Введение
1 Теоретические аспекты использования проектных технологий на занятиях по иностранному языку при формировании иноязычной коммуникативной компетенции
1.1 Сущность и структура иноязычной коммуникативной компетенции
1.2 Общая характеристика и классификация проектных технологий, использующихся на занятиях по иностранному языку
1.3 Роль проектных технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку
2 Опытно-экспериментальное исследование использования проектных технологий на занятиях по иностранному языку при формировании иноязычной коммуникативной компетенции
2.1 Результаты начальной диагностики уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся
_Toc175606820
_Toc175606821
_Toc175606822
_Toc175606823
2.2 Программа использования проектных технологий на занятиях по иностранному языку с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся
2.3 Результаты контрольного исследования уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся
2.4 Статистическая обработка результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования. Наблюдающиеся в настоящее время изменения в общественных отношениях, методах и средствах коммуникации обуславливают необходимость повышения коммуникативной компетенции обучающихся, повышения уровня их филологической подготовки, в связи с чем центральную роль приобретает изучение иностранного языка в качестве средства общения. В условиях искусственной языковой среды в системе образования достижение вышеприведённой цели сталкивается со значительными сложностями, прежде всего, из-за значительной удаленности России от основных мировых держав изучаемых иностранных языков, а также из-за отсутствия систематической речевой практики и постоянных контактов с носителями изучаемого языка. Все это способствует созданию искусственной мотивации общения, которую достаточно сложно поддерживать в течение всего периода обучения иностранному языку.
Изменяющиеся в связи с введением нового ФОП ООО требования к преподавателю иностранного языка говорят о необходимости внесения изменений в систему организации работы по формированию иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена, в том числе, посредством поиска наиболее эффективных методов и средств достижения данной цели. Проблема использования проектных технологий как средства достижения поставленной цели сегодня является одной из актуальных.
Современный проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств. Активное включение обучающихся в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Использование проектных технологий в педагогическом процессе позволяет значительно повысить эффективность работы по формированию иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена, что обуславливает социальную и научно-методическую актуальность темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемой изучения развития иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся занимались такие авторы, как Н.Н. Абакумова, А. Гагарин, Н.И. Гез, Р.П. Дондокова, Н.В. Елашкина, В.М. Жураковская, Е.В. Красильникова и др. Изучению вопросов потенциала проектных технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена посвящены работы И.В. Аркусовой, В.А. Артемова, И.Л. Бим, М.Б. Павловой и др.
Приведённый обзор литературных источников показывает, что проблема использования проектных технологий при развитии иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена приобретает особую актуальность. С одной стороны, это определяется тем, что все исследователи сходятся во мнении, что необходимо искать наиболее эффективные методы и средства повышения уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся в современных условиях. С другой стороны, при анализе данной проблемы специалисты практически не рассматривают потенциал проектной деятельности в данном направлении, в связи с чем, снижается эффективность обучения иностранным языка обучающихся в целом.
Объект исследования – процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся.
Предмет исследования – проектные технологии как средство иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся.
Цель исследования – разработать программу формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся в условиях проектной деятельности.
Исходя из цели, сформулируем основные задачи исследования.
1. Рассмотреть сущность и структуру иноязычной коммуникативной компетенции.
2. Описать общую характеристику и классификации проектных технологий, использующихся на занятиях по иностранному языку.
3. Исследовать роль проектных технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку.
4. Разработать программу использования проектных технологий на занятиях по иностранному языку с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
5. Подобрать комплекс методик для диагностики уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся.
6. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что организация работы по формированию иноязычной коммуникативной компетенции у студентов с использованием проектных технологий будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:
1. Использование преподавателями творческих, игровых и исследовательских проектов для формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена.
2. Учет начального уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся в рамках определения перспективных проектных технологий.
