Дипломная работа|Компьютерные технологии

Проектные технологии на занятиях по иностранному языку при формировании иноязычной коммуникативной компетенции

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: gotovoe

Год: 2022 | Страниц: 101

Цена: 2 500
Купить работу

Введение

1 Теоретические аспекты использования проектных технологий на занятиях по иностранному языку при формировании иноязычной коммуникативной компетенции

1.1 Сущность и структура иноязычной коммуникативной компетенции

1.2 Общая характеристика и классификация проектных технологий, использующихся на занятиях по иностранному языку

1.3 Роль проектных технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку

2 Опытно-экспериментальное исследование использования проектных технологий на занятиях по иностранному языку при формировании иноязычной коммуникативной компетенции

2.1 Результаты начальной диагностики уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся

_Toc175606820

_Toc175606821

_Toc175606822

_Toc175606823

2.2 Программа использования проектных технологий на занятиях по иностранному языку с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся

2.3 Результаты контрольного исследования уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся

2.4 Статистическая обработка результатов исследования

Заключение

Список использованных источников

 

 

Актуальность исследования. Наблюдающиеся в настоящее время изменения в общественных отношениях, методах и средствах коммуникации обуславливают необходимость повышения коммуникативной компетенции обучающихся, повышения уровня их филологической подготовки, в связи с чем центральную роль приобретает изучение иностранного языка в качестве средства общения. В условиях искусственной языковой среды в системе образования достижение вышеприведённой цели сталкивается со значительными сложностями, прежде всего, из-за значительной удаленности России от основных мировых держав изучаемых иностранных языков, а также из-за отсутствия систематической речевой практики и постоянных контактов с носителями изучаемого языка. Все это способствует созданию искусственной мотивации общения, которую достаточно сложно поддерживать в течение всего периода обучения иностранному языку.

Изменяющиеся в связи с введением нового ФОП ООО требования к преподавателю иностранного языка говорят о необходимости внесения изменений в систему организации работы по формированию иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена, в том числе, посредством поиска наиболее эффективных методов и средств достижения данной цели. Проблема использования проектных технологий как средства достижения поставленной цели сегодня является одной из актуальных.

Современный проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств. Активное включение обучающихся в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Использование проектных технологий в педагогическом процессе позволяет значительно повысить эффективность работы по формированию иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена, что обуславливает социальную и научно-методическую актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемой изучения развития иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся занимались такие авторы, как Н.Н. Абакумова, А. Гагарин, Н.И. Гез, Р.П. Дондокова, Н.В. Елашкина, В.М. Жураковская, Е.В. Красильникова и др. Изучению вопросов потенциала проектных технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена посвящены работы И.В. Аркусовой, В.А. Артемова, И.Л. Бим, М.Б. Павловой и др.

Приведённый обзор литературных источников показывает, что проблема использования проектных технологий при развитии иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена приобретает особую актуальность. С одной стороны, это определяется тем, что все исследователи сходятся во мнении, что необходимо искать наиболее эффективные методы и средства повышения уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся в современных условиях. С другой стороны, при анализе данной проблемы специалисты практически не рассматривают потенциал проектной деятельности в данном направлении, в связи с чем, снижается эффективность обучения иностранным языка обучающихся в целом.

Объект исследования – процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся.

Предмет исследования – проектные технологии как средство иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся.

Цель исследования – разработать программу формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся в условиях проектной деятельности.

Исходя из цели, сформулируем основные задачи исследования.

1. Рассмотреть сущность и структуру иноязычной коммуникативной компетенции.

2. Описать общую характеристику и классификации проектных технологий, использующихся на занятиях по иностранному языку.

3. Исследовать роль проектных технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку.

4. Разработать программу использования проектных технологий на занятиях по иностранному языку с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

5. Подобрать комплекс методик для диагностики уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся.

6. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что организация работы по формированию иноязычной коммуникативной компетенции у студентов с использованием проектных технологий будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:

1. Использование преподавателями творческих, игровых и исследовательских проектов для формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена.

2. Учет начального уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся в рамках определения перспективных проектных технологий.

