ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВИРАСХОДОВ В БЮДЖЕТНЫХУЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1 Понятие бюджетного учреждения и место финансов бюджетных учреждений в финансовой системе РФ
1.2 Особенности финансирования бюджетных учреждений
1.3 Финансовое планирование в бюджетных учреждениях
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИИ НА ПРИМЕРЕ МБУ»ГИМНАЗИЯ
2.1
2.2 Анализ организации планирования доходов и расходов
2.3 Анализ результативности использования бюджетных и внебюджетных средств
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИИ В МБУ»ГИМНАЗИЯ
3.1 Основные пути повышения эффективности процессов планирования,
3.2 Рекомендации и предложения по совершенствованию финансирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Вопросы, которые касаются образования в любом государстве, являются приоритетными вопросами, потому что получение образования – это один из важнейших конституционных прав граждан Российской Федерации. Статьей 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый гражданин нашей страны имеет право на образование. При этом Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно.
Однако следует отметить, что организация образовательного процесса, его качество, конкурентно- и работоспособность во многом зависит от условий финансирования образовательных учреждений.
Значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала - одного из ключевых факторов общественного и государственного развития.
В широком смысле, человеческий капитал представляет собой производительный фактор, имеющий существенное значение для интенсивного развития экономики и общества, элементами которого являются часть трудовых ресурсов, характеризующаяся наличием определенного образования, а также банк знаний, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, способные к обеспечению эффективного и рационального функционирования человеческого капитала.
Первая основополагающая ступень системы развития общества и образования представлена школой. Школа, в ее широком понимании, имеет значение важнейшего фактора гуманизации общественно-экономических отношений, обеспечивающего формирование комплекса жизненных установок индивидуума.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их потенциальные результаты, обладающие способностями к сотрудничеству, характеризуемые качествами мобильности, динамизма, конструктивности, патриотизма.
Также необходимо учитывать, что качество организации системы образования оказывает влияние не только на результаты обучения в высшей и средней специальной школе, но и на уровень эффективности использования ассигнований, выделяемых государственным бюджетом на финансирование образовательных учреждений, вследствие чего функционированию данных организаций и их экономической деятельности следует уделять особое внимание.
Актуальность темы курсовойработы обусловлена тем, что образование играет важную роль в жизни высокоразвитого экономического общества. Кроме того, необходима финансовая поддержка бюджетных образовательных учреждений и правильное, рациональное планирование доходов и расходов в бюджетных учреждениях.
Объектом исследования курсовойработы выступает МБУ «Гимназия № 48». Предметом исследования курсовойработы являются процессы организации планирования доходов и расходов МБУ «Гимназия № 48».
Целью данной курсовойработы является проведение анализа деятельности МБУ «Гимназия № 48» по вопросам планирования доходов и расходов и на основе этого разработать рекомендации и предложения по совершенствованию финансирования МБУ «Гимназия № 48». В соответствии с поставленной целью в ходе курсовойработы необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы планирования доходов и расходов бюджетных учреждений, в частности, раскрыть понятие бюджетного учреждения; раскрыть особенности финансирования бюджетных учреждений; раскрыть финансовое планирование в бюджетных учреждениях;
2) провести анализ планирования доходов и расходов в бюджетном учреждении на примере МБУ «Гимназия № 48», в том числе, рассмотреть организационно-экономическую характеристику МБУ «Гимназия № 48», проанализировать процесс организации планирования доходов и расходов МБУ «Гимназия № 48», а также проанализировать результативность использования бюджетных и внебюджетных средств МБУ «Гимназия № 48»;
3) разработать рекомендации и предложения по совершенствованию планирования доходов и расходов в МБУ «Гимназия № 48», а именно, осветить основные пути повышения эффективности процессов планирования, финансирования и использования средств бюджетных учреждений; разработать рекомендации и предложения по совершенствованию финансирования МБУ «Гимназия № 48».
Структура курсовойработы обусловлена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Методической и теоретической базами проведенного исследования явились Бюджетный и Гражданский кодексы Российской Федерации, нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации, труды российских и зарубежных авторов в сфере управления государственными и муниципальными финансами, публикации периодической литературы в сфере экономики, сведения статистической отчетности, интернет-ресурсы, а также данные, полученные непосредственно в ходе прохождения производственной и преддипломной практик в МБУ «Гимназия № 48».
В процессе написания курсовойработы были использованы общенаучные методы исследования, такие как обзор, анализ, синтез, способы обобщения и сравнения, системный подход, логическое, графическое и экономико-математическое моделирование.
Хронологические рамки исследования выпускной квалификационной работы охватывают период с 2020 по 2022 год.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций и предложений по совершенствованию финансирования МБУ «Гимназия № 48».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
- Понятие бюджетного учреждения и место финансов бюджетных учреждений в финансовой системе РФ
Бюджетные учреждения имеют значение важных субъектов финансово-экономических отношений, независимо от типа организации системы хозяйствования и в модели государственного устройства, в связи с чем их роль в развитии экономической и социальной сфер существенно возросла. Данный факт также подтверждается тем обстоятельством, что результативностью их функционирования характеризуется степень полезности, реализованной ими деятельности - представления услуг широким слоям населения.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Федеральным законом от 12.01 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» регламентируется деятельность бюджетных учреждений (далее по тексту - Закон № 7-ФЗ) [6].