3. Подбор универсальных критериев оценки эффективности программы использования проектных технологий на занятиях по иностранному языку с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
Методологической основой исследования является концепция центральной роли иноязычной коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку (И.В. Аркусова, В.А. Артемов, И.Л. Бим, Л.И. Невирко, Г.А. Никитина и др.); исследования по проблеме развития иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся (Н.В. Елашкина, В.М. Жураковская, Е.В. Красильникова); учение об эффективности проектных технологий в развитии иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена (М.Н. Апиш, Е.Ю. Волчегорская, Т.А. Цквитария и др.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов:
Методы теоретического уровня: сравнительный и системный анализ психолого-педагогических исследований, методической литературы по проблеме.
Методы эмпирического уровня: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), наблюдение на основании диагностической карты Ю.А. Тимкиной, методы статистической обработки данных (критерий Фишера).
База исследования: Комсомольский-на-Амуре государственный университет (КнАГУ). В исследовании приняли участие 40 студентов, разделенные на экспериментальную и контрольную группы (по 20 человек).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- полученные результаты, способствуют дальнейшему осмыслению проблемы осуществления использования проектных технологий на занятиях по иностранному языку с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП ООО;
- разработана и апробирована программа использования проектных технологий на занятиях по иностранному языку с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
Практическая ценность результатов исследования заключается в возможности использования полученного материала в практике работы преподавателю иностранного языка, при подготовке студентов к семинарским занятиям по курсу «Педагогика», а также в процессе педпрактики в колледже, материалы данной работы могут использоваться в методических пособиях для преподавателей иностранного языка.
Апробация и внедрение результатов исследования:
- ……………………..
-………………………
- ……………………..
- ……………………..
Основные положения, выдвигаемые на защиту:
1. На сегодняшний день понятие «иноязычная коммуникативная компетенция» остается дискуссионным вопросом среди отечественных и зарубежных исследователей, что обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности и структуры. В рамках нашего исследования используется следующее определение: индивидуальные способности личности использовать широкий диапазон коммуникативных знаний, умений и навыков для повышения эффективности межличностного взаимодействия с носителями другого языка. Также важно отметить, что в ее структуре принято выделять 5 основных элементов: речевой, языковой, учебно-познавательный, общекультурный и социокультурный, сформированность которых способствует достижению человеком высокого уровня владения иноязычной коммуникативной компетенцией.
2. На сегодняшний день метод проектов нашел достаточно широкое применение на уроках в системе высшего образования по всем направлениям, включая и английский язык. Можно выделить определенные требования к организации проектной деятельности на занятиях по иностранному языку: регламентированный алгоритм работы над проектом, определенные методические подходы, критерии оценки эффективности проектов. В ходе реализации проектов у обучающихся развивается не только иноязычная коммуникативная компетенция, но и такие навыки, как умение самостоятельно проводить исследовательскую работу; работать с информацией и определенными информационными источниками; умение обобщать, сравнивать, находить закономерности в изучаемых явлениях и иные проектные умения, закрепленные в положения ФГОС и ФОП ВО.
3. В ходе исследования была разработана и реализована экспериментальная программа с элементами проектной деятельности. Работа строилась в соответствии с основными принципами педагогического воздействия, а именно: единства диагностики и развития, нормативности развития, полностью добровольного участия в проектной деятельности, развития личности, управляемости, эффективности и др. Экспериментальная программа включала в себя комплекс мероприятий, в рамках реализации проектной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку. Модель данной программы предполагала реализацию 3 основных проектов, длительностью по 3 недели. Проект «История Англии: события и личности» был нацелен на ознакомление студентов с историей Англии, его результат – создание электронной презентации на заданную тему. В ходе реализации проекта «Достопримечательности Англии: путеводитель», студенты создавали электронный путеводитель для туристов, впервые приехавших в Англию. Наконец, проект «Традиции Англии: погружаемся в культуру» предоставлял возможность студентам попробовать себя в роли журналистов и подготовить макет электронной газеты «Феномен английской культуры» так, чтобы заинтересовать аудиторию.