3. Подбор универсальных критериев оценки эффективности программы использования проектных технологий на занятиях по иностранному языку с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Методологической основой исследования является концепция центральной роли иноязычной коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку (И.В. Аркусова, В.А. Артемов, И.Л. Бим, Л.И. Невирко, Г.А. Никитина и др.); исследования по проблеме развития иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся (Н.В. Елашкина, В.М. Жураковская, Е.В. Красильникова); учение об эффективности проектных технологий в развитии иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена (М.Н. Апиш, Е.Ю. Волчегорская, Т.А. Цквитария и др.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов:

Методы теоретического уровня: сравнительный и системный анализ психолого-педагогических исследований, методической литературы по проблеме.

Методы эмпирического уровня: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), наблюдение на основании диагностической карты Ю.А. Тимкиной, методы статистической обработки данных (критерий Фишера).

База исследования: Комсомольский-на-Амуре государственный университет (КнАГУ). В исследовании приняли участие 40 студентов, разделенные на экспериментальную и контрольную группы (по 20 человек).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- полученные результаты, способствуют дальнейшему осмыслению проблемы осуществления использования проектных технологий на занятиях по иностранному языку с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП ООО;

- разработана и апробирована программа использования проектных технологий на занятиях по иностранному языку с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Практическая ценность результатов исследования заключается в возможности использования полученного материала в практике работы преподавателю иностранного языка, при подготовке студентов к семинарским занятиям по курсу «Педагогика», а также в процессе педпрактики в колледже, материалы данной работы могут использоваться в методических пособиях для преподавателей иностранного языка.

Апробация и внедрение результатов исследования:

- ……………………..

-………………………

- ……………………..

- ……………………..

Основные положения, выдвигаемые на защиту:

1. На сегодняшний день понятие «иноязычная коммуникативная компетенция» остается дискуссионным вопросом среди отечественных и зарубежных исследователей, что обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности и структуры. В рамках нашего исследования используется следующее определение: индивидуальные способности личности использовать широкий диапазон коммуникативных знаний, умений и навыков для повышения эффективности межличностного взаимодействия с носителями другого языка. Также важно отметить, что в ее структуре принято выделять 5 основных элементов: речевой, языковой, учебно-познавательный, общекультурный и социокультурный, сформированность которых способствует достижению человеком высокого уровня владения иноязычной коммуникативной компетенцией.

2. На сегодняшний день метод проектов нашел достаточно широкое применение на уроках в системе высшего образования по всем направлениям, включая и английский язык. Можно выделить определенные требования к организации проектной деятельности на занятиях по иностранному языку: регламентированный алгоритм работы над проектом, определенные методические подходы, критерии оценки эффективности проектов. В ходе реализации проектов у обучающихся развивается не только иноязычная коммуникативная компетенция, но и такие навыки, как умение самостоятельно проводить исследовательскую работу; работать с информацией и определенными информационными источниками; умение обобщать, сравнивать, находить закономерности в изучаемых явлениях и иные проектные умения, закрепленные в положения ФГОС и ФОП ВО.

3. В ходе исследования была разработана и реализована экспериментальная программа с элементами проектной деятельности. Работа строилась в соответствии с основными принципами педагогического воздействия, а именно: единства диагностики и развития, нормативности развития, полностью добровольного участия в проектной деятельности, развития личности, управляемости, эффективности и др. Экспериментальная программа включала в себя комплекс мероприятий, в рамках реализации проектной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку. Модель данной программы предполагала реализацию 3 основных проектов, длительностью по 3 недели. Проект «История Англии: события и личности» был нацелен на ознакомление студентов с историей Англии, его результат – создание электронной презентации на заданную тему. В ходе реализации проекта «Достопримечательности Англии: путеводитель», студенты создавали электронный путеводитель для туристов, впервые приехавших в Англию. Наконец, проект «Традиции Англии: погружаемся в культуру» предоставлял возможность студентам попробовать себя в роли журналистов и подготовить макет электронной газеты «Феномен английской культуры» так, чтобы заинтересовать аудиторию.

