ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Теоретические аспекты выявления лидерских качеств младшего школьного возраста 5
1.1.Характеристика младшего школьного возраста 5
1.2.Понятия лидерства 8
1.3. Проявление лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 13
2. Экспериментальное изучение лидерских качеств младших школьников 19
2.1. Характеристика базы исследования 19
2.2. Методы и методики изучения проявления лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 20
2.3 Ход т результаты изучения лидерских качеств у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Сегoдня успех каждoго человека зависит только от него самого. В современных условиях развития российского общества, его экономической, политической и социальной сферы жизни существует конкуренция. Каждый человек должен уметь быстро реагировать, обрабатывать и анализировать полученную информацию за короткое время и применять полученные знания в жизни. Люди, обладающие лидерскими качествами, имеют больше шансов на победу в борьбе, которой является жизнь. Именно поэтому основы лидерства необходимо закладывать с млaдшего школьного возраста, когда формируются основные знания, навыки и умения, развиваются мышление и память.
В любой группе выделяется лидер. Он не только ведет и направляет своих последователей, он хочет вести их за собой, а его последователи не только следуют за лидером, но и хотят следовать за ним. Исследования показали, что знания и компетентность лидера всегда оцениваются гораздо выше, чем соответствующие качества (уверенность в себе, острый и гибкий ум, деловая хватка, сильная воля, способность понимать особенности психологии людей, организаторские способности) [4]. Однако анализ реальных популяций показал, что иногда люди без этих качеств становятся лидерами, и наоборот, иногда люди с этими качествами не становятся лидерами. Именно здесь и возникла лотерея ситуационного лидерства, которая утверждает, что лидер – это человек, способности и опыт которого не обходимы для оптимального разрешения данной ситуации для данной группы. В разных ситуациях группы выдвигают в лидеры разных людей.
Обычно дети в возрасте шести лет уже определяют человека, который может задумать и спланировать игру, руководить распределением ролей и предлагать другим детям действия, необходимые для игры. Это лидер. Лидер обычно играет главную роль, но может также передавать роли, которые дети хотят играть сами.
У детей школьного возраста лидерские качества только усиливаются. Ребенок, который пользуется наибольшей популярностью в группе, умеет договариваться со сверстниками, принимать их намерения и прояснять недоразумения, может стать лидером игры. Лидерство в школьном возрасте не гарантирует эту способность в последующей жизни, но лидерство, наблюдаемое у шестилетних детей, имеет потенциал для развития этой способности в средней школе [4].
Цель – изучить проявления лидерских качеств в группе младших школьников.
Объект исследования – проявление лидерских качеств.
Предмет исследования – Лидерские качества у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза – лидерство в начальной школе проявляется ситуативно, последовательно, конструктивно.
Задачи исследования:
- представить ряд характеристик младшего школьного возраста;
- раскрыть понятия лидерства;
- изучить случаи проявления лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
- подобрать методы изучения лидерских качеств у младших школьников.
Методы исследования: изучение литературы и других источников, наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности, теоретический анализ, синтез, обобщение, методы количественной и качественной обработки данных.
База исследования: МБОУ гимназия №6 г. Архангельска, 4 Б класс.
1) Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов / Г.М. Андреева − М.: Аспект-Пресс, 2008 – 363 с.
2) Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович – М.: Просвещение 2008 – 464 с.
3) Варданян, А.У. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся / А.У. Варданян, Г.А. Варданян // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности6 Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Уфа, 1985 163 с.
4) Викулова, М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка: автореф. кандидат пед. Наук: 13.00.01. / М.А. Викулова; Исследовательский центр семьи и детства. – Нижний Новгород, 1997. – 24 с.
5) Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т.В. Габай – М., 1988 – 254 с.
6) Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений
7) Залужный, А.С. Детский коллектив и методы его изучения / А.С. Залужный – М.: тип. им. Евг. Соколовой, 1931 – 145 с
8) Карпова, Г.А. Методы педагогической диагностики: Учебн. Пособие / Г.А. Карпова – М.: Екатеринбург, 2011 – 43 с.
9) Карпова, И.А. Педагогический словарь / И.А. Карпова – М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 192 с.
10) Ковалев, Г.А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: дис. канд. псих. наук: 19.00.07 / Г.А. Ковалев; ЛГУ им. А.А. Жданова. – СанктПетербург, 1980. – 270 с.
11) Кричевский, Р.Л. Психология лидерства / Р.Л. Кричевский – М.: Статут, 2007 – 542 с.
12) Кузякин, А.П. Что такое лидер и лидерство? / А.П. Кузякин // Образование. 2011. – №4.
13) Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев – М.: Смысл, 2007 – 509 с.
14) Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов – М.: Просвещение, 1990 – 192 с.
15) Маркова, М.Ю. Развитие лидерских качеств и организаторских способностей в детском общественном объединении / М.Ю. Маркова – М.: Просвещение, 2014 – 142 с.
16) Матяш, Н.В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие для высш. учеб. Заведений / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 96 с
17) Менджерицкая, Д.В. Творческая игра как средство нравственного воспитания / Д.В. Менджерицкая. - М.: Учпедгиз, 1963 – 192 с.
18) Немов, Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования / Р.С. Немов – М.: Литагент ВЛАДОС, 2007 – 496 с.
19) Никитина, Э.К. Исследовательская ситуация – одно из условий формирования лидерских качеств. / Э.К. Никитина, О.А. Коваленко // Начальная школа. – 2013. - №12.
20) Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2 - е изд., дораб. / Р.В. Овчарова – М.: Просвещение, 2006 – 352 с.
21) Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 365 с.
22) Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн – М.: СПб., 2002. – 720 с.
23) Семечкин, Н.И. Социальная психология на рубеже веков. Истории, теория, исследования. Часть 2 / Н.И. Семечкин – М.: Издательство Дальневосточного университета, 2003 – 133 с
24) Смирнова, Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент / Е.О. Смирнова. // Вопросы психологии – 1995 – №3
25) Чистякова, М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. М.: Просвещение, 2000. – 160 с.
26) Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин // Педагогика и психология – 1974 - №10.
27) Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин – М.: Педагогика, 1989 – 560 с