Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы проектной деятельности в дополнительном образовании как средство развития лидерских качеств обучающихся
1.1 Проблемы развития лидерских качеств в научной литературе
1. Видение и целеустремленность – это два взаимосвязанных качества, которые являются необходимыми для успешного лидера.
Видение - это способность лидера представить желаемое будущее. Оно должно быть ясным, вдохновляющим и достижимым. Последователи должны понимать, к чему они стремятся. Видение должно быть быть реалистичным и мотивировать людей совершать определенные действия для достижения поставленных целей.
Целеустремленность - это способность лидера добиваться своих целей с такими свойствами, как: настойчивость, упорство, способность к мотивации. Лидер не должен сдаваться перед препятствиями, должен быть готов идти вперед и вдохновлять на достижение общих целей.
Видение и целеустремленность взаимодополняют друг друга, так как видение дает направление, а целеустремленность помогает достичь этого направления.
2. Коммуникабельность - это способность человека эффективно взаимодействовать с другими людьми, благодаря которой лидер может донести до своих последователей свои идеи и цели, мотивировать своих последователей, создать в коллективе благоприятный психологический климат и построить крепкие отношения со своими коллегами. Наличие коммуникабельности говорит о том, что лидер умеет ясно и четко излагать свои мысли, активно слушать и понимать собеседника, адаптировать свой стиль общения к разным людям и держать обратную связь.
3. Решительность - это способность человека принимать решения и действовать в условиях неопределенности, благодаря которой лидеры могут быстро и эффективно решать проблемы и брать ответственность за эти действия на себя. Благодаря решительности лидеры способны анализировать ситуацию и принимать оптимальное решение даже в непривычных, сложных, стрессовых условиях, умеют нести риск и не бояться ошибок.
4. Честность и порядочность являются неотъемлемыми качествами успешного лидера и позволяет создать атмосферу доверия и уважения в команде и принимать справедливые и объективные решения для достижения поставленных целей.
Честность проявляется в правдивости, искренности и прозрачности. Лидер всегда говорит правду, даже если она неприятная; он открыт и честен со своими последователями и готов отчитаться перед ними.
Порядочность проявляется в справедливости, ответственности и этичности. Лидер ко всем относится одинаково, независимо от их положения, всегда отвечает за свои слова и поступки и и поступает по совести.
5. Эмоциональный интеллект- это способность, благодаря который лидеры могут распознавать и управлять своими и чужими эмоциями для достижения поставленных целей С использованием эмоционально интеллекта можно создать в коллективе позитивную атмосферу для мотивации сотрудников на принятие правильных решений.
6. Гибкость и адаптивность - ключевые качества современного лидера. В динамичном мире, где ситуация может измениться в любой момент, лидеры, способные адаптироваться, имеют больше шансов на успех. Гибкость предполагает открытость переменам, способность менять свои планы и подходы, открытость к новым идеям и умение учиться на своих ошибках. Адаптивность проявляется в способности быстро усваивать новую информацию, в умни применять свои знания и навыки в новых ситуациях, в способности находить нестандартные решения.
Саморазвитие - процесс сознательного совершенствования личности, направленный на раскрытие своего потенциала и достижение жизненных целей. Лидер должен постоянно развиваться в различных направлениях, например он должен совершенствовать свои коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект, развивает управленческие и организационные способности, и таким образом, служить примером для своих последователей, чтобы и они регулярно занимались своим профессиональным ростом и совершенствованием.
Лидеры, обладающие описанными выше качествами, могут эффективно решать проблемы, мотивировать и вдохновлять своих последователей, создавать благоприятный психологический климат, который будет способствовать решению поставленных целей.
1.2 Психологические особенности развития лидерских качеств обучающихся
1.3 Проектная работа в научной литературе
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию лидерских качеств
2.1 Организация экспериментальной работы по развитию лидерских качеств в дополнительном образовании
2.2 Анализ экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Явление лидерства обнаруживается во всех сферах нашей жизни, его можно назвать условием эффективной работы любой организации. Глобальные изменения, происходящие в современном обществе определили спрос на лидерство как способность личности объединять других людей для достижения поставленных целей. Современное общество нуждается в особом типе личности, которая стремится к достижению успеха, проявляя активность, инициативность и ответственность, к изменению объективного положения вещей не только в частной, но и в социальной жизни, т.е. стремится быть субъектом своей жизни, обеспечивая тем самым личностный и социальный прогресс. Знание детерминант представлений о лидерских качествах способствует эффективному формированию мотивации достижения, адекватных установок в достижении цели, результативности в деятельности и жизнедеятельности, готовности личности быть ответственной за собственные достижения. В решающие моменты жизни общества важен поиск и выдвижение новых людей, способных на преобразование и управление.
Дети школьного возраста хотят иметь авторитет среди одноклассников и друзей, взрослые люди хотят иметь успех на работе и занимать руководящие должности, пожилые люди мечтают, чтобы к их мнению прислушивались. Для реализации всех этих желаний человек должен обладать определенным набором лидерских качеств.
Формирование лидерских качеств – это длительный процесс, который должен продолжаться в течении всей жизни человека. При этом начальную школу можно считать идеальным временем для закладывания основ развития лидерских качеств. Младшие школьники отличаются восприимчивостью ко всему новому, готовностью к экспериментированию, их юный возраст делает их более открытыми к обучению и развитию новых лидерских качеств. Младший школьный возраст - это также период активного формирования личности, дети начинают осознавать себя как часть коллектива и общества и развитие лидерских качеств в этот период может оказать положительное влияние на всю их дальнейшую жизнь. Дети начальной школы полны энергии и энтузиазма, их природная любознательность и стремление к познанию могут быть использованы для развития лидерских качеств. Кроме того младшие школьники легко поддаются вдохновению, они с интересом слушают истории о лидерах и стремятся подражать им, что можно использовать для формирования у учащихся начальной школы лидерских качеств.
Современный школьник должен уметь показать себя и выделиться в коллективе сверстников, проявить умения вести за собой и показать свои качества и достоинства. Психологически важно ориентироваться в социуме, выделяться из группы, быть принятым, уметь ориентироваться в сложившихся условиях. Все лидерами быть не могут, но детям, у которых имеются данные задатки, нужна поддержка со стороны, для оптимального развития лидерских качеств.
Дополнительное образование является важной частью социализации учащихся начальной школы. Оно позволяет детям раскрыть свои способности, интересы и таланты, а также получить новые знания и умения. Система дополнительного образования является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей, интересов учащихся, формирования лидерских качеств.
В качестве одного из важнейших средств развития лидерских качеств у учащихся начальных классов в дополнительном образовании рассматривается проектная деятельность, под которой понимается дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных и лидерских качеств. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть использована для того, чтобы организовать игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную и продуктивную деятельность младших школьников.
В процессе проектной деятельности в дополнительном образовании у учащихся начальной школы развиваются важные личностные качества, необходимые лидерам например коммуникативные умения, связанные с умением общаться с другими участниками проектной деятельности, обмениваться информацией и договариваться о совместном взаимодействии. В процессе проектной деятельности учащиеся учатся работать в команде для достижения общей цели. Важные лидерские качества – это также креативность и инициативность, так как работая над проектом учащиеся должны самостоятельно планировать свою работу из-за отсутствия готовых решений и быть ответственными за получение качественных результатов ее выполнения.
Теоретико-методологической основой исследования являются исследования зарубежных ученых А. Адлера, З. Фрейда К.Г. Юнга, Ж.Ж. Руссо, Дж. Дьюи, В. Килпатрика, Э.Коллингса и др. и отечественных И.Р. Колтуновой, Л.И. Кравченко, Л.Р. Кричевского, Е.С. Кузьминв, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, Л.И. Уманского и др., в работах которых изучались особенности феномена лидерства, а также проблемы развития лидерских качеств преимущественно у людей в зрелом возрасте. Что касается лидерских качеств детей младшего школьного возраста, то данный вопрос в современных психологических исследованиях изучен недостаточно. Кроме того были использованы исследования Д. Дьюи, B.C. Полат и др., в которых определен понятийный аппарат проектной методики и технология ее использования в учебно-воспитательном процессе.