4. Статистический анализ данных констатирующего исследования показал, что результаты оценки уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у студентов экспериментальной группы не имеют значимых различий с результатами обучающихся контрольной группы при проведении начальной диагностики. Также было установлено, что на контрольном этапе результаты оценки уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у студентов экспериментальной группы имеют значимые различия с результатами обучающихся контрольной группы при проведении повторной диагностики. Наконец, статистическая обработка данных показала, что результаты оценки уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у студентов экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования имеют значимые различия с результатами обучающихся при проведении повторной диагностики. Соответственно, можно сделать вывод об эффективности авторской программы в развитии иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся средствами проектных технологий.

Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников. Кроме текстовых материалов, в работу включены таблицы и диаграммы. Диссертационное исследование включает 80 страниц машинописного текста, 80 библиографических источников.

 

1 Теоретические аспекты использования проектных технологий на занятиях по иностранному языку при формировании иноязычной коммуникативной компетенции

1.1 Сущность и структура иноязычной коммуникативной компетенции

Термин «коммуникация» этимологически происходит от латинского слова «communicatio» – связь, и переводится как «делаю общим, связываю, общаюсь» [19, с. 74].

Коммуникацию исследователи понимают в широком и узком смыслах.

Коммуникация в широком смысле предполагает «любой обмен информацией между динамическими системами или подсистемами таких систем, которые имеют возможность принимать информацию, хранить её, видоизменять, иными словами, коммуникация подразумевает связь и информационный обмен не только на уровне межличностных взаимоотношений, но и между системами посредством разного рода электронных и коммуникативных средств» [28, с. 36].

Данный подход позволяет, как считает О.Л. Гнатюк, воспринимать коммуникацию в качестве понятия более общего, широкого, включающего в себя все виды и формы процесса общения. Коммуникация является взаимодействием субъектов в общественных и социальных процессах разного масштаба. «Примером этого могут выступать контакты, которые устанавливаются не только между людьми, но и между разными странами, чему в большой степени способствуют журналисты, проводя различные телемосты, интервью за рубежом, создавая статьи о жизни людей в других государствах» [28, с. 39]. Коммуникация позволяет индивидам производить осознанное, целенаправленное воздействие, становясь активным участником общественных отношений.

Коммуникация в узком смысле представляется «процессом общения, обмена мыслями, сведениями, идеями, передачей определенного содержания от одного сознания (коллектива, индивида) к другому с использованием знаков» [30, с. 163].

Иванченко, В. Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей: учебное пособие / В.Н. Иванченко. - М.: Феникс, 2019. - 352 c.

Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – Спб.: Питер, 2020. - 517 с.

Казакова, М.А. Аутентичные текстовые материалы в обучении иностранному языку / М.А. Казакова // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2016. - №4. – С. 9-14.

Караванова, Н.Б. Английский язык 3 в 1: фонетика, грамматика, разговорная речь / Н.Б. Караванова. - М.: Эксмо, 2018. - 800 c.

Китайгородская, Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. – М.: Теория и практика, 2019. - 280 c.

Кичигина, Е.В. Английский язык / Е.В.Кичигина. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2022. – 114 с.

Коноваленко, М.Ю. Теория коммуникации: Учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2019. – 510 с.

Коржова, Е.А. Психология личности / Е.А. Коржова. – Спб.: Питер, 2020. - 544 с.

Кочерган, М. Языкознание на современном этапе / М. Кочерган // Двоеслов. - 2023. - № 5. - С. 24-29.

Красильникова, Е.В. Иноязычная коммуникативная компетенция в исследованиях отечественных и зарубежных ученых / Е.В. Красильникова // Ярославский педагогический вестник. – 2019. - №6. – С. 14-19.

Кричевская, К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка / К.С.Кричевская // Иностранные языки в школе. - 2006. - №3. – С. 16-19

Кукушин, В.С. Иностранные языки. Сценарии творческих уроков / В.Н. Кукушин. – М.: МарТ, 2019. – 128 с.

Маркосян, А.С. Очерк теории овладения вторым языком / А.С. Маркосян. – М.: Академия, 2020. – 180 с.

Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. (Коллективная монография под редакцией академика РАО А.А.Миролюбова). – М.: Титул, 2019. - С. 39-46.

Мильруд, Р.П. Компетентность учителя иностранного языка / Р.П.Мильруд // Иностранные языки в школе. - №1. - 2022. – С. 16-18

Нахимова, Е.А. Основы теории коммуникации / Е.А. Нахимова. - М.: Флинта, 2019. - 164 c.

