ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
1.1. Организационное поведение: понятие и сущность
1.2. Элементы организационного поведения и их характеристика
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
2.1. Стиль управления и его влияние на организацию и организационное поведение: современный подход
2.2. Проблемы организационного поведения и пути их решения
В современных условиях хозяйствования в части развития и организационного поведения основными проблемами субъектов хозяйствования являются следующие:
1. Неясность и размытость делегирования полномочий.
2. Неэффективное использование рабочего времени.
Но авторитарный стиль руководства не является недостатком, так как направлен на повышение эффективности персонала, при этом, многие работники могут быть недовольны данным стилем управления. Таким образом, в качестве мероприятий, направленных на решение проблем эффективности развития организации и организационного поведения, могут выступать следующие:
1. Расширить ответственность подчиненных подкрепляя системой мотивации, которая обеспечит вознаграждение в виде дополнительной оплаты, повышение по службе, благодарность.
2. Для достижения наиболее эффективных результатов в применении технологий организации рабочего времени необходима постановка целей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность работы заключается в том, что организационные изменения, происходящие во внешней и внутренней средах предприятий, появление новых видов и стилей поведения, манипуляций, межличностных коммуникаций, современных знаний о человеческом поведении обуславливают необходимость разработки и реализации на практике моделей управления организационным поведением, отвечающим требованиям сильной корпоративной культуры, которую разделяю руководители и весь персонал.
В этих моделях должны находить воплощение технологии партнерства, командной работы, вовлечения, самоконтроля, ориентации на удовлетворение потребностей более высокого порядка, самореализации. Происходит ускоренное и углубленное осознание организациями своих интересов и целей, высокие темпы коммерциализации, информатизации, технологические прогрессы актуализируют проблему исследования новых, более совершенных форм и методов обучения персонала механизмам управления организационным поведением. Проблемы группового поведения приобретают особое значение, так как работа в современных условиях, предъявляет новые требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников.
Квалификация работников в современных условиях характеризуется такими признаками как: глубокие технические и профессиональные знания, мастерство и профессиональная мобильность. Управленческие кадры должны своевременно включаться в новые образовательные парадигмы: на место устойчивых профессий приходит динамичный профессионализм; быстро растут новые запросы рынка труда, которые опережают рост новых требований к работникам. На первый план выходят такие компетенции, как: ориентация на клиента, эмоциональный интеллект и лидерство, коммуникативная компетентность руководителей, приверженность компании, креативность, уверенность в себе, командообразование.
Совершенствование моделей организационного поведения должно обязательно включать концептуальные изменения в корпоративной культуре и новые формы, методы, обучения, понятные самому персоналу. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью перехода к качественно новым системным направлениям работы в области обучения персонала механизмам управления организационным поведением, где главная цель – повышение вовлеченности в работу и приверженности организации, формирование сплоченности как показателя эффективности групповой деятельности, развитие управленческих аспектов лидерства и эффективного делегирования полномочий, открытых коммуникаций.
Цель исследования – исследование тенденций развития организаций и организационного поведения в современных условиях.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность организационного поведения;
охарактеризовать элементы организационного поведения;
выявить взаимосвязь стилей руководства и организационного поведения;
определить проблемы и перспективы развития организаций и организационного поведения в современных условиях.
Предметом исследования выступает организационное поведение. Объектом исследования является организационно-управленческий механизм управления субъектами хозяйствования.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в первую очередь, принцип конкретности, принцип объективности, принцип развития, принцип системного подхода к объекту исследования.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
-
Организационное поведение: понятие и сущность
В современных условиях управлению организационным поведением уделяется пристальное внимание со стороны руководства субъектов хозяйствования, в особенности – предприятий крупного и среднего бизнеса, так как организационное поведение оказывает непосредственное влияние на их деловой имидж.
Как считает И.В. Бизюкова, организационное поведение – это изучение поведения людей и групп в организациях, формирование поведенческих моделей и разработка навыков и практического использования полученных знаний [1, с. 85]. Автор рассматривает данное определение с точки зрения процесса.
