Введение
Глава 1.Специфика и стратегия городского маркетинга
1.1Сущность и стратегии городского маркетинга
Сущность и стратегии городского маркетинга. По своей сути, маркетинговая стратегия - общий алгоритм активности в области маркетинга. В отношении городской среды маркетинговая стратегия получает собственные характерные черты. Направленных на оптимизацию отношений среди городских функций и спросом жителей, организаций, посети- телей города на них. Город в данном случае – это продукт, который этой целевой аудитории предлагается. Специалисты акцентируют внимание на следующих целях городского маркетинга: сохранение и усовершенствование конкурентоспособностей предприятий, сферы услуг города, привлечение новых ресурсов в экономику, создание определенного авторитета среди других городов.
1.2 Субъекты маркетинга территорий, их цели и интересы
Глава 2. Анализ специфики городского маркетинга на примере города Новосибирск
2.1 Особенности функционирования и развития г. Новосибирска
3.2 Социальное развитие г. Новосибирска
3.3 Экономика территории г. Новосибирска
Заключение
Список использованной литературы:
Применительно к городу маркетинг осуществляется аналогично маркетингу региона, но с учетом особенностей собственно городского образа жизни. Одна из них - высокая (относительно сельских районов) стоимость жизни в городах, особенно - в крупных. Именно этот показатель, наряду с обеспеченностью современными городскими удобствами и благами, выступает одним из ведущих. Стоимость жизни в городах мира особенно важна для оценки перспектив миграции и развития рынка туристических услуг. Но пока статистическая и аналитическая работа в этом направлении ведется эпизодически, усилия разрознены.
Маркетинг-инструмент развития городской среды является одним из ключевых аспектов современного управления городскими территориями. С его помощью достигается рост экономики, привлечение инвестиций, улучшение инфраструктуры и повышение качества жизни населения. Особую актуальность внедрение маркетинга в городскую среду приобретает в настоящее время, когда города стремятся стать конкурентоспособными и привлекательными для жителей, предпринимателей и туристов.
Целью и задачей данной работы является изучение и анализ маркетинговых инструментов применяемых для развития городской среды. Основным объектом и предметом исследования выступает выбранный город, в котором будет происходить активная реализация маркетинговых стратегий и тактик с целью привлечения внимания к его потенциалу и возможностям.
Для успешной реализации данной курсовой работы, важно провести всесторонний анализ городской среды, выявить ее сильные и слабые стороны, определить потенциал для роста и улучшения. Затем, на основе полученных данных, разработать и предложить маркетинговые стратегии и тактики, которые будут способствовать развитию города, повышению уровня благосостояния его жителей и привлечению новых инвестиций.
Цель работы – рассмотреть маркетинг конкретной территории.
Задачи работы – определить сущность и разновидности территориального маркетинга; охарактеризовать субъектов маркетинга территорий, их цели и интересы; изучить стратегии маркетинга территорий; изучить особенности функционирования и развития г. Новосибирска; провести SWOT-анализ конкретной территории.
Структура-работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Таким образом, данная курсовая работа имеет целью исследование и разработку маркетинговых инструментов для развития городской среды, что способствует повышению ее привлекательности и конкурентоспособности. Результаты данного исследования впоследствии могут быть реализованы в практической деятельности города, принеся с собой положительные изменения и новые возможности для его развития.
Глава 1.Специфика и стратегия городского маркетинга
1.1Сущность и стратегии городского маркетинга
По своей сути, маркетинговая стратегия - общий алгоритм активности в области маркетинга. В отношении городской среды маркетинговая стратегия получает собственные характерные черты.
направленных на оптимизацию отношений среди городских функций и спросом жителей, организаций, посети- телей города на них. Город в данном случае – это продукт, который этой целевой аудитории предлагается. Специалисты акцентируют внимание на следующих целях городского маркетинга: сохранение и усовершенствование конкурентоспособностей предприятий, сферы услуг города, привлечение новых ресурсов в экономику, создание определенного авторитета среди других городов.
Маркетинг города - это активность, которая помогает создать цельную общность мероприятий маркетинга по восприятию, рекламы городской среды в системе политики города. Ее реализуют при помощи основных стратегий, техник, средств маркетинговой активности.
Городской маркетинг используется для изменения внешнего восприятия города в лучшую сторону и достижения целей в развитии туризма, привлечении инвестиций, иммиграции, повы- шения статуса города, уменьшению показателя эмиграции, но с учетом особенностей городского образа жизни. Также на сегодняшний день важной составляющей маркетинга города является внедрение информационных технологий и инноваций.
Фактически, городской маркетинг это не только формирование выигрышного образа конкретной территории, пиар всех сильных сторон данного образа. Можно говорить о том, что маркетинг города направлен на формирование необходимой атмосферы в городе, которая увеличивает уровень инвестиционной привлекательности городской среды. Также в рамках городского маркетинга разрабатывается активная среда города.
