Курсовая работа|Теория организации

Технология организации групповой работы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2022 | Страниц: 37

Введение

Глава 1. Концептуальные основы технологии групповой работы

в процессе обучения

1.1 . Понятие групповой работы.

Цель, задачи и планируемый результат групповой работы

1.2 Характеристика видов групповой взаимозависимости.

Понятие эффективной группы и требования к ней

Варианты социальных ролей для выработки навыков групповой работы

Глава 2. Технологические основы организации групповой работы

в процессе обучения

2.1. Условия и способы комплектования групп

2.2. Принципы и правила организации работы в группах

2.3. Характеристика возможных инновационных образовательных технологий организации групповой работы

Заключение

Список литературы

 

 

Актуальность темы исследования. В любой стране система образования служит для оказания помощи в реализации важнейших задач развития общества в социально-экономической и культурной сфере, поскольку школа позволяет учащимся подготовиться к активной работе в различных сферах общественной жизни: культурной, политической и экономической. Молодые люди должны быть готовы не только психологически и практически подготовиться к общественной жизни и изменениям, происходящим в мире, но и быть готовыми к социальной ответственности и надлежащему поведению в рамках морально-правовых норм.

Сегодня уровень культуры населения нашей страны крайне низок, налицо такое негативное явление, как правовой нигилизм. Для развития развитого демократического правопорядка в России крайне важно воспитать активного, стремящегося к знаниям, с развитой гражданской позицией, знающего права и обязанности молодого человека. Для решения этой проблемы школе необходимо способствовать формированию и воспитанию социально активного человека, способного грамотно создавать и развивать отношения с другими людьми, обществом и государством.

Важность школы как основного элемента образования очень значительна. Значение школы как основного звена образования весьма существенно. Ведь именно в школе формируется большинство знаний и умений, например как любознательность, самостоятельно мыслить и решать разные проблемы, применяя полученные знания, способность думать критически и творчески и другое. Это закреплено и в нормативных правовых актах, в частности в таких, как в ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС среднего общего образования (10-11 кл.).

Любое учебное заведение должно немедленно реагировать на запросы общества. ФГОС среднего общего образования подчеркивает, что, в отличие от предыдущих государственных стандартов, методологической основой является системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование человека, готового к саморазвитию и непрерывному самообразованию, инициативного учебно-познавательного деятельность. Для достижения всего этого могут использоваться различные педагогические технологии.

Мы разделяем точку зрения Б.Т. Лихачева в том, что «педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» [цит. по: 15, с. 35].

Групповые технологии, в отличие от отдельных, позволяют обучать человека, который может активно отстаивать свою точку зрения, спорить, задавать вопросы и активно приобретать новые знания. Также важно, чтобы учащийся усвоил навыки партнерства, общительности, общения в разных социальных группах, совместной работы с разными людьми, предотвращения конфликтных ситуаций и выхода из них. Именно такие учащиеся смогут в будущем быть социально активными, адаптироваться к изменениям в обществе, активно участвовать в жизни государства, защищать и выполнять свои права и обязанности соответственно.

Однако на практике в экстенсивном развитии ведения уроков из использования групповых технологий в образовательных учреждениях практически не обнаружено.

Исходя из вышеизложенного, необходимо подчеркнуть актуальность темы исследования: технология организации групповой работы школьников.

Объект исследования: теория и практика организации процесса обучения на основе групповой работы.

Предметом исследования выступают технологические ориентиры организации групповой работы школьников в процессе обучения.

Цель данной работы: рассмотреть технологию организации обучения с применением групповых технологий как одного из перспективных средств обучения.

Исходя из цели курсовой работы, необходимо выделить следующий ряд задач:

1) проанализировать сущность групповой работы и ее значение в педагогике;

2) охарактеризовать типы групповой взаимозависимости;

3) обозначить навыки групповой работы;

4) рассмотреть условия и способы комплектования групп для групповой работы;

5) изучить принципы и правила организационного этапа групповой работы;

6) охарактеризовать новаторские технологии, применяемые сегодня в групповой работе.

Теоретическая разработка предоставленной проблемы в различные периоды занимались педагоги и ученые, из которых можно выделить представителей, которые внесли особый вклад: Ривин А. Г., Дьяченко В.К., Овсянникова С. К., Шаталов В. Ф., Гузик Н., Лысенкова С. Н., Сластенин В. А., Беспалько В. П., Селевко Г. К., Первин И., Леонтьев А. Н., Зимняя И. А., Рубинштейн С. Л. и другие.

Методология работы. При исследовании настоящей проблемы были использованы такие научные методы работы, как диалектический (в части взаимосвязи «общего» и «особенного», «абстрактного» и «конкретного»), аналитический, системно-структурный метод.

Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при планировании уроков «инновационные образовательные технологии» в средней школе.

 

Глава 1. Концептуальные основы технологии групповой работы

1.1 . Понятие групповой работы.

Цель, задачи и планируемый результат групповой работы

Групповая работа является одной из наиболее продуктивных форм организации образовательного сотрудничества среди детей.

Мы разделяем точку зрения Е.Н. Щурковой, которая утверждает, что групповая деятельность – это «организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных общей целью и совместными усилиями по ее достижению» [цит. по: 31, с. 31].

В. К. Дьяченко в своей книге «Сотрудничество в обучении» пишет, что, групповой способ обучения возник в XV-XVI вв., когда появились противоречия в системе индивидуального способа обучения, который не соответствовал требованиям буржуазного общества. В средневековой школе у одного преподавателя обучалось 5-8 учеников и все имели разную подготовку. Учитель работал с каждым индивидуально и по очереди. В таких условиях единственно возможным был индивидуальный способ обучения. Но с развитием промышленности, экономики, увеличением числа городов, с появлением книгопечатания спрос на грамотных людей значительно увеличился. У одного учителя могло быть 20, 40, 70, а иногда и больше учеников. Обучать каждого в отдельности становилось всё труднее, а эффективность такого обучения падала. Наступил кризис индивидуальной формы обучения. Возникло противоречие между количественным ростом учеников у одного учителя и его индивидуальными возможностями обучать каждого по очереди. Появилась потребность в принципиально новой организации процесса обучения. Выход из положения оказался только один: начали вводить групповую форму организации обучения. Учитель стал обучать учеников не отдельно каждого, а сразу одновременно целую группу. Группы сначала были маленькими (от 3 до 10 человек), а затем становились больше (30 – 50 и т.д.). Групповая форма обучения перевернула представление обо всём учебно-воспитательном процессе, она стала системообразующим компонентом. Постепенно в школах и вузах распространился и стал всеобщим исторически новый для тех времён (XVI-XVII вв.) групповой способ обучения [15, с. 87-95].

Другие ученые также занимались этой темой. Американский профессор Л. Трамп пытался совместить коллективную форму обучения с групповой. В начале XX в. американские ученые Р. Джонсон и Д. Джонсон занимаются разработкой технологии обучения в сотрудничестве в малых группах, развитее этой технологии продолжила Е.С. Полат.

Е.И. Пассов дает следующее определение: «Группа – это определенное количество учащихся (3-5 человек), временно объединенных учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель и функциональную структуру» [14, с. 31].

 

Амелина, М. В. Разноуровневые задания на уроках математики при изучении геометрического материала [Текст] / М. В, Амелина // Начальная школа. – 2010. – № 8. – С. 57-59.

Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст] / А. Г. Асмолов. – М.: Изд-во «Просвещение». – 2011. – 159 с.

Байбородова, Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе [Текст] / Л. В. Байбородова. – М.: Изд-во «Просвещение» – 1991. – С. 165- 166.

Батыршев, А.В. Организационные и коммуникативные качества личности [Текст] / А.В. Батыршев. – М.: Изд. центр «Академия» – 1998. – С. 136-189

Бодалев, А. А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Изд. центр «Академия» – 1996. – С. 95-97.

Булыгина, Л. Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников [Текст] / Л. Н. Булыгина // Вопросы психологии. – М.: Изд-во «Просвещение». – 2010. – №2. – С. 149.

Волков, К. Н. Организация учебной деятельности в малых группах: сайт / К. Н. Волков // Педагогическая психология: хрестоматия. – URL: https://psy.wikireading.ru/6316 (дата обращения: 23.07.2020).

Воробьева, О. Я. Коммуникативные технологии в школе [Текст] / О. Я. Воробьева. – М.: Изд-во «Учитель», 2008. – 144 с.

Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. – С. 352-375.

Глазкова, А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности [Текст] / А. Глазкова // Начальная школа. – 2014. – № 10. – С. 43-49.

Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Изд-во «Педагогика», 1972. – 424 с.

Дереклеева, Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе [Текст] / Н. И. Дереклеева. – М.: Изд-во «Просвещение», 2005. – С.124-130.

Джонсон, Д., Джонсон, Р., Джонсон-Холубек, Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Пер. с англ. 3. С. Замчук. – СПб.: Изд-во «Экономическая школа», 2001. – 256 с. – URL: https://seinst.ru/page255/ (дата обращения: 23.07.2020).

Журавлёва, И. Н. Групповые формы работы на уроках математики [Текст] / И. Н. Журавлева // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 39-42.

Иванова, С. П. Современное образование и психологическая культура педагога [Текст] / С. П. Иванова. – Псков: Изд-во «ПГПИ», 2014. – 256 с.

Казаринова, Н. В. Межличностное общение [Текст] / Н. В. Казаринова. – М.: Изд-во «Просвещение», 2004. – С. 67.

Курятов, В. М. Как организовать обучение в малых группах [Текст] / В. М. Курятов. – СПб.: Изд-во «Педагогика», 2010.

Леонтьев, А. А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Изд-во «Педагогика», 1979. – 201 с.

Лийметс, Х. Й. Групповая работа на уроке [Текст] / Х.Й. Лийметс. – М.: Изд-во «Знание», 1975. – С. 30-34.

Педагогика [Текст] / Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Изд-во «Просвещение», 2013. – 214 с.

Попова, А. И. Об организации коллективных занятий [Текст] / А.И. Попова, И.Г. Литваинская // Начальная школа. – 2010. – № 8. – С. 38-41.

Румянцева, Л. Н. Групповая работа [Текст] / Л. Н. Румянцева // Методические рекомендации. – Ю. Сахалинск, 2011.

Рябцева, С. Л. Диалог за партой [Текст] / С. Л. Рябцев. – М.: Изд-во «Педагогика», 1989. – 96 с.

Современные образовательные технологии: учебное пособие / автор-составитель М. Ю. Олешков. – Нижний Тагил: Изд-во «НТГСПА», 2011. – 144 с. – URL: https://studwood.ru/1062907/pedagogika/osnovnye_printsipy_gruppovoy_raboty (дата обращения: 23.07.2020).

Сорокатая, Е. А. Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов / Е. А. Сорокатая // Молодой ученый. – 2015. – № 6 (86). – С. 686-689. – URL: https://moluch.ru/archive/86/16230/ (дата обращения: 23.07.2020).

Талызина, Н. Ф. Индивидуальные формы работы [Текст] / Н. Ф. Талызина // Педагогическая психология. – М.: Изд-во «Аспект пресс», 2013.

Уваров, А. Ю. Групповая работа: кооперация в обучении. – М.: Изд-во «МИРОС», 2001. – 224 с. – URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1881 (дата обращения: 23.07.2020).

Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. – Том 2. / Под общ. ред. Л. И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002. – 408 с. – URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/semina_uchitel/08.aspx (дата обращения: 23.07.2020).

Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении [Текст] / Г. А. Цукерман. – Томск: Изд-во «Пеленг», 1993. – 263 с.

Шипицына, Л. М. Основы коммуникации [Текст] / Л. М. Шипицына. – М.: Изд-во «Просвещение», 1995. – C. 154-156.

Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология [Текст] / Н. Е. Щуркова. – М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2012. – 152 с.

 

 

 

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Теория организации
2016 год 33 стр.
Курсовая Сетевая структура как современная форма организации
Polinkaaa
Курсовая работа Теория организации
2017 год 26 стр.
Курсовая Исследование среды организации
Telesammit
Курсовая работа Теория организации
2014 год 38 стр.
Курсовая Принципы действия статических и динамических организаций
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское