ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О СКОЛИОЗЕ
1.1. Этиология и патогенез
1.2. Классификация сколиоза
1.3. Клиническая картина сколиоза
1.4. Диагностика сколиоза
1.5. Принципы лечения сколиоза
ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ВОЗНИКНОВЕНИИ ФАКТОРОВ РИСКА РАЗВИТИЯ СКОЛИОЗА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сколиоз — это искривление позвоночника, характеризующееся во фронтальной плоскости. Оно является очень серьезным заболеванием, так как прогрессируя, приводит к сложной, зачастую тяжёлой деформации позвоночника («сколиотическая болезнь», «структуральный сколиоз»).
За последние 5 лет, по данным диспансеризации, проводимой среди учащихся общеобразовательных школ, в два раза вырос процент таких заболеваний позвоночника, как нарушение осанки (сутулость) и сколиоз, которые приводят в 80% случаев к остеохондрозу и даже инвалидности у взрослых.
Вопрос коррекции и профилактики сколиоза у детей стоит достаточно остро, поэтому первостепенное значение приобретает медико-санитарное просвещение не только детей, но и, в первую очередь, родителей. Чем раньше начнутся осуществляться профилактические мероприятия, тем большего успеха можно будет добиться в устранении этого заболевания.Важную роль в профилактике сколиоза у детей школьного возраста играет медицинская сестра, которая занимается организационной работой коррекционной направленности в условиях образовательного учреждения.
Тема исследования: Роль медицинской сестры в возникновении факторов риска развития сколиоза у детей школьного возраста
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в последние десятилетия отмечается устойчивая негативная тенденция в увеличении случаев, связанных с патологией опорно-двигательного аппарата, одно из ведущих мест занимает сколиоз. Сколиозы являются важной медико-социальной проблемой в связи с большой распространенностью среди детей.
Объект исследования: сколиоз у детей школьного возраста.
Предмет исследования: роль медицинской сестры в профилактике сколиоза у детей школьного возраста.
Цель работы - изучить роль медицинской сестры в профилактике сколиоза у детей школьного возраста.
Задачи исследования:
Изучить источники литературы.
Изучить профилактику сколиоза.
Рассмотреть роль медицинской сестры в профилактике сколиоза у детей школьного возраста.
Методы исследования:
теоретические методы (анализ медицинской литературы и статей, обобщение, классификация, сравнение)
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О СКОЛИОЗЕ
1.1. Этиология и патогенез
Сколиоз (боковое искривление позвоночника) - это заболевание, которое может быть либо врожденным, либо приобретенным (паралич мышц спины, рахит, травмы) [5]. Термин введен К. Галеном.
Причем этот термин употребляется как в отношении функциональных изгибов позвоночника во фронтальной плоскости ("функциональный сколиоз", "сколиотическая осанка", "антальгический сколиоз"), так и в отношении прогрессирующего заболевания, приводящего к сложной, порой тяжелой деформации позвоночника ("сколиотическая болезнь", "структуральный сколиоз") [2].
Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным - при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник.
Этот недуг наиболее характерен для детей и подростков в период активного вытягивания в росте, в возрасте от 6 до 17 лет. Именно в этот период сколиоз развивается чаще всего, причем в 80% случаев он появляется у девочек. При этом установить истинную причину появления заболевания обычно не удается. Но из установленных фактов можно сделать выводы, что основными факторами, которые провоцируют развитие данного заболевания, являются:
- сидячий и малоподвижный образ жизни;
- неправильная осанка;
- несимметричные виды спорта (метание ядра, большой теннис и т.д.);
- ослабление связок и нарушения мышечного тонуса;
- нарушения обмена веществ;
- наследственная предрасположенность;
- асимметрия длины ног;
- результаты травм [4].