Смысл стратегий маркетинга города обуславливается основными принципами, что лежат в базе маркетинга города. К ним можно отнести:
- рекламирование территорий конкретного города как места для реализации разных потенциально прибыльных проектов (базой для этого служит понимание и прогнозы реального положения вещей в городе, нужды экономического сектора страны);
- реализация продуктивного решения всех финансовых проблем городской среды;
- направленность на стабильное развитие территорий города на долгий срок;
- воздействие на характер субъектов, создание нужды в городской среде.
Маркетинг города способен быть эффективным и иметь успех, но только тогда, когда город обладает своим пониманием стратегии развития. По своей сути, стратегия маркетинга городской среды является необычным явлением и итогом маркетинговой активности по конкретной территории. Она обладает характером невозможности копирования, ее можно создать только в определенных рамках и требованиях, при учете всех характерных черт местности [6].
Академия рынка: маркетинг /Пер. с Фр/ А.Дайан, Ф. Букерель, Р.Ланкар и др. - М.: 2019.-124с.
Арженовский И. В. Маркетинг территорий: маркетинг городов. Из м-лов Гильдии маркетологов //ИКЬ URL: http://www.marketing.spb.ru/ (дата обращения: 14.12.2023).
Городской маркетинг: то это, суть маркетинга города, стратегии маркетинга городской среды, их плюсы и минусы, стадии развития https://zaochnik.com/spravochnik/marketing/marketingpvaja-strategija/marketingovaja-strategija-goroda/ (дата обращения: 14.12.2023).
Демидова, Е. В. Маркетинговые стратегии городов как инструмент территориального развития / Е. В. Демидова / Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2010. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovye-strategii-gorodov-kak-instrument-territorialnogo-razvitiya (дата обращения: 26.11.2022).
Котлер Ф., Боуан Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для ВУЗов /Пер. с англ. Под. ред. Р.Н.Ноздревой - М.:ЮНИТИ, 2018. - 787 с
Кудрявцев Ю.Н. Харченко А.В. Территориальный маркетинг как основа стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Аналитический вестник / ВНТИЦ. - 2019. - № 4. - С.3-13.
Краснокутская, В. В. Использование инструментов маркетинга в развитии муниципальных образований / В. В. Краснокутская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97019/ (дата обращения: 14.12.2023).
Лобанов В. Маркетинг в государственном управлении // Проблемы теории и практики управления, 2019. - № 4.-47с.
Лавров А.М., Сурнин В.С. Реформирование экономики: региональные аспекты 4.2. Региональный маркетинг и тенденции его развития. - Кемерово, Кузбассвузиздат, 2018.-521с.
Маркетинг: Учебник / Романов А.Н. и др. Под. ред. А.Н.Романова - М.:
Банки и биржи, ЮНИТИ, 2020- С. 478.
Маркетинг / Под ред. Б.Б. Борисова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.-156с.
Новосибирск 2023-2024: значимые инфраструктурные проекты, которые изменят лицо города — Недвижимость Омска https://www.om1.ru/realty/news/318521-novosibirsk_2023-2024_znachimye_infrastrukturnye_proekty_kotorye_izmenjat_lico_goroda/Потер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под. ред. и с предисл. В.Д.Щетинина. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 896 с
Новосибирская область направит средства на развитие муниципалитетов и социальной инфраструктуры https://ksonline.ru/519009/novosibirskaya-oblast-napravit-sredstva-na-razvitie-munitsipalitetov-i-sotsialnoj-infrastruktury/ (дата обращения: 14.12.2023).
О прогнозе социально-экономического развития Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов | Правительство Новосибирской области https://www.nso.ru/npa/55453 (дата обращения: 14.12.2023).
Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в Росии и за рубежом, 1997, ноябрь-декабрь.Розин А.С. Маркетинг. М.: ЮНИТИ, 2019.-213ч.
Пфайфер, М. Р. Маркетинг территорий как современная концепция управления развитием муниципальных образований / М. Р. Пфайфер / Известия АлтГУ. — 2012. — № 2–1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-territoriy-kak-sovremennaya-kontseptsiya-upravleniya-razvitiem-munitsipalnyh-obrazovaniy (дата обращения: 26.11.2022)
СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИЗА https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-instrumenty-marketingovogo-analiza/viewer (дата обращения: 14.12.2023).
Фролов, Д. П. Маркетинговый подход к управлению пространственным развитием / Д. П. Фролов / Пространственная экономика. - 2013. - № 2. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovyy-podhod-k-upravleniyu-prostranstvennym-razvitiem (дата обращения: 25.11.2022).