В свою очередь, А.П. Егоршин считает, что организационное поведение представляет собой индивидуальные и коллективные формы поведения людей, включенных в структуру социальной организации [6, с. 75]. Нельзя не согласиться с мнением автора, однако организационное поведение может включать в себя не только поведение людей, но и поведение структурных единиц организации, групп организаций или организационной среды [15]. Данное определение предлагает Я.В. Красникова, и оно по своему содержанию является более емким, чем определения предыдущих авторов.
Необходимо отметить, что поле (сфера действия) организационного поведения формируется в процессе взаимодействия четырех факторов: людей, организационных структур, технологии и внешней среды, в которой действует данная организация, что представлено в исследованиях А.И. Кузнецовой и А.Г. Чепик [16, с. 48].
При этом основная характеристика людей в организации – степень их индивидуальной ответственности за конечный результат организации и творчества на каждом рабочем месте в организации.
Несмотря на многообразие и гибкость вариантов человеческого поведения, на их кажущуюся непредсказуемость, возможна разработка определенных концепций, относящихся к поведению людей. В основе организационного поведения лежит ряд базисных идей о природе поведения, человека и организаций [9, с. 39].
Природу человека отражает ее социально-психологическая структура, в которой принято выделять направленность, характер, темперамент и способности. Природа любой организации, вне зависимости от ее конкретного назначения, имеет ряд общих параметров, среди которых основными являются цели организации, организационная структура, внутренняя и внешняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, организационная культура. В настоящее время существуют основные четыре модели организационного поведения: авторитарная, опекунская, поддерживающая и коллегиальная.
Бизюкова, И. В. Кадры управления: подбор и оценка : учебное пособие / И. В. Бизюкова. – Москва : Инфра-М, 2019. – 287с.
Герасимов, Б. Н. Менеджмент персонала : учебное пособие / Б. Н. Герасимов, В. Г. Чумак. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2018. – 448 с.
Горский, М. А. Управление персоналом проекта : учеб. пособие для студентов вузов / М. А. Горский. – Москва : Инфра-М, 2020. – 376 с.
Григорьева, С. В. Исследование кадровой стратегии предприятий при внедрении проектной системы управления персоналом / С. В. Григорьева // Вестник БГЭУ. - 2019. - № 1. - С. 70-73.
Долгов, О. А. Управление, нацеленное на результаты : учебное пособие / О. А. Долгов. – Москва : Инфра-М, 2021. – 196 с.
Егоршин, А. П. Основы менеджмента : учебник для вузов / А. П. Егоршин. – Москва : Инфра-М, 2019. – 320 с.
Ефимова, О. В. Анализ эффективности реализации процесса управления персоналом проекта / О. В. Ефимова. – Москва : Изд-во «Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях», 2019. - 320 с.
Зверев, А. В. Развитие организаций и организационное поведение / А. В. Зверев. – Москва : Статистика России, 2021. - 207 с.
Золотов, А. А. Стратегическое развитие предприятий в современных рыночных условиях / А. А. Золотов. – Москва : Инфра-М, 2019. - 624 с.
Золотухина, В. Н. Управление персоналом организации / В. Н. Золотухина. – Москва : Инфра-М, 2018. – 624 с.
Канаев, В. О. Актуальные вопросы структуризации и управления организацией и организационным поведением : учебное пособие / В. О. Канаев, Е. А. Буракова. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2019. – 80 с.
Котов, Д. В. Особенности контрольных мероприятий в управлении персоналом в современных условиях / Д. В. Котов // Актуальные вопросы экономики и управления. - 2022. - № 16. - С. 29-33.
Кузнецова, А. О. Организационное поведение: теория, практика, управление развитием : учебное пособие / А. О. Кузнецова. – Уфа : Изд-во «Нефтегазовое дело», 2020. – 253 с.
Курочкин, А. В. Управление проектами / А. В. Курочкин // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2021. – № 1. – С. 15-21.
Красникова, Я. В. Цифровые технологии в управлении персоналом / Я. В. Красникова // Гуманитарный научный журнал. – 2020. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-upravlenii-personalom (дата обращения: 19.10.2023).
Кузнецова, А. И. Кадровая стратегия коммерческих предприятий в современных условиях / А. И. Кузнецова, А. Г. Чепик // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2018. – № 2. – С. 48-54.