С точки зрения актуальности проблемы развития лидерских качеств у учащихся начальных классов с использованием проектной деятельности в дополнительном образовании было сформулировано противоречие между организацией процесса формирования лидерских качеств у школьников младшего школьного возраста и недостаточным методическим обоснованием способов их формирования и применением средств проектной деятельности в дополнительном образовании.
Опираясь на обозначенную выше актуальность исследования и сформулированное противоречие, бала обозначена проблема исследования: каковы особенности проектов, направленных на развитие лидерских качеств у школьников младших классах школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: рассмотреть особенности использования проектной деятельности в дополнительном образовании как средства развития лидерских качеств обучающихся.
Объект исследования: развитие лидерских качеств младших школьников
Предмет исследования: проектная деятельность в дополнительном образовании как средство развития лидерских качеств.
Задачи исследования:
1) дать понятие о лидерских качествах в научной литературе
2) выделить особенности развития лидерских качеств обучающихся
3) охарактеризовать особенности использования метода проектов в развитии лидерских качеств обучающихся
4) провести экспериментальную работу по развитию лидерских качеств обучающихся с использованием проектной деятельности в дополнительном образовании
Гипотеза исследования: целостная программа работы по использованию проектной деятельности в дополнительном образовании способствует развитию лидерских качеств у младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические методы:
- анализ психолого-педагогической литературы;
Эмпирические методы:
- анкетирование; статистические методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе проекты развития лидерских качеств учащихся младшего школьного возраста могут быть использованы в проектной деятельности в дополнительном образовании в начальной школе.
Экспериментальная база исследования: МБУ «Школа № 16» г.о. Тольятти. Выборка составила 48 человек в возрасте 8-9 лет.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Научно-теоретические основы проектной деятельности в дополнительном образовании как средство развития лидерских качеств обучающихся
1.1 Проблемы развития лидерских качеств в научной литературе
Изучение феномена лидерства имеет глубокую историю. Уже в древности существовали различные представления о лидерстве и лидерских качествах, которые были основаны на религии, философии, политике и практическом опыте. Так, например, в Древней Греции Платон в своих трудах "Государство" и "Законы" рассуждал о качествах идеального правителя, он считал, что лидером должен быть философ, который обладает знанием, мудростью и силой. В Древнем Риме Макиавелли в своей книге "Государь" изложил прагматичный взгляд на лидерство, согласно которому лидер должен быть эффективным и добиваться своих целей, используя любые средства.
В современных психологических исследованиях под лидерством понимается многогранное явление, которое можно рассматривать как процесс влияния на людей для достижения общей цели или как совокупность качеств, которые позволяют человеку быть лидером, а также как способность мотивировать и вдохновлять людей. В изучении данного понятия используется комплексный подход, согласно которому необходимо учитывать личностные качества и стиль поведения лидера; ситуацию, в которой он действует, а также взаимоотношения с последователями.
Так, в работах А. Л. Уманского под лидерством определяется «один из компонентов блока общих качеств структуры группы – естественно возникающий с развитием группы как коллектива феномен, отражающий степень дифференциации членов группы по степени влияния на группу в целом» [25]. Психолог выделяет общие и специфические качества лидера. К общим качествам можно отнести качества, которые могут быть не только у лидера, но и у любого другого человека, но они обязательно должны способствовать организации эффективной деятельности лидера. Группу из специфических лидерских качеств представляют такие качества:
- организаторская проницательность - тонкая психическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого человека его место в зависимости от индивидуальных особенностей;
- способность к активному психологическому воздействию - разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации;
склонность к организаторской работе, лидерской позиции, потребность брать на себя ответственность [1].
1. Авдеев П.С. Организационное лидерство: обзор теории черт [Текст] / П.С. Авдеев // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 10. – С. 56-67
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И.Божович. Гончаров М.: Просвещение, 2002. – 446 с.
3. Голуб, Г.Б., Чуракова, О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. –Самара, 2003
4. Гончаров, В. Лидерство как фактор групповой деятельности: опыт социально-психологического исследования спортивных команд [Текст] / В. Гончаров: автореф.дис.канд.философ.наук. – М.: 1971
5. Горшкова, В.В. Интерпретации педагогической концепции Джона Дьюи в российской педагогике 20-30 гг. XX в. [Текст] / В. В. Горшков // Педагогика. – 2009. - № 1.-С. 60-72.
6. Ершов, А.А. Лидер и авторитет группы Текст. / А.А. Ершов // Экспериментальная и прикладная психология. 1971. – № 4. – С. 11–16.
7. Зайцева, Е.М. Некоторые особенности лидерства в контактных группах школьников [Текст] /Е.М.Зайцева //Психология возрастных коллективов. – Кострома,1978. – С.57-59.
8. Киричук, А.В. Структура и динамика взаимоотношений в коллективе / А.В. Киричук //Коллектив, личность ребенка, внутри коллективные отношения. – М.: Изд-во МГУ, 1970. – С. 137-149.
9. Коджаспирова, Г.М Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Г.М Коджаспирова. – М.: Академия, 2001. – 76 с.
10. Кретов, Б.И. Типология лидерства [Текст] // Соц- гуманистические знания. – 2000. – №3. – С. 73-78.
11. Кричевский, Р.Л. Динамика группового лидерства [Текст] / Р.Л. Кричевский //Вопросы психологии. – 1980.– № 2.– С.42-52
12. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой [Текст] /А.Н.Лутошкин.-М.: Просвещение, 1981. – 208с.
13. Менегетти, А. Психология лидера [Текст] /А. Менегетти.–М., 2001.– 202 с.
14. Опыт, инновации и перспективы организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и учащихся: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар-Сочи, 20-22 октября 2022 г.). – Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2022. – 269 с.
15. Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изучения [Текст] /Б.Д.Парыгин /В.А.Ядов.– Л.: Наука, 1982. 192 с.
16. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] /Н.Ю.Пахомова//Учебное пособие для студ. учреждений проф. образования - М.: АРКТИ,2008.-112с
17. Пескова, И.В. К вопросу о значении внеурочной деятельности для формирования и реализации лидерских качеств у детей [Текст] /И.В. Пескова //Тр. междунар. науч.–метод. конф., Н.Новгород, 4–5 февраля 2003 г. Н.Новгород: ВГИПА, 2003.- С.30.
18. Пескова, И.В. Работа с детьми-лидерами (рекомендации педагогам-практикам) /И.В.Пескова //Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста /М.А. Викулина.–Н.Новгород: НГЛУ.– 2003.–С.95-98.
19. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологи ив системе образования: учебное пос. [Текст] / Е.С. Полат М.: Издательский центр "Академия", 2005 – 272 с.
20. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст] / К.Н. Поливанова. –2-е изд. –М.: Просвещение, 2011. – 192с.
21. Проектная деятельность обучающихся на уровнях общего образования как обязательное требование ФГОС : сборник методических материалов / «БелИРО»; М.А. Яшина, Е.В. Чуприкова. – Белгород, 2020. – 260 с.
22. Робер, М.А. Групповая динамика. Руководство и лидерство в малой группе [Текст] /М.А. Робер, Ф. Тильман //Хрестоматия по социальной психологии.– М.: МПА, 1994.- С. 142-155.
23. Романова, Г. А. Руководство проектной деятельностью обучающихся : учебно-методическое пособие / Г. А. Романова ; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. – М. : АСОУ, 2020. – 108 с
24. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] /И.С. Мергеев. – М.:АРКТИ, 2006.-80с.
25. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников [Текст] /Л.И.Уманский.– М.: Просвещение, 1980. – 160 с.
26. Филонович, С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы [Текст] // Российский журнал менеджмента. – 2003. – № 2. – С.4.
27. Яковлева, Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.
28. Ясвин, В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды [Текст] /В.А. Ясвин //Дополнительное образование.– 2000.–№ 2. – С. 16–22.