Введение
1. Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
2. Направления и формы патриотического воспитания
3. Примерная программа патриотического воспитания в образовательном процессе школы
Заключение
Библиографический список источников и литературы
Актуальность проблемы исследования обусловлена потребностью современного общества в людях, относящихся к своей родине с должной степенью любви и преданности. Патриотическое воспитание школьников является залогом создания их нравственного фундамента, который формируется для того, чтобы они выросли преданными своей стране и смогли продолжить дело взрослых, которые сохраняют её экономическую независимость и политический суверенитет.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования одной из ведущих задач выделяется формирование патриотической ориентации у детей как на уроках, так и во внеурочной деятельности [18].
Правовой основой патриотического воспитания в нашей стране является множество документов, но среди основных необходимо выделить следующие: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об образовании в РФ», «О днях воинской славы и памятных датах России».
Современные научные подходы к проблеме патриотического воспитания школьников представлены в работах И.Ф. Харламова [21], А.И. Шемшуриной [23]. Особенности организации воспитания патриотизма в школе раскрываются в работах И.А. Агаповой [2], С.В. Абрамовой [1]. Проблемой реализации патриотического воспитания подрастающего поколения занимались Е.В. Усатова [17], В.И. Лесняк [9].
Объект исследования: процесс патриотического воспитания в образовательном процессе школы.
Предмет исследования: направления и формы патриотического воспитания в образовательном процессе школы.
Цель исследования: теоретически обосновать направления и формы патриотического воспитания в образовательном процессе школы.
Гипотеза: патриотическое воспитания в образовательном процессе школы будет действенным, если педагог будет систематически применять следующие направления и формы патриотического воспитания: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое направление в форме открытых уроков и внеклассных занятий.
Задачи исследования:
- дать определение понятиям «патриотизм», «патриотическое воспитание»;
- охарактеризовать направления и формы патриотического воспитания;
- представить примерную программу патриотического воспитания в образовательном процессе школы.
Методы исследования:
- теоретические – анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;
- эмпирические – эксперимент, беседа, наблюдение, изучение педагогического опыта,
- методы обработки результатов исследования: регистрация, процентное распределение данных, ранжирование, графической обработки данных (таблицы, рисунки), качественный анализ и интерпретация результатов исследования.
1. Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
Вопросы патриотического воспитания школьников всегда находились в центре внимания педагогических работников, поскольку чувство патриотизма должно закладываться в молодые умы ещё со школьной скамьи.
Воспитание ответственности за свою страну, за свой народ находится в центре внимания педагогов в нашей стране как составляющая воспитательного процесса в школьные годы.
Современные условия политического и культурного развития нашего общества накладывают особую ответственность педагогов перед детьми за правильное развитие жизненных ориентиров.
Существуют объективные причины, которые сдерживают проявление патриотических чувств у детей младшего школьного возраста [6]:
- ослабление связей между поколениями приводит к минимизации влияния на школьников отцов и дедов, прошедших горячие точки;
- многообразие этнокультурных традиций в настоящее время приводит к потере внутренних ориентиров у школьников, особенно у младшей категории;
- многопартийность накладывает отпечаток на размытость в сознании неокрепших умов относительно выбора патриотических ценностей.
В этих условиях на педагогов возлагается особая ответственность за формирование у школьников патриотических настроений и реализацию государственных проектов в области патриотического воспитания.
В рамках государственных проектов патриотического воспитания школьников реализуется программа по патриотическому воспитанию, однако, она не адаптирована на воспитание детей младшего школьного возраста. В рамках закона РФ «Об образовании» разрабатываются направления патриотического воспитания школьников, однако, необходимо отметить, что этих мер явно недостаточно для всестороннего охвата младших школьников комплексом мероприятий по патриотическому полноценному воспитанию.
К патриотическому воспитанию необходим подход на основе научного анализа самого понятия «патриотизма». Составитель толкового словаря С.И. Ожегов определяет патриотизм через преданность отечеству, основанную на любви к родной земле [16].
Термин в современной энциклопедии звучит более объёмно и определяется как любовь к культуре, к народным традициям, преданность людям, живущим на родной земле, знание истоков культуры [15].
Чтобы рассмотреть понятие патриотизма более подробно, необходимо подойти к нему с трёх позиций; историко-философской; социально-педагогической и психолого-педагогической.
Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] - М.: Глобус, 2016. - 224 с.
Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия [Текст]: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2018. - 368 с.
Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. 2018. № 2. С. 37-42.
Быков, А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. - 2019. - №7. - С.21 - 24.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2026 годы» [Электр. ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/ (дата обращения: 29.04.2023).
Ёлкин С.М., Косова А.А. О содержании понятий «Патриотизм» и «Патриотическое воспитание» // Вестник НовГУ. 2021. №1 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-soderzhanii-ponyatiy-patriotizm-i-patrioticheskoe-vospitanie (дата обращения: 29.04.2023).
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ (дата обращения: 29.04.2023).
Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. 4-е изд. М.: Политиздат, 1982. - 431 с.
Лесняк. В. И. О ходе модернизации российского образования // Воспитание школьников. - 2019. - №10. - С.3 - 7.
Лосева В. К. - Рисуем семью. Диагностика семейных отношений URL. https://znanio.ru › media › loseva-v-k-risuem-semyu-. (дата обращения: 29.04.2023).
Маслова Т.М. Методика «Я – патриот». Режим доступа: https://mirznanii.com/a/180585–8/ formirovanie-patriotizma-u-mladshikh-shkolnikovsredstvami-kraevedcheskoy-raboty-8/
Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учеб.-метод. пособие. Белгород: ИД «Белгород», 2018. - 156 с.
Силакова О.В., Спицына Т.А. Патриотическое воспитание в общеобразовательных школах как приоритетное направление в российском образовании // МНКО. 2017. №5 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-v-obscheobrazovatelnyh-shkolah-kak-prioritetnoe-napravlenie-v-rossiyskom-obrazovanii (дата обращения: 11.01.2024).
Современная энциклопедия [Электр. ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/36098 (дата обращения: 11.01.2024).
Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
Усатова, Е.В. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины) [Текст] - Волгоград: Учитель, 2018. - 137 с.
ФГОС основного общего образования URL: https:// edu.yar.ru (дата обращения: 11.01.2024).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации Режим доступа: http://www.nsportal.ru/nsportal/20/83694/ (дата обращения: 11.01.2024).
Харламов, И.Ф. Практическая педагогика: Учебное пособие / И.Ф. Харламов - 7 - е издание [Текст] - МН.: Университетское, 2012 - 560 с.
Шемшурина, А.И. Патриотическое воспитание школьников. Кн. для учителя. Учеб. - метод. пособие / А.И. Шемшурина [Текст] - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. - 110 с.