Курсовая работа|Коммерческая деятельность

Проектная деятельность в дополнительном образовании как средство развития лидерских качеств обучающихся

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2022 | Страниц: 51

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы проектной деятельности в дополнительном образовании как средство развития лидерских качеств обучающихся

1.1 Проблемы развития лидерских качеств в научной литературе

1. Видение и целеустремленность – это два взаимосвязанных качества, которые являются необходимыми для успешного лидера.

Видение - это способность лидера представить желаемое будущее. Оно должно быть ясным, вдохновляющим и достижимым. Последователи должны понимать, к чему они стремятся. Видение должно быть быть реалистичным и мотивировать людей совершать определенные действия для достижения поставленных целей.

Целеустремленность - это способность лидера добиваться своих целей с такими свойствами, как: настойчивость, упорство, способность к мотивации. Лидер не должен сдаваться перед препятствиями, должен быть готов идти вперед и вдохновлять на достижение общих целей.

Видение и целеустремленность взаимодополняют друг друга, так как видение дает направление, а целеустремленность помогает достичь этого направления.

2. Коммуникабельность - это способность человека эффективно взаимодействовать с другими людьми, благодаря которой лидер может донести до своих последователей свои идеи и цели, мотивировать своих последователей, создать в коллективе благоприятный психологический климат и построить крепкие отношения со своими коллегами. Наличие коммуникабельности говорит о том, что лидер умеет ясно и четко излагать свои мысли, активно слушать и понимать собеседника, адаптировать свой стиль общения к разным людям и держать обратную связь.

3. Решительность - это способность человека принимать решения и действовать в условиях неопределенности, благодаря которой лидеры могут быстро и эффективно решать проблемы и брать ответственность за эти действия на себя. Благодаря решительности лидеры способны анализировать ситуацию и принимать оптимальное решение даже в непривычных, сложных, стрессовых условиях, умеют нести риск и не бояться ошибок.

4. Честность и порядочность являются неотъемлемыми качествами успешного лидера и позволяет создать атмосферу доверия и уважения в команде и принимать справедливые и объективные решения для достижения поставленных целей.

Честность проявляется в правдивости, искренности и прозрачности. Лидер всегда говорит правду, даже если она неприятная; он открыт и честен со своими последователями и готов отчитаться перед ними.

Порядочность проявляется в справедливости, ответственности и этичности. Лидер ко всем относится одинаково, независимо от их положения, всегда отвечает за свои слова и поступки и и поступает по совести.

5. Эмоциональный интеллект- это способность, благодаря который лидеры могут распознавать и управлять своими и чужими эмоциями для достижения поставленных целей С использованием эмоционально интеллекта можно создать в коллективе позитивную атмосферу для мотивации сотрудников на принятие правильных решений.

6. Гибкость и адаптивность - ключевые качества современного лидера. В динамичном мире, где ситуация может измениться в любой момент, лидеры, способные адаптироваться, имеют больше шансов на успех. Гибкость предполагает открытость переменам, способность менять свои планы и подходы, открытость к новым идеям и умение учиться на своих ошибках. Адаптивность проявляется в способности быстро усваивать новую информацию, в умни применять свои знания и навыки в новых ситуациях, в способности находить нестандартные решения.

Саморазвитие - процесс сознательного совершенствования личности, направленный на раскрытие своего потенциала и достижение жизненных целей. Лидер должен постоянно развиваться в различных направлениях, например он должен совершенствовать свои коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект, развивает управленческие и организационные способности, и таким образом, служить примером для своих последователей, чтобы и они регулярно занимались своим профессиональным ростом и совершенствованием.

Лидеры, обладающие описанными выше качествами, могут эффективно решать проблемы, мотивировать и вдохновлять своих последователей, создавать благоприятный психологический климат, который будет способствовать решению поставленных целей.

