Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Спорт как социально-политическое и культурное явление
1.2. Развитие физической культуры и спорта в РФ
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СПОРТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИИ
2.1. Направления развития физической культуры и спорта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы исследования обусловлена следующими существенными моментами:
Истинную природу и значение спорта и спорта в обществе, углубляя его понимание, можно познать только с учетом постоянно расширяющегося мировоззрения, изменений под влиянием научно-технических революций и социально-экономических условий, с возникновением экологических проблем и возникновением все возрастающих угроз и чрезвычайных ситуаций.
Поэтому важно раскрыть глобальную роль физической культуры и спорта в развитии общества, связанную не только с поддержанием здоровья и физической подготовленности человека, но прежде всего с формированием целостной, многогранной личности, особенно системы образования. Исходя из этого, научный анализ современного российского общества физической культуры и социальной значимости спорта является весьма актуальным.
Право на занятия физической культурой и спортом гарантировано ст. 41 п. 2 Конституции Российской Федерации, в которой отмечается, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта.
В XXI веке спорт стал очень распространенным, институционализированным, содержательно дифференцированным и приобрел относительную автономию по отношению к другим социальным институтам.
Объектом исследования являются спорт, а также процессы и изменения, происходящие в отношении к спорту в современном обществе.
Предметом исследования являются особенности физической культуры и развития спорта в Российской Федерации, а также механизмы социальной регуляции роли и значения спорта в современном российском обществе.
Цель работы - проанализировать социальное значение спорта в современном российском обществе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть спорт как социально-политическое и культурное явление.
2. Провести анализ развития физической культуры и спорта в РФ.
3. Выявить направления развития физической культуры и спорта.
Степень сложности предмета. Развитие государственной политики в сфере физической культуры и спорта анализируются в исследованиях JI.B. Аристова, A.M. Банникова, С.И. Гуськова, A.A. Исаева, и др.
Спорт как фактор государственного и политического управления в Российской Федерации исследован в статьях В.И. Столярова, А.О. Щипанова. Политические аспекты физкультурно-спортивной деятельности отражаются в научных работах B.C. Родиченко. Работы C.B. Алексеева, С.А. Медведева, И.В. Понкина, A.A. Соловьева и др. Ценны тем, что в них анализируется развитие законодательства о развитии физической культуры и спорта, предлагаются направления его совершенствования.
Методологической основой исследования является комплексное использование методов системного и сравнительного анализа, методов социологических исследований, что позволило более глубоко исследовать состояние спорта на федеральном и региональном уровнях, перспективы его развития.
Структура работы: введение, две главы, включающие в себя четыре параграфа, заключение и библиографический список.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Спорт как социально-политическое и культурное явление
Спорт - это уникальный социальный институт развития, распространения и развития культуры человека и спортивной деятельности человека.
Широко распространено мнение, что ассоциировать спорт с соревнованием понимается как борьба человека с человеком, борьба человека с природными явлениями или борьба человека с самим собой. Именно соревновательная деятельность и подготовка-это главная особенность, отличающая спорт от других явлений.
Развитие информационных технологий, появление огромного количества компьютерных игр, замена ручного труда интеллектом привели многих молодых людей к замене активного режима пассивными развлечениями, к снижению уровня спортивных способностей, что часто сопровождается деформацией процесса социализации и дезинтеграцией молодежной среды.
Все эти процессы получают определенное осмысление в философской и научной литературе. Современные теории социальной роли, места и значения физической культуры и спорта в цивилизации конца XX- начала XXI вв. отражены в работах большого числа зарубежных авторов (Т. Веблен, Дж. Дьюи, А. Тойнби, Й. Хейзинга, М. Шелер, О. Шпенглер, Ж. Эллюль, У. Морган). Многие ученые, представляющие различные социально-философские школы и направления, в ряде моментов сходятся в том, что посредством физической культуры и спорта душа и тело человека вместе стремятся к достижению совершенства, единству физического и духовного начал в человеке.
В отечественной литературе феномен физической культуры и спорта анализируется с различных точек зрения философами, культурологами, психологами, педагогами, медиками. Так, представители системного подхода (И.А. Аршавский, В.М. Волков, В.П. Филин, В.М. Циорковский, А.А. Логинов, В.В. Петровский) рассматривают многообразные компоненты, формы и виды физической культуры и спорта сквозь призму выяснения их роли, места и взаимосвязей в общей системе факторов, направленных на оптимизацию физического состояния и развития человека.
Спорт интегрирован в современную систему глобализации и, как следствие, развивается в многогранное социокультурное явление.
Большое внимание уделяется социальной природе физической культуры и спорта, ее происхождению, функции и закономерностям развития, влиянию физической культуры и спорта на гармоничное развитие личности, формированию ее ценностных ориентаций и определению потребностей, которые могут быть удовлетворены через физическую культуру и спорт.
Существуют различные теоретические подходы к определению понятия «спорт». Известный теоретик спорта Н.И. Пономарев считает его социальным институтом воспитания, который имеет характер игровой физической деятельности.
Определение, подчеркивающее соревновательную сущность спорта, дает В.М. Выдрин: «Игровая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества».
Выдрин В.М. Спорт в современном обществе. - М.: ФиС, 2019. – 216 с.
Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 384 с.
Захаров М.А. Социология спорта: Учебное пособие. – М., 2014. – 216 с.
Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 2015. – 316 с.
Малинин А.М., Аронов Г.З. Муниципальная политика в сфере физической культуры и спорта: организационные и правовые основы // Проблемы современной экономики. – 2019. - № 3. – С. 235 – 239.
Морган У. Философия спорта. Исторический и концептуальный обзор и оценка ее будущего // Логос. – 2019. - № 3.- С.43-48
Столяров В.И. Духовность. Спорт. Искусство. Ценности спорта и пути его гуманизации. - М.: Рос. акад. образования, 2017.- 234 с.
Черненко В. А., Енченко И. В. Услуги физической культуры и спорта в Российской Федерации. СПб.: РИО СПбГУСЭ, 2013. - 174 с.
Мартышенко Н. С. Исследование мотивации потребления фитнес-услуг региона в молодежной среде // Территория новых возможностей. 2017. № 4 (39).
Черненко В. А., Енченко И. В. Социальное значение услуг физической культуры и спорта // Актуальные проблемы технико-технологического и социально-экономического обеспечения сферы сервиса. Сборник научных статей аспирантов, докторантов и молодых ученых. Под общей редакцией В. А. Черненко и С. Ю. Гришина. СПб.: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2013. - С. 145-151.