной школе: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Т.Л. Патрик. - М., 2007. - 249 с.
  3. Перунов А.Ю. Роль идеала в становлении образа подростка // Шаг в науку. - 2018. - №1. - С.68-69.
  4. Петренко В.Н. Поисковая мастерская «Литературный блог» как форма организации внеурочной деятельности/ Литература в школе. 2022. №4.

С. 98-109.

  1. Полат Е.С. Метод проектов / Е.С. Полат // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова.- Обнинск: Титул, 2010.- С. 254-264.
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [Текст] учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. - 3-е изд., исправ. и допол. - М.: Академия, 2011. - 412 с.
  3. Поливанова К.Н. Поисковая деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
  4. Полковникова И.В. К вопросу о проблематике современной литературы для подростков (тема семьи и семейных ценностей в контексте литературной истории и социологии детства) // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2019. - № 7. - С. 98-102.
  5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования // Институт стратегии развития образования Российской Академии образования. - М., 2022. - 1418 с.
  6. Розанов, Л.Л. Метод проектов как педагогическая технология [Текст] / Л.Л. Розанов // Педагогика. - 2014. - №4. - С. 74-77.
  7. Хомич Э.П. — Подросток в литературе нового типа // Литература в школе. 2015. - № 7. - С. 17-20.
  8. Челышева И.Л. Групповая поисковая деятельность учащихся/ Литература в школе. 2015. № 2. С. 25
  9. Чернобровкина С.В. Образ героя современных подростков // Вестник ОмГУ: Психология. - 2013. - № 2. - С. 23-32.
  10. Яковлева Н.Ф. Поисковая деятельность в образовательном учреждении: [Текст] учеб. пособие. - 2-е изд., стер. / Н.Ф. Яковлева. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 144 с.
  11. Янушевский В.Н. Учебный исследовательский проект в основной средней школе/ Литература в школе. 2015. № 2. С. 24

 

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское