ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сущность проектной деятельности на уроках в начальной школе
1.2 Особенности проектной деятельности в младших классах в изучении предмета «Окружающий мир»
2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Этапы осуществления проектной деятельности в начальной школе
2.2. Анализ проектной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) важнейшим приоритетом является формирование у младших школьников метапредметных результатов, которые представлены универсальными учебными действиями (УУЭ): познавательными, нормативными, коммуникативными. Уровень усвоения универсальных учебных действий во многом предполагает успешность обучения на последующих этапах непрерывного образования [14].
Одним из способов решения проблемы создания УУД, изложенных в новом стандарте, является использование метода проекта. Он составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения учебного материала младшими школьниками в процессе реализации проектов, мы имеем в виду обучение через открытия, через решение проблемных ситуаций.
В то же время метод проекта рассматривается как образовательная технология, цель которой – ориентировать ученика на обновление имеющихся знаний и получение новых (иногда посредством самообразования) с целью активного участия в проектной деятельности в социокультурной среде.
Основная цель проектного обучения – развить способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы действия в любой области человеческой культуры. Однако школа на протяжении многих лет выступает против традиционного и проектного обучения. И, как и прежде, традиционное образование, особенно в нашей стране, основано не на творческих и независимых методах исследования, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже кем-то усвоенных истин. Благодаря такому обучению ребенок во многом утрачивает главную характеристику исследовательского поведения - исследовательскую деятельность.
Результатом является потеря любопытства, способности мыслить независимо, что делает практически невозможными процессы самообучения, самообразования и, следовательно, саморазвития. Поэтому подготовка ребенка к деятельности в рамках проекта, обучение его навыкам и умениям исследовательской работы становится важнейшей задачей современного образования и учителей.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: организация проектной деятельности учащихся в рамках курса «Окружающий мир».
Цель исследования: рассмотреть проектную деятельность на уроках курса «Окружающий мир» в начальной школе.
Задачи:
Рассмотреть сущность проектной деятельности на уроках в начальной школе
Определить особенности проектной деятельности в младших классах в изучении предмета «Окружающий мир»
Выяснить этапы осуществления проектной деятельности в начальной школе
Проанализировать проектную деятельность по окружающему миру в начальной школе
Выяснить, как проходит организация проектной деятельности на уроках «Окружающего мира».
Курсовая работа включает в себя введение, два раздела, заключение и список использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сущность проектной деятельности на уроках в начальной школе
По мнению А.И. Савенкова, проектную деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуальной и творческой деятельности, возникающий в результате функционирования механизмов исследовательской деятельности и основанный на исследовательском поведении. Логически он включает в себя мотивирующие факторы (исследовательскую деятельность) исследовательского поведения и механизмы их реализации [2].
Проектная деятельность – это способ организации совместной деятельности обучающихся, которая представляет собой набор приемов и действий в их определенной последовательности, направленных на достижение определенной цели, в которой цель состоит в решении конкретной проблемы, имеющей значение для учащихся и разрабатывались в виде заданного конечного продукта [6].
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебная, познавательная, творческая или игровая деятельность учеников с общей целью, согласованными методами, методами деятельности, с целью достижения общего результата деятельности. Обязательным условием для деятельности по проекту является наличие заранее разработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапах разработки и реализации проекта, включая их понимание и отражение результатов деятельности [7].
Таким образом, проектная деятельность считается деятельностью, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Проектная деятельность развивает такие аспекты личности учеников, как: необходимость непосредственного влияния на ситуацию, активной позиции в связи с получением результата в организации процесса, создания идеи и ее реализации.
Подход к проектной деятельности как качеству личности требует анализа мотивационной стороны потребности, которая подразумевает наличие активности человека в познании; внутренняя инициатива, стимулирующая поиск чего-то нового; операционные и технические стороны, что означает, что субъект обладает определенными навыками, необходимыми для выполнения определенной деятельности.
Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов: метод. пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2013. 147 с.: табл. - (ФГОС-работаем по-новому).
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения // Директор школы. 2013. №6. С. 11-20.
Долян Е.И. Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития // Наука и современность. 2014. № 31. С. 51–58.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Нач. школа. - 2015. №9. С.86-92
Казанский Н.Г. Методы и формы организации учебной работы в младших классах / Н.Г. Казанский, Т.С. Назарова. М.: Просвещение, 2014. 223 с.
Конышева Н.М. Новые возможности оптимизации проектной деятельности в школе: Интеграция урочной и внеурочной работы / Н.М. Конышева // Начальная школа. 2015. № 8. С. 60-65.
Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников // Начальная школа. 2006, №1. С. 41-45.
Кузнецова Т.В. Проектно-исследовательская деятельность как образовательный ресурс для учащихся и педагогов / Т.В. Кузнецова // Начальное образование. 2013. № 3 (44). С. 46-51
Ларских М.И. Метод проектов как средство формирования логических универсальных учебных действий // Начальная школа. 2015. №2. С. 53-55.
Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. Монография. М.: Высшая школа, 2000. 356 с.
Матяш Н.В. Проектная компетентность как результат образования //Alma mater. Вестник высшей школы. 2011. № 4. С. 32-35.
Оспенникова Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества. Пермь, 2013. 301 с.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы // Методист. 2014. № 3. С. 44-49.
Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего // Молодой ученый. 2014. №5. Т.2. С. 151-155
Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010. 120 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2014. 205 с.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 1-4 класса начальной школы (+CD). Часть 1,2. М.: Просвещение, 2017.
Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников // Начальная школа, 2009. № 1. С.69-72
Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер. М.: Открытый институт «Развивающее образование», 2010. 432 с.
Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении / Н.Ф. Яковлева. М.: ФЛИНТА, 2014. 144 с.