4. Статистический анализ данных констатирующего исследования показал, что результаты оценки уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у студентов экспериментальной группы не имеют значимых различий с результатами обучающихся контрольной группы при проведении начальной диагностики. Также было установлено, что на контрольном этапе результаты оценки уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у студентов экспериментальной группы имеют значимые различия с результатами обучающихся контрольной группы при проведении повторной диагностики. Наконец, статистическая обработка данных показала, что результаты оценки уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у студентов экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования имеют значимые различия с результатами обучающихся при проведении повторной диагностики. Соответственно, можно сделать вывод об эффективности авторской программы в развитии иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся средствами проектных технологий.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников. Кроме текстовых материалов, в работу включены таблицы и диаграммы. Диссертационное исследование включает 80 страниц машинописного текста, 80 библиографических источников.
1 Теоретические аспекты использования проектных технологий на занятиях по иностранному языку при формировании иноязычной коммуникативной компетенции
1.1 Сущность и структура иноязычной коммуникативной компетенции
Термин «коммуникация» этимологически происходит от латинского слова «communicatio» – связь, и переводится как «делаю общим, связываю, общаюсь» [19, с. 74].
Коммуникацию исследователи понимают в широком и узком смыслах.
Коммуникация в широком смысле предполагает «любой обмен информацией между динамическими системами или подсистемами таких систем, которые имеют возможность принимать информацию, хранить её, видоизменять, иными словами, коммуникация подразумевает связь и информационный обмен не только на уровне межличностных взаимоотношений, но и между системами посредством разного рода электронных и коммуникативных средств» [28, с. 36].
Данный подход позволяет, как считает О.Л. Гнатюк, воспринимать коммуникацию в качестве понятия более общего, широкого, включающего в себя все виды и формы процесса общения. Коммуникация является взаимодействием субъектов в общественных и социальных процессах разного масштаба. «Примером этого могут выступать контакты, которые устанавливаются не только между людьми, но и между разными странами, чему в большой степени способствуют журналисты, проводя различные телемосты, интервью за рубежом, создавая статьи о жизни людей в других государствах» [28, с. 39]. Коммуникация позволяет индивидам производить осознанное, целенаправленное воздействие, становясь активным участником общественных отношений.
Коммуникация в узком смысле представляется «процессом общения, обмена мыслями, сведениями, идеями, передачей определенного содержания от одного сознания (коллектива, индивида) к другому с использованием знаков» [30, с. 163].
Иванченко, В. Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей: учебное пособие / В.Н. Иванченко. - М.: Феникс, 2019. - 352 c.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – Спб.: Питер, 2020. - 517 с.
Казакова, М.А. Аутентичные текстовые материалы в обучении иностранному языку / М.А. Казакова // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2016. - №4. – С. 9-14.
Караванова, Н.Б. Английский язык 3 в 1: фонетика, грамматика, разговорная речь / Н.Б. Караванова. - М.: Эксмо, 2018. - 800 c.
Китайгородская, Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. – М.: Теория и практика, 2019. - 280 c.
Кичигина, Е.В. Английский язык / Е.В.Кичигина. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2022. – 114 с.
Коноваленко, М.Ю. Теория коммуникации: Учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2019. – 510 с.
Коржова, Е.А. Психология личности / Е.А. Коржова. – Спб.: Питер, 2020. - 544 с.
Кочерган, М. Языкознание на современном этапе / М. Кочерган // Двоеслов. - 2023. - № 5. - С. 24-29.
Красильникова, Е.В. Иноязычная коммуникативная компетенция в исследованиях отечественных и зарубежных ученых / Е.В. Красильникова // Ярославский педагогический вестник. – 2019. - №6. – С. 14-19.
Кричевская, К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка / К.С.Кричевская // Иностранные языки в школе. - 2006. - №3. – С. 16-19
Кукушин, В.С. Иностранные языки. Сценарии творческих уроков / В.Н. Кукушин. – М.: МарТ, 2019. – 128 с.
Маркосян, А.С. Очерк теории овладения вторым языком / А.С. Маркосян. – М.: Академия, 2020. – 180 с.
Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. (Коллективная монография под редакцией академика РАО А.А.Миролюбова). – М.: Титул, 2019. - С. 39-46.
Мильруд, Р.П. Компетентность учителя иностранного языка / Р.П.Мильруд // Иностранные языки в школе. - №1. - 2022. – С. 16-18
Нахимова, Е.А. Основы теории коммуникации / Е.А. Нахимова. - М.: Флинта, 2019. - 164 c.
Невирко, Л. И. Формирование коммуникативной компетенции в рамках новой модели подготовки учителей английского языка / Л. И. Невирко // Педагогика развития: становление компетенции и результаты образования в различных подходах: материалы X научно-практической конференции. - Красноярск, 2023. - С. 51-58.
Никитенко, З.Н. Ромашина, С.Я. Целевые приоритеты изучения школьниками предмета «Иностранный язык» и фасилитивная функция учителя / З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. - №4. - 2019. – С. 4-5
Никитина, Г.А. Национально-культурная идентичность как компонент межкультурной компетенции в эпоху языковой и культурной глобализации / Г.А. Никитина // Современное общество: человек, власть, экономика. – 2021. - С. 87-93.
Никуличева, Д. Б. Как найти свой путь к иностранным языкам. Лингвистические и психологические стратегии полиглотов / Д.Б.Никуличева. – М.: Флинта, 2019. – 220 с.
Носонович, Е.В. Параметры аутентичного учебного текста / Е.В.Носонович, Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 2019. – С. 21-25
Павлова, М.Б. Метод проектов в образовании школьников / М.Б. Павлова. – М.: Книга по требованию, 2020. – 240 с.
Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И.Пассов. - М.: Русский язык, 2019. – 214 с.
Пассов, Е.И., Кузовлева, Н.Е. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов. – М.: Феникс, 2018. - 640 c.
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. – М.: Книга по требованию, 2019. – 360 с.
Петровская, Л. А. Компетентность и компетенция в общении / Л.А. Петровская. - М., 2019. – С. 7-15
Полат, Е.С. Новые педагогические технологии / Е.С. Полат. – М., Знание, 2022. – 340 с.
Развитие речевой активности на уроках иностранного языка / Под ред. А.Е. Аркусовой. – М.: Просвещение, 2019. – 320 с.
Рахманов, И.В. Обучение устной речи на иностранном языке / И.В.Рахманов. – М.: Высшая школа, 2020. – 121 с.
Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в школе / Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 2021. – 287 с.
Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2020. – 180 с.
Сухарева, Т.Н. К вопросу о роли лексической компетенции в формировании иноязычной коммуникативной компетенции / Т.Н. Сухарева // Наука и Образование. - 2022. - № 2. - С. 21-29
Таюрская, Н.П. Иноязычная коммуникативная компетенция: зарубежный и российский опыт / Н.П. Таюрская // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2019. - №9. – С. 16-18.
Тяглова, Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся / Е.В. Тяглова. – М.: Гостехиздат, 2019. - 256 c.
Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 2018. – 207 с.
Чарыкова, О.Н. Основы теории языка и коммуникации / О.Н. Чарыкова. - М.: Флинта, 2022. - 312 c.
Шунейко, А.А. Основы успешной коммуникации / А.А. Шунейко. - М.: Флинта, 2019. - 192 c.
Щерба, Л.В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики / Л.В. Щерба. – Спб.: Филологический факультет СПбГУ, 2023. - 160 c.
Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам / А.Н. Щукин. – М.: Теория и практика, 2020. - 480 c.
Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин. – М.: Педагогика, 2019. – 560 с.
Языкова, Н.В. Сущность и структура методической компетенции учителя иностранного языка / Н.В. Языкова // Иностранные языки в школе. – 2020. – №7. – С. 9-11
Kairakbaeva, G. Internet technologies in foreign language communicative competence / G. Kairakbaeva, I. Dosmailova, A. Sarymbetova // В сборнике: Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке. Сборник статей по материалам LXXXVIII международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2023. - С. 86-97.