Самара, 2021
Оглавление
Введение
1. Теоретико-методологическое основы проектной деятельности как средство формирование экологической культуры
1.1 Сущность формирования экологической культуры
1.2 Особенности формирования экологической культуры в проектной деятельности
2. Организация проектной деятельности по биологии в школе
2.1 Выявление исходного уровня сформированности экологической культуры учащихся
2.2 Программа по формированию экологической культуры в проектной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Экологические проблемы - одна из важнейших проблем человечества. В результате школы сталкиваются с серьезными проблемами в улучшении учебной среды и обучения учащихся. Каждый выпускник должен иметь экологическое мышление, осведомленность и культуру, то есть экологическую перспективу, чувство ответственности за окружающую среду и развитие эффективных экологических навыков.
Интеграция учебной программы включает тот факт, что, если каждый понимает мировоззрение об окружающей среде, свои знания об окружающей среде и необходимость политики, направленной на улучшение устойчивой культуры и развития, мы сможем решать современные проблемы среди людей. Нам нужно понимать ограниченные природные ресурсы, используемые в этом районе. Сегодня все больше и больше стран, в том числе и мы, вносят свой вклад в идею устойчивого развития.
В ходе реализации проекта высшего образования федерального уровня потребность студентов в получении качественного образования, изучении программ биологии выпускников и получении высшего образования растет. Это включает в себя решение проблем, задавание вопросов, угадывание, объяснение, уточнение и защиту ваших идей. Будущим гражданам недостаточно не только теоретических знаний - быстрое развитие науки ведет к быстрому сокращению человеческих ресурсов. Это зависит от умения развивать знания и опыт. В школе вы должны научиться адаптироваться к меняющемуся миру - основа социального успеха. Значит, современные образовательные технологии - залог успеха. Содержит актуальную информацию. Jare снова стал актуальным. Он помогает разработать эффективные способы обучения, сочетает теории и методы образовательной деятельности, позволяет каждому выражать, развивать и утверждать творческие способности своей личности. Во-первых, это своего рода самостоятельная работа студентов, основанная не только на использовании полученных знаний и умений, но и на новых достижениях, основанных на них. Проектный подход основан на инновациях, умении ориентироваться в информационном пространстве, развитии независимых знаний и продвижении технологий обучения.
Степень разработанности – сущность экологической культуры, ее признаки, пути формирования раскрываются в трудах ученых-педагогов И.Д. Зверева, A.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Л.П. Печко. Психологические аспекты формирования экологической культуры у школьников рассматриваются в исследованиях Н.Н. Вересова, С.Д. Дерябо, B.А. Ясвина. В решении современных педагогических задач используются труды выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского.
Объект – проектная деятельность по биологии.
Предмет – проектная деятельность по биологии как средство формирования экологической культуры учащихся.
Цель – рассмотреть особенности проектной деятельности по биологии как средство формирования экологической культуры учащихся.
Исходя из цели нужно решить основные задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты эффективного формирования экологической культуры учащихся в проектной деятельности на уроках биологии.
2. Определить уровень сформированности экологической культуры учащихся.
3. Разработать проект по биологии, способствующий формированию экологической культуры учащихся.
4. По результатам проделанной работы сформулировать выводы.
Методы исследования - анализ литературных источников по теме исследования, анкетирование, метод наблюдения.
Гипотеза – создание и реализация экологического проекта по биологии способствует эффективному формированию экологической культуры учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем разработаны научно-методические рекомендации, обеспечивающие эффективность практического участия школьников в экологической работе и на этой основе формирование у них экологической культуры.
Структура работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.
1. Теоретико-методологическое основы проектной деятельности как средство формирование экологической культуры
1.1 Сущность формирования экологической культуры
Основная функция экологического образования детей - формирование экологической культуры, которую мы рассматриваем как часть человека, культуры, показывающую взаимоотношения между людьми, обществом и природой.
По мнению Н.Е. Щуркова устанавливает связь между окружающей средой и культурой, культурой и образованием, а элемент личности определяется экологическим мышлением. Это позволяет нам сделать вывод о том, что цель надлежащего экологического образования - «развивать, интегрировать и владеть» культурой. Следовательно, экологическая культура человека основана на том, что человек обладает определенными знаниями и убеждениями, то есть согласно требованиям бережного отношения к природе он готов участвовать в практической деятельности и деятельности [3, с. 47].
Существует современная фаза исследований в области экологического образования, основанная на марксистско-ленинском методе, относительно единства природы и общества, его исторических условий, социальных условий взаимоотношений человека и природы и общей гармонии этого государства. Настоящее общество. Многомерный характер взаимодействия общества и природы определяет сложность формирования экологической культуры.