Деятельность бюджетного учреждения финансируется за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а также целевых субсидий.
Бюджетное учреждение имеет право осуществлять деятельность, приносящую доход сверх установленного государственного (муниципального) задания, если такая деятельность предусмотрена его уставом [14, с. 687].
Выделим основные признаки бюджетных учреждений:
1) учредителями выступают органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления (акционерные общества, кооперативы не могут создать бюджетные учреждения);
2) целью создания бюджетных учреждений являются функции некоммерческого характера, при этом все самостоятельно заработанные средства данных учреждений должны направляться только на расширение и развитие услуг, указанных в их учредительных документах;
3) бюджетные учреждения должны финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта федерации, муниципального бюджета или бюджета внебюджетного фонда;
4) основой финансового планирования бюджетных учреждений является смета доходов и расходов.
Как и любая другая классификация, классификация бюджетных учреждений может быть рассмотрена по многим признакам (критериям).
Рассмотрим классификацию бюджетных учреждений:
1) В зависимости от выполняемой функции (по роду деятельности):
государственный менеджмент и местное самоуправление (например, Комитет РФ по финансовому мониторингу, Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, Счетная палата, Министерство финансов РФ и др.);
судебная власть (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд);
международная деятельность, посольства и представительства за рубежом.
2) В зависимости от источника финансирования:
учреждения, финансирование которых осуществляется за счет федерального бюджета;
учреждения, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ;
учреждения, финансирование которых осуществляется за счет средств местных бюджетов.
3) По источникам формирования средств:
предоставляющие услуги физическим и юридическим лицам на коммерческой основе, чем обусловлено наличие собственных источников финансовых средств;
не предоставляющие платные услуги.
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2020 № 2-ФКЗ, от 21.07.2020 № 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 05.03.2017 года)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2022) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 23.05.2022, с изм. от 02.06.2022) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 21.03.2017 года)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 года №51-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 15.03.2017 года)
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 05.04.2017 года)
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.06.2022) СПС КонсультантПлюс (дата обращения 21.04.2017 года)
6. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 23.05.2022) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 05.05.2017 года)
7. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2022) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 15.05.2017 года)
8. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-Ф (ред. от 05.05.2020) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 25.05.2017 года)
9. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (от 02.06.2022) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 07.03.2017 года)
10. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н (ред. от 16.11.2022) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 23.05.2017 года)
11. О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения: Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н (ред. от 29.08.2022) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 01.06.2017 года)
12. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н 33н (ред. от 01.03.2017) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 27.03.2017 года)
13. Постановление администрации Автозаводского района г. Тольятти от 16.03.1994 г. № 447/3 «О создании школы-гимназии № 48»
14. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2020. – 687 с.
15. Бедрачук, И.А. Финансы бюджетных организаций: учебное пособие / И.А. Бедрачук, Е.В. Пивень. – Владивосток: ВГУЭС, 2013. – 52 с.
16. Гурунян, Т. В. Финансы бюджетных учреждений / Т. В. Гурунян. – Новосибирск: СибАГС, 2010. – 190 с.
17. Жуклинец, И. И. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / И. И. Жуклинец. – М.: Юрайт, 2021. – 504 с.
18Каурова, О. В. Бухгалтерский учет и экономический анализ гостиничного предприятия : учебное пособие для вузов по направлению подготовки "Гостинич. дело" / О. В. Каурова, А. Н. Малолетко, О. С. Юманова. - Москва : КноРус, 2017. - 260 с. – ISBN 978-5-406-03280-0. - Текст : непосредственный.
19. Магомедова, Д.М. Финансы бюджетных учреждений: учебное пособие / Д.М. Магомедова. – Махачкала: ДГИНХ, 2020. – 88 с.
20. Сабырова, Г.Ж. О некоторых проблемах бюджетного планирования в государственных образовательных учреждениях / Г.Ж. Сабырова // Известия вузов. – 2020. – №6. – С. 119-122.
21. Чиненов, М. Бюджетное планирование и прогнозирование / М. Чиненов, В. Семибратов. – М.: Де-По, 2021. – 118 с.
22. Чумичева, Г.А. Проблемы планирования бюджетных расходов / Г.А. Чумичева // Сервис в России и за рубежом. – 2013. – №3. – С. 74-81.
23. Almos Tassonyi. Municipal Budgeting / Almos Tassonyi // Canadian Tax Journal. – 2013. Vol. 50, – №1. – P. 181-198.
24. Christopher J. Swanson. Long-Term Financial Forecasting for Local Governments / Christopher J. Swanson // Government Finance Review. – 2020. – №10. – P. 60-66.
25. Todea Nicolae. The budget, an instrument for planning and controlling the costs/ Todea Nicolae, Calin Anca // Economics Series. – 2013. – Vol. 19, Issue 2. – P. 919-924.
26. Petru Filip. The econometrics of the forecasting of financial resources, a main component of the financial management / Petru Filip // Annals of Faculty of Economics. – 2020. – Vol. 4, Issue 1. – P. 1096-1098.
27. Tatiana-Camelia Dogaru. The rational distribution of public resources: a challenge for public budgets reform / Tatiana-Camelia Dogaru // Economics Series. – 2020. – Vol. 24, Issue 3. – P. 25-30.
28. Официальный сайт МБУ «Гимназия № 48» // Режим доступа: http://school48.tgl.ru/
29. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // Режим доступа: http://minfin.ru/ru/
30. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/