СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность понятий «инклюзия» и «интеграция» в образовании 5
1.1 Понятие инклюзии в зарубежной и отечественной психологии и педагогике 5
1.2 Особенности интегрированного обучения 8
2. Различия инклюзивного образования от интегрированного 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
Актуальность изучения отличий инклюзивного образования от интегрированного заключается в том, что обе модели имеют существенные различия в подходе к обучению детей с особыми образовательными потребностями, что влияет на эффективность образовательного процесса и успешность интеграции таких детей в общество.
Инклюзивное образование — это подход, основанный на идее о том, что все дети, независимо от их индивидуальных особенностей, могут получить равные образовательные возможности в одном и том же образовательном учреждении. В рамках инклюзивного образования дети с особыми потребностями обучаются вместе с детьми без нарушений развития, что способствует формированию у них позитивного отношения к разнообразию и уважению к индивидуальным различиям.
Интегрированное же образование, в свою очередь, предполагает более ограниченный подход, в рамках которого дети с особыми потребностями учатся вместе с другими учащимися только в рамках определенных учебных программ или предметов. В этом случае интеграция осуществляется лишь частично, что может привести к ощущению детьми с особыми потребностями своего исключения из общества и усилению стереотипов.
Понимание этих отличий важно для педагогов, специалистов и родителей, так как их выбор определит оптимальный путь обучения для детей с особыми потребностями. Активное изучение данной темы позволит выявить преимущества и недостатки каждой модели образования, а также разработать эффективные стратегии и методики для обучения детей с особыми потребностями.
Более того, в современном обществе инклюзивное образование становится все более актуальным, так как общественное сознание постепенно меняется, признавая право каждого человека на доступ к образованию независимо от его специальных потребностей. Это создает необходимость в поиске новых методов и подходов, которые обеспечат эффективную адаптацию под растущие запросы общества.
Изучение отличий инклюзивного образования от интегрированного также позволяет акцентировать внимание на важности индивидуализированного подхода к каждому ребенку, учитывая его потребности, способности и особенности развития. Это способствует созданию адаптивной образовательной среды, где каждый ребенок может раскрыть свой потенциал и достичь успеха в учебе.
Таким образом, изучение отличий инклюзивного образования от интегрированного является необходимым, чтобы развивать качество образования, повышать социальную инклюзию детей с особыми потребностями и формировать толерантное общество, где каждый человек имеет равные возможности для самореализации и развития.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Безрукова В.С., Бордовская Н.В., Бороздина Г.В., Воронов В.В., Вульфов Б.З., Голованова Н.Ф. и др.
Целью данной работы является изучение отличий инклюзивного образования от интегрированного, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие инклюзии в зарубежной и отечественной психологии и педагогике;
- Исследовать особенности интегрированного обучения;
- Охарактеризовать различия инклюзивного образования от интегрированного.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.