Простые методы и теоретические определения позволяют предложить эти теории формирования экологической культуры. Междисциплинарный подход к формированию экологической культуры человека. Если все аспекты экологического образования будут идентифицированы через взаимодействие всех школьных дисциплин естественных и гуманитарных наук, процесс создания экологической культуры будет наиболее эффективным. Все коллективы преподавателей должны принимать активное участие в формировании экологической культуры учащихся. Каждый урок оценивает экологические проблемы, связанные с содержанием и функциями. Биология - это первая концепция, которая создает систематическую взаимосвязь между биологической тканью и уровнем биологии. География - это целостность природного мира, химия - это загрязнение окружающей среды, а физика - это энергетическое взаимодействие с природой. Во всех научных дисциплинах необходимо анализировать систему природа-человек-общество, чтобы показать, как различные компоненты системы взаимодействуют друг с другом. Есть большой потенциал для формирования экологической культуры человека по многим предметам гуманитарного цикла: литературе, истории, искусству, музыкальному образованию, но учителя их совершенно не используют [2, с. Уэйн].
Реализация междисциплинарного подхода требует решения определенных проблем, таких как определение функции каждой дисциплины в общей системе экологического образования, акцент на междисциплинарной среде и обеспечение обобщения междисциплинарного подхода. В 1980-х годах концепция непрерывного обучения стала важной частью концепции экологического образования. В этом случае задача формирования экологической культуры учащихся возлагается на разные формы общего среднего образования. Преемственность в процессе создания экологической культуры основана на знаниях и постоянном влиянии различных медиа. Учителя должны помнить об этом. Изучение и улучшение природной среды сочетает в себе рациональные и эмоциональные принципы деятельности учащихся.
Большаков, В.Н. Региональная экология: Пособие для учителей. Екатеринбург.: Сократ, 2018. – 178 с.
Большаков, В.Н., Безель В.С., Таршис Г.И., Таршис Л.Г. Практикум по региональной экологии. – Екатеринбург: Сократ, 2013.- 273 с.
Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с.
Глазачев, С.Н. Экологическая культура, образование и цивилизация. Выбор России.// Наука и школа. 2017. № 3. с. 32-37.
Глазачев, С.Н. Экологическая культура и общественный договор. // Вестник экологического образования в России . – 2017. № 1-2 (43) – с. 18-19.
Гуляев, С.А., Основы естествознания.- Екатеринбург: УралЭкоЦентр, 2017. – 277 с.
Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 330 с.
Закон Российской Федерации. Об образовании // Образование в документах. – Т. 5. - 2016. – с. 7 - 61.
Захлебный, А.Н. Содержание экологического образования в средней школе: теоретическое обоснование и пути реализации: Автореф. дис. док. пед. наук М., 2016. – 188 с.
Зверев, И.Д. Разработка проблем экологического образования и воспитания школьников. Проблемы природоохранного образования и воспитания. - М.: Просвещение, 2018. – 288 с.
Коротаева, Е. В. Педагогика взаимодействия: учеб. пособие /[Текст] Е.В. Коротаева: Урал. гос. пед. ун –т. - Екатеринбург, 1999.
Медведев, В.И. Экологическое сознание – М.: Логос, 2017. – 297 с.
Мансурова, С.Е Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.- ВЛАДОС, 2017. – 321 с.
Моисеева, Л.В. Диагностические методики в экологическом образовании. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. – 220 с.
Московская международная декларация по экологической культуре //ИОРН. – 2018. - № 1. – С. 214 -217.
Муравьев, А.Г. Лабораторный экологический практикум в школьных курсах биологии, экологии, химии /[Текст] А.Г. Муравьев // Экологическое образование. – 2012. - № 2 С. 36 -38.
Наша окружающая среда: пособие для учителей, под. ред. С.М. Юшкова. – Екатеринбург: Корус, 2017. – 171 с.
Охрана окружающей среды в Свердловской области за 2004 год: Статистический сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по свердловской области. – Екатеринбург. – 2015.- 343 с.
Об Охране окружающей среды. Федеральный закон от 10. 01. 2002 № 7 – ФЗ в редакции Федерального закона от 31. 12 2005 № 199 – ФЗ.
Суравегина И.Т. Как учить экологии /И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич В.М.: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2015. – 399 с.
Таршис Л.Г. Основы исследовательской деятельности в области естественнонаучного образования. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2017. – 391 с.
Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 310 с.
Чернова Н.М. Основы экологии: учебник для 10-11 классов /Н.М.Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – 4 – е изд. – М.: Дрофа, 2016. – 288 с.