ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Особенности поисково-исследовательского метода
1.2. Формы поисковой деятельности учащихся на уроке литературы
1.3. Значение поисково- исследовательских умений на современном этапе
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1. Технология организации поисково-исследовательской деятельности на уроках литературы 7 классе
2.2. Методические рекомендации для организации поисковой деятельности при изучении современной подростковой литературы в школе (на примере рассказов Н. Дашевской)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Особенно актуальной в современной системе образования является поисковая деятельность, так как именно поисковая деятельность направлена не только на развитие познавательных умений, но и на умение их конструировать, понимать, для чего это нужно, и применять в дальнейшем.
В положении об итоговом индивидуальном проекте, разработанном в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, говорится об обязательной организации работы над итоговым индивидуальным проектом. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ, и является обязательным для каждого обучающегося 9 класса: формой допуска к ГИА. Поэтому учителю важно формировать навыки, требуемые для организации поисковой деятельности. К сожалению, не все учащиеся демонстрируют развитые исследовательские компетенции, многие испытывают трудности в создании творческого продукта. Необходимо проектную деятельность внедрять заранее, так как поисковая деятельность должна носить системный характер, только тогда данная методика будет эффективна.
При проведении поисково-исследовательской деятельности педагогам начальных классов при проведении уроков по окружающему миру необходимо изменить свои позиции и не просто давать детям готовые знания, но и организовывать поисково-исследовательскую деятельность.
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования поисковых и исследовательских умений обучающихся посредством поисковой деятельности на уроках литературы.
Объект проекта: процесс формирования у учащихся исследовательских умений.
Предмет проекта: поисковая деятельность учащихся как один из методов формирования исследовательской деятельности
Цель: обосновать эффективность поисковой деятельности учащихся для формирования их исследовательских умений
Задачи:
изучить теоретические основы формирования поисковых умений на уроках литературы;
рассмотреть особенности организации метода проекта
Гипотеза: применяя поисково-исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира в начальных классах, возможно, повысить уровень экологического образования у детей и развить у них исследовательские умения.
Методы исследования: структурный, типологический, культурно исторический, экспериментальный (констатирующий, поисковый).
Методологической основой исследования явились работы Е.С. Полат, А.И. Савенкова, И. Свадковского, Ю.О. Стекановой, Н.Ф. Яковлевой, Л.Л. Розанова, В.Н. Янушевского и др.
Практическая значимость: результаты данной работы могут использовать учителя литературы при организации поисковой деятельности учащихся.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (первой теоретической и второй практической), заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Особенности поисково-исследовательского метода
В наше время в школах, на уроках, активно используется поисковая деятельность, которая считается одной из инновационных технологий учебно-воспитательного процесса. Сущность технологии заключается в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к различным проблемам, использовать уже имеющиеся знания и навыки и получать новые при решении проблем. Данная технология способствует формированию жизненных навыков личности школьника.
Рассмотрим понятия «проект», «поисковая деятельность».
Проект - это цепь действий или мероприятий, связанных одной целью или задачами, направленными на определенные результаты, достигаемые именно благодаря действиям именно этого конкретного проекта, ограниченные во времени, выполняемые определенным кругом людей. [19]
Поисковая деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение знаний путём самообразования. [19]
Поисковая деятельность обучающихся - совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Для поисковой деятельности характерно наличие конкретного представления о конечном продукте, этапах организации деятельности, определение целей и задач, доступных ресурсов, реализации проекта.
Содержательная часть поисковой деятельности:
- выявление и анализ проблемы;
- постановка цели;
- выявление средств ее достижения;
- поиск и анализ информации;
- оценка полученных результатов и выводов.
Технология поисковой деятельности является одним из эффективных методов развивающего обучения, способствует формированию самостоятельных исследовательских умений, развитию логического мышления и творческих способностей. Знания, полученные в ходе выполнения проекта, помогают решать важные жизненные проблемы.
Целью поисковой деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.