Сколиотическая болезнь, или сколиоз, в отличие от функциональных искривлений позвоночника во фронтальной плоскости, характеризуется прогрессирующей в процессе роста клиновидной и торсионной деформацией позвонков, а также деформацией грудной клетки и таза. Структуральный сколиоз развивается при некоторых обменных заболеваниях, приводящих к функциональной неполноценности соединительной ткани, рахите. Статическим сколиозом принято называть структуральный сколиоз, первопричиной которого является наличие статического фактора -асимметричной нагрузки на позвоночник, обусловленной врождённой или приобретённой асимметрией тела (например, асимметрией длины нижних конечностей, патологией тазобедренного сустава или врождённой кривошеей). При статическом сколиозе темп прогрессирования и тяжесть деформации зависят от соотношений выраженности статического фактора и фактора функциональной несостоятельности структур, обеспечивающих удержание вертикального положения позвоночника. При хорошем функциональном состоянии мышечно-связочного аппарата и межпозвонковых дисков искривление позвоночника может длительно оставаться функциональным по характеру или вовсе не приводить к развитию прогрессирующего сколиоза. До тех пор, пока пульпозное ядро межпозвонкового диска сохраняет центральное положение, передаваемое на диск давление веса тела распределяется равномерно по всей площади опорной площадки нижележащего позвонка, не вызывая прогрессирующей клиновидно-торсионной деформации. Если же при наличии незначительно выраженного статического фактора слабы компенсаторные механизмы или имеется функциональная неполноценность соединительнотканных структур, сколиотический фактор формирует и обусловливает прогрессирование деформации.
Агкацева, С. А. Сестринские манипуляции / С.А. Агкацева. - М.: Медицина, 2020. - 560 c.
Амосов, В. Н. Искривление позвоночника. Сколиоз у детей и взрослых: моногр. / В.Н. Амосов. - М.: Вектор, 2014. - 128 c.
Гитт, В. Д. Здоровый позвоночник. Лечение нарушений осанки и телосложения, сколиозов, остеохондрозов / В.Д. Гитт. - М.: Единение, 2019. - 128 c.
Головенкин А.А. Поступь. О сколиозе, плоскостопии и остеохондрозе / А.А. Головенкин - М.: Велигор, 2014. - 624 c.
Загородний, Н.В. Сколиоз / Н.В. Загородний. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 788 c.
Кириллов, А.И. Сколиоз. Эффективное лечение и профилактика / А.И. Кириллов. - М.: АСТ, 2014. - 453 c.
Красикова, И. С. Сколиоз. Профилактика и лечение / И.С. Красикова. - М.: Корона-Век, 2019. - 192 c.
Красикова, И.С. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия / И.С. Красикова. - М.: Корона-Век, 2017. - 653 c.
Лукаш, А. Сколиоз излечим! Профилактика и лечение ортопедических проблем у детей / А. Лукаш, Е. Шубина, Н. Белянчикова. - М.: СПб: Наука и Техника, 2018. - 272 c.
Лычев, В. Г. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Руководство по проведению практических занятий / В.Г. Лычев, В.К. Карманов. - М.: Форум, Инфра-М, 2019. - 432 c.
Мурашко, В. В. Общий уход за больными. Учебное пособие / В.В. Мурашко, Е.Г. Шуганов, А.В. Панченко. - М.: Медицина, 2019. - 224 c.
Мухина, С. А. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела" / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 512 c.
Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, О.В. Чернова. - М.: Феникс, 2021. - 768 c.
Островская, И. В. Основы сестринского дела / И.В. Островская, Н.В. Широкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 320 c.
Савко Л. Правильная осанка. Как спасти ребенка от сколиоза / Л.Савко. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 144 c.
Хан М.А., Погонченкова И.В., Выборнов Д.Ю., Тальковский Е.М., Куянцева Л.В., Тарасов Н.И., Коротеев В.В. Медицинская реабилитация детей со сколиозом. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2022;99(4):5766.
Яромич, И. В. Сестринское дело и манипуляционная техника / И.В. Яромич. - М.: Вышэйшая школа, 2019. - 528 c.