1.2 Психологические особенности развития лидерских качеств обучающихся

1.3 Проектная работа в научной литературе

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию лидерских качеств

2.1 Организация экспериментальной работы по развитию лидерских качеств в дополнительном образовании

2.2 Анализ экспериментальной работы

Заключение

Список литературы

 

Явление лидерства обнаруживается во всех сферах нашей жизни, его можно назвать условием эффективной работы любой организации. Глобальные изменения, происходящие в современном обществе определили спрос на лидерство как способность личности объединять других людей для достижения поставленных целей. Современное общество нуждается в особом типе личности, которая стремится к достижению успеха, проявляя активность, инициативность и ответственность, к изменению объективного положения вещей не только в частной, но и в социальной жизни, т.е. стремится быть субъектом своей жизни, обеспечивая тем самым личностный и социальный прогресс. Знание детерминант представлений о лидерских качествах способствует эффективному формированию мотивации достижения, адекватных установок в достижении цели, результативности в деятельности и жизнедеятельности, готовности личности быть ответственной за собственные достижения. В решающие моменты жизни общества важен поиск и выдвижение новых людей, способных на преобразование и управление.

Дети школьного возраста хотят иметь авторитет среди одноклассников и друзей, взрослые люди хотят иметь успех на работе и занимать руководящие должности, пожилые люди мечтают, чтобы к их мнению прислушивались. Для реализации всех этих желаний человек должен обладать определенным набором лидерских качеств.

Формирование лидерских качеств – это длительный процесс, который должен продолжаться в течении всей жизни человека. При этом начальную школу можно считать идеальным временем для закладывания основ развития лидерских качеств. Младшие школьники отличаются восприимчивостью ко всему новому, готовностью к экспериментированию, их юный возраст делает их более открытыми к обучению и развитию новых лидерских качеств. Младший школьный возраст - это также период активного формирования личности, дети начинают осознавать себя как часть коллектива и общества и развитие лидерских качеств в этот период может оказать положительное влияние на всю их дальнейшую жизнь. Дети начальной школы полны энергии и энтузиазма, их природная любознательность и стремление к познанию могут быть использованы для развития лидерских качеств. Кроме того младшие школьники легко поддаются вдохновению, они с интересом слушают истории о лидерах и стремятся подражать им, что можно использовать для формирования у учащихся начальной школы лидерских качеств.

Современный школьник должен уметь показать себя и выделиться в коллективе сверстников, проявить умения вести за собой и показать свои качества и достоинства. Психологически важно ориентироваться в социуме, выделяться из группы, быть принятым, уметь ориентироваться в сложившихся условиях. Все лидерами быть не могут, но детям, у которых имеются данные задатки, нужна поддержка со стороны, для оптимального развития лидерских качеств.

Дополнительное образование является важной частью социализации учащихся начальной школы. Оно позволяет детям раскрыть свои способности, интересы и таланты, а также получить новые знания и умения. Система дополнительного образования является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей, интересов учащихся, формирования лидерских качеств.

В качестве одного из важнейших средств развития лидерских качеств у учащихся начальных классов в дополнительном образовании рассматривается проектная деятельность, под которой понимается дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных и лидерских качеств. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть использована для того, чтобы организовать игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную и продуктивную деятельность младших школьников.

В процессе проектной деятельности в дополнительном образовании у учащихся начальной школы развиваются важные личностные качества, необходимые лидерам например коммуникативные умения, связанные с умением общаться с другими участниками проектной деятельности, обмениваться информацией и договариваться о совместном взаимодействии. В процессе проектной деятельности учащиеся учатся работать в команде для достижения общей цели. Важные лидерские качества – это также креативность и инициативность, так как работая над проектом учащиеся должны самостоятельно планировать свою работу из-за отсутствия готовых решений и быть ответственными за получение качественных результатов ее выполнения.

Теоретико-методологической основой исследования являются исследования зарубежных ученых А. Адлера, З. Фрейда К.Г. Юнга, Ж.Ж. Руссо, Дж. Дьюи, В. Килпатрика, Э.Коллингса и др. и отечественных И.Р. Колтуновой, Л.И. Кравченко, Л.Р. Кричевского, Е.С. Кузьминв, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, Л.И. Уманского и др., в работах которых изучались особенности феномена лидерства, а также проблемы развития лидерских качеств преимущественно у людей в зрелом возрасте. Что касается лидерских качеств детей младшего школьного возраста, то данный вопрос в современных психологических исследованиях изучен недостаточно. Кроме того были использованы исследования Д. Дьюи, B.C. Полат и др., в которых определен понятийный аппарат проектной методики и технология ее использования в учебно-воспитательном процессе.

С точки зрения актуальности проблемы развития лидерских качеств у учащихся начальных классов с использованием проектной деятельности в дополнительном образовании было сформулировано противоречие между организацией процесса формирования лидерских качеств у школьников младшего школьного возраста и недостаточным методическим обоснованием способов их формирования и применением средств проектной деятельности в дополнительном образовании.

Опираясь на обозначенную выше актуальность исследования и сформулированное противоречие, бала обозначена проблема исследования: каковы особенности проектов, направленных на развитие лидерских качеств у школьников младших классах школьников во внеурочной деятельности.

Цель исследования: рассмотреть особенности использования проектной деятельности в дополнительном образовании как средства развития лидерских качеств обучающихся.

Объект исследования: развитие лидерских качеств младших школьников

Предмет исследования: проектная деятельность в дополнительном образовании как средство развития лидерских качеств.

Задачи исследования:

1) дать понятие о лидерских качествах в научной литературе

2) выделить особенности развития лидерских качеств обучающихся

3) охарактеризовать особенности использования метода проектов в развитии лидерских качеств обучающихся

4) провести экспериментальную работу по развитию лидерских качеств обучающихся с использованием проектной деятельности в дополнительном образовании

Гипотеза исследования: целостная программа работы по использованию проектной деятельности в дополнительном образовании способствует развитию лидерских качеств у младших школьников.

Методы исследования:

Теоретические методы:

- анализ психолого-педагогической литературы;

Эмпирические методы:

- анкетирование; статистические методы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе проекты развития лидерских качеств учащихся младшего школьного возраста могут быть использованы в проектной деятельности в дополнительном образовании в начальной школе.

Экспериментальная база исследования: МБУ «Школа № 16» г.о. Тольятти. Выборка составила 48 человек в возрасте 8-9 лет.

Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

 

Глава 1. Научно-теоретические основы проектной деятельности в дополнительном образовании как средство развития лидерских качеств обучающихся

1.1 Проблемы развития лидерских качеств в научной литературе

Изучение феномена лидерства имеет глубокую историю. Уже в древности существовали различные представления о лидерстве и лидерских качествах, которые были основаны на религии, философии, политике и практическом опыте. Так, например, в Древней Греции Платон в своих трудах "Государство" и "Законы" рассуждал о качествах идеального правителя, он считал, что лидером должен быть философ, который обладает знанием, мудростью и силой. В Древнем Риме Макиавелли в своей книге "Государь" изложил прагматичный взгляд на лидерство, согласно которому  лидер должен быть эффективным и добиваться своих целей, используя любые средства.

В современных психологических исследованиях под лидерством понимается многогранное явление, которое можно рассматривать как процесс влияния на людей для достижения общей цели или как совокупность качеств, которые позволяют человеку быть лидером, а также как способность мотивировать и вдохновлять людей. В изучении данного понятия используется комплексный подход, согласно которому необходимо учитывать личностные качества и  стиль поведения лидера; ситуацию, в которой он действует, а также взаимоотношения с последователями.

Так, в работах А. Л. Уманского под лидерством определяется «один из компонентов блока общих качеств структуры группы – естественно возникающий с развитием группы как коллектива феномен, отражающий степень дифференциации членов группы по степени влияния на группу в целом» [25]. Психолог выделяет общие и специфические качества лидера. К общим качествам можно отнести качества, которые могут быть не только у лидера, но и у любого другого человека, но они обязательно должны способствовать организации эффективной деятельности лидера. Группу из специфических лидерских качеств представляют такие качества:

- организаторская проницательность - тонкая психическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого человека его место в зависимости от индивидуальных особенностей;

- способность к активному психологическому воздействию - разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации;

склонность к организаторской работе, лидерской позиции, потребность брать на себя ответственность [1].

 

1. Авдеев П.С. Организационное лидерство: обзор теории черт [Текст] / П.С. Авдеев // Гуманитарные научные исследования.  – 2014.  – № 10. – С. 56-67

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И.Божович. Гончаров М.: Просвещение, 2002. – 446 с.

3. Голуб, Г.Б., Чуракова, О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. –Самара, 2003

4. Гончаров, В. Лидерство как фактор групповой деятельности: опыт социально-психологического исследования спортивных команд [Текст] / В. Гончаров: автореф.дис.канд.философ.наук. – М.: 1971

5. Горшкова, В.В. Интерпретации педагогической концепции Джона Дьюи в российской педагогике 20-30 гг. XX в. [Текст] / В. В. Горшков // Педагогика. – 2009. - № 1.-С. 60-72.