Невирко, Л. И. Формирование коммуникативной компетенции в рамках новой модели подготовки учителей английского языка / Л. И. Невирко // Педагогика развития: становление компетенции и результаты образования в различных подходах: материалы X научно-практической конференции. - Красноярск, 2023. - С. 51-58.

Никитенко, З.Н. Ромашина, С.Я. Целевые приоритеты изучения школьниками предмета «Иностранный язык» и фасилитивная функция учителя / З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. - №4. - 2019. – С. 4-5

Никитина, Г.А. Национально-культурная идентичность как компонент межкультурной компетенции в эпоху языковой и культурной глобализации / Г.А. Никитина // Современное общество: человек, власть, экономика. – 2021. - С. 87-93.

Никуличева, Д. Б. Как найти свой путь к иностранным языкам. Лингвистические и психологические стратегии полиглотов / Д.Б.Никуличева. – М.: Флинта, 2019. – 220 с.

Носонович, Е.В. Параметры аутентичного учебного текста / Е.В.Носонович, Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 2019. – С. 21-25

Павлова, М.Б. Метод проектов в образовании школьников / М.Б. Павлова. – М.: Книга по требованию, 2020. – 240 с.

Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И.Пассов. - М.: Русский язык, 2019. – 214 с.

Пассов, Е.И., Кузовлева, Н.Е. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов. – М.: Феникс, 2018. - 640 c.

Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. – М.: Книга по требованию, 2019. – 360 с.

Петровская, Л. А. Компетентность и компетенция в общении / Л.А. Петровская. - М., 2019. – С. 7-15

Полат, Е.С. Новые педагогические технологии / Е.С. Полат. – М., Знание, 2022. – 340 с.

Развитие речевой активности на уроках иностранного языка / Под ред. А.Е. Аркусовой. – М.: Просвещение, 2019. – 320 с.

Рахманов, И.В. Обучение устной речи на иностранном языке / И.В.Рахманов. – М.: Высшая школа, 2020. – 121 с.

Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в школе / Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 2021. – 287 с.

Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2020. – 180 с.

Сухарева, Т.Н. К вопросу о роли лексической компетенции в формировании иноязычной коммуникативной компетенции / Т.Н. Сухарева // Наука и Образование. - 2022. - № 2. - С. 21-29

Таюрская, Н.П. Иноязычная коммуникативная компетенция: зарубежный и российский опыт / Н.П. Таюрская // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2019. - №9. – С. 16-18.

Тяглова, Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся / Е.В. Тяглова. – М.: Гостехиздат, 2019. - 256 c.

Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 2018. – 207 с.

Чарыкова, О.Н. Основы теории языка и коммуникации / О.Н. Чарыкова. - М.: Флинта, 2022. - 312 c.

Шунейко, А.А. Основы успешной коммуникации / А.А. Шунейко. - М.: Флинта, 2019. - 192 c.

Щерба, Л.В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики / Л.В. Щерба. – Спб.: Филологический факультет СПбГУ, 2023. - 160 c.

Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам / А.Н. Щукин. – М.: Теория и практика, 2020. - 480 c.

Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин. – М.: Педагогика, 2019. – 560 с.

Языкова, Н.В. Сущность и структура методической компетенции учителя иностранного языка / Н.В. Языкова // Иностранные языки в школе. – 2020. – №7. – С. 9-11

Kairakbaeva, G. Internet technologies in foreign language communicative competence / G. Kairakbaeva, I. Dosmailova, A. Sarymbetova // В сборнике: Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке. Сборник статей по материалам LXXXVIII международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2023. - С. 86-97.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Компьютерные технологии
2010 год 93 стр.
Диплом Компьютерная поддержка коммерческой деятельности фирмы
diplomstud
Дипломная работа Компьютерные технологии
2019 год 94 стр.
Автоматизированная информационная система Клиент Банк
antiplagiatpro
Дипломная работа Компьютерные технологии
2017 год 118 стр.
IT технологии
bugalter
Дипломная работа Компьютерные технологии
2015 год 71 стр.
Система автоматизации закупок
bugalter
Дипломная работа Компьютерные технологии
2016 год 62 стр.
Автоматизация принятия решений оператором
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское