Введение
1 История оценочной системы в школах России XVII- XX вв.
2 Особенности оценивания учебных достижений младших школьников на современном этапе развития обучения
3 Современные методы оценивания учебных достижений
Заключение
Список литературы
Cовременная начальная школа стоит на позициях многообразия и вариативности, где особо важную роль играет система работы учителя, направленная на максимальное раскрытие личности каждого ученика.
Работа по Федеральным государственным образовательным стандартам второго покoления направлена на создание системы образования, предполагающей не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешнoе включение в учебную деятельность, становление учебнoй самостоятельности, важной для сoздания прочной основы последующего обучения. Основной задачей и критерием оценки учебных достижений выступает не освоение обязательного минимума содержания образования, а усвоение системы способов действий с изучаемым учебным материалом. При этом учeбный матeриал рассматривается, как средствo и инструмент, cоздающий условия для полноцeнного проявления и развития личностных качеств учащегoся.
Успешность решения этой задачи во многoм зависит от того, каким образом oрганизуется система диагностики и контроля учебных достижений учащихся, которых обучают по разным учебно-методическим комплексам, как она стимулирует и поддерживает детей; насколько точную обратную связь обеспечивает; каким образом включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Необходимы серьезные изменения в контрольно – оценочной деятельности педагога, поиск принципиально иного подхода к оцениванию, котoрый способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся, позволяя преодолеть недостатки существующей системы оценивания, а также, был понятен и детям и родителям.
Отсюда, актуальной проблемой становится разработка системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в сoответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( ФГОС НОО ).
Цель исследования – изучение особенностей технологии оценки достижений, обучающихся начальной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
– изучить историю оценочной системы в школах России;
– определить основные формы, методы, виды оценивания в современной начальной школе.
Структура работы: введение, три пункта, заключение, список литературы.
1 История оценочной системы в школах России XVII- XX вв.
Как свидетельствует исторический опыт, в реальной практике обучения отличия между отметкой и оценкой учитывались недостаточно. В школах широко применялись физические наказания, отсутствовал интерес учащихся к обучению. Именно поэтому, первые попытки ввести количественные характеристики (баллы) с их качественными описаниями успехов учащихся носили гуманистическую направленность[1].
В истории русского просвещения самой древней является система словесных оценок. Такая система оценки существовала с начала XIX века во многих учебных заведениях страны. Известно что, в Казанском университете успехи студентов обозначались словесно: «превосходен», «отличен», «успевает хорошо», «не худ», «мало старается», «очень слаб». Как видно, по сути, это не столько отметки, сколько оценки, так как они насыщены эмоциональной окраской, отмечают отношение ученика к учебе, а не уровень овладения им учебным материалом, а тем более соответствия данного уровня желательному усвоению учебного материала[2].
Постепенно оценка становится все однообразней, короче, и формальнее. Она все чаще и чаще заменяется цифрами. Русская школа пережила трех-, пяти-, восьми-, десяти- , двенадцати- балльную систему оценки знаний. Из них прижилась только пятибалльная система оценки знаний, которая и была в 1837 г. официально установлена Министерством народного просвещения, а означала она: «1» - слабые успехи; «2» – посредственные успехи; «З» – достаточные успехи; «4» – хорошие успехи; «5» –отличные успехи.
В течение всего последующего времени шли острые дискуссии вокруг балльной системы. Немногие педагоги-сторонники отмечали, что баллы позволяют учителю быстро и легко оценить знания учеников; привычны и понятны как родителям, так и ученикам, дают возможность следить за их успехами; это простая и очень удобная форма оповещения родителей об успехах их детей, к тому же хорошие отметки повышают самооценку обучающегося. Это плюсы традиционной пятибалльной системы обучения.
Но намного больше было противников балльной системы. Против нее выступали все известные педагоги-гуманисты. Вывод сделал С. Миропольский: «Смерть баллам грозит неизбежно; не нынче, завтра, но дни их сочтены». Педагог обращал внимание на минусы традиционной системы обучения, то что, отметки зачастую субъективны, их выставляют не за знания, а за поведение, погоня за отметками негативно сказывается на нравственном и физическом здоровье учащихся и даже приводит к самоубийствам, не позволяет точное оценивать результат (отсюда тройки с плюсом и четверки с минусом). Учитель не отмечает прогресс учащегося, чем снижает мотивацию к учебе (если сделал 20 ошибок, а потом улучшил результат в 2 раза, все равно отметка – «2»), плохие оценки могут поставить клеймо и нанести психологическую травму на всю жизнь[3].