6. Ершов, А.А. Лидер и авторитет группы Текст. / А.А. Ершов // Экспериментальная и прикладная психология. 1971. – № 4. – С. 11–16.

7. Зайцева, Е.М. Некоторые особенности лидерства в контактных группах школьников [Текст] /Е.М.Зайцева //Психология возрастных коллективов. – Кострома,1978. – С.57-59.

8. Киричук, А.В. Структура и динамика взаимоотношений в коллективе / А.В. Киричук //Коллектив, личность ребенка, внутри коллективные отношения. – М.: Изд-во МГУ, 1970. – С. 137-149.

9. Коджаспирова, Г.М Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Г.М Коджаспирова. – М.: Академия, 2001. – 76 с.

10. Кретов, Б.И. Типология лидерства [Текст] // Соц- гуманистические знания. – 2000. – №3. – С. 73-78.

11. Кричевский, Р.Л. Динамика группового лидерства [Текст] / Р.Л. Кричевский //Вопросы психологии. – 1980.– № 2.– С.42-52

12. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой [Текст] /А.Н.Лутошкин.-М.: Просвещение, 1981. – 208с.

13. Менегетти, А. Психология лидера [Текст] /А. Менегетти.–М., 2001.– 202 с.

14. Опыт, инновации и перспективы организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и учащихся: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар-Сочи, 20-22 октября 2022 г.). – Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2022. – 269 с.

15. Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изучения [Текст] /Б.Д.Парыгин /В.А.Ядов.– Л.: Наука, 1982. 192 с.

16. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] /Н.Ю.Пахомова//Учебное пособие для студ. учреждений проф. образования - М.: АРКТИ,2008.-112с

17. Пескова, И.В. К вопросу о значении внеурочной деятельности для формирования и реализации лидерских качеств у детей [Текст] /И.В. Пескова //Тр. междунар. науч.–метод. конф., Н.Новгород, 4–5 февраля 2003 г. Н.Новгород: ВГИПА, 2003.- С.30.

18. Пескова, И.В. Работа с детьми-лидерами (рекомендации педагогам-практикам) /И.В.Пескова //Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста /М.А. Викулина.–Н.Новгород: НГЛУ.– 2003.–С.95-98.

19. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологи ив системе образования: учебное пос. [Текст] / Е.С. Полат М.: Издательский центр "Академия", 2005 – 272 с.

20. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст] / К.Н. Поливанова. –2-е изд. –М.: Просвещение, 2011. – 192с.

21. Проектная деятельность обучающихся на уровнях общего образования как обязательное требование ФГОС : сборник методических материалов / «БелИРО»; М.А. Яшина, Е.В. Чуприкова. – Белгород, 2020. – 260 с.

22. Робер, М.А. Групповая динамика. Руководство и лидерство в малой группе [Текст] /М.А. Робер, Ф. Тильман //Хрестоматия по социальной психологии.– М.: МПА, 1994.- С. 142-155.

23. Романова, Г. А. Руководство проектной деятельностью обучающихся : учебно-методическое пособие / Г. А. Романова ; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. – М. : АСОУ, 2020. – 108 с

24. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] /И.С. Мергеев. – М.:АРКТИ, 2006.-80с.

25. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников [Текст] /Л.И.Уманский.– М.: Просвещение, 1980. – 160 с.

26. Филонович, С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы [Текст] // Российский журнал менеджмента. – 2003. – № 2. – С.4.

27. Яковлева, Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.

28. Ясвин, В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды [Текст] /В.А. Ясвин //Дополнительное образование.– 2000.–№ 2. – С. 16–22.

 

 

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Коммерческая деятельность
2016 год 35 стр.
Курсовая Управление ассортиментом продукции на предприятии
diplomstud
Курсовая работа Коммерческая деятельность
2016 год 33 стр.
Курсовая Товарная политика ООО ТХ Сибирский Гигант
Telesammit
Курсовая работа Коммерческая деятельность
2014 год 26 стр.
Курсовая Коммерческая деятельность, вариант 6 КемТИИП
Telesammit
Курсовая работа Коммерческая деятельность
2014 год 48 стр.
Курсовая Аукционы и тендеры
diplomstud
Курсовая работа Коммерческая деятельность
2016 год 42 стр.
Курсовая Влияние культуры торговли на показатели коммерческой деятельности магазина
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское