СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Структура и значение шкльного учебника по истории 5
1.1 Специфика взаимодействия традиционного школьного образования с учебниками по истории 5
1.2 Функции школьного учебника истории 12
2. Учебник истории в современной школе 18
2.1 Современный учебник истории как средство организации деятельности обучающихся 18
2.2 Проблема современного учебника истории в полной средней школе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в том, что школьные учебники истории отразили весь комплекс проблем, связанных со сложностью, противоречивостью, неоднозначностью реформирования школьной системы исторического образования, подразумевающего трансформацию его теоретико-методологических основ.
Учебник истории, с одной стороны, стал мерилом степени успешности проводимой модернизации, а, с другой стороны, важным фактором в развитии системы школьного исторического образования.
Поворотными, ключевыми моментами, непосредственно повлиявшими на изменение содержательных и процессуальных основ учебников истории, можно назвать следующие .
1) Изменение социальных целей образования, гуманитаризация и гуманизация образования, повлекшие за собой новую дидактическую модель обучения, при которой ученик становится равноправным субъектом познания.
Как считает доктор педагогических наук О.Е.Лебедев, «социальным смыслом образования становится развитие личностного потенциала обучаемых, способности их самостоятельно определять цели деятельности и находить методы их реализации. Развитие такой способности обеспечивает возможность адаптации к меняющимся условиям жизни, готовность к конструктивной деятельности по развитию общества и созданию условий для жизненного благополучия самой личности», «главная цель школьного образования - достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их личному потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования и дальнейшего развития личности».
2) Изменение теоретико-методологических основ фундаментальной науки. Переход от монодоктринальности к плюрализму мнений и оценок, дискуссионность и нерешенность многих проблем и вопросов в исторической науке, которая является базовой научной дисциплиной для школьного курса истории.
Отход от жестко детерминированной схемы истории в марксистстком понимании на уровне школьного исторического образования в условиях формирующегося в России правового государства и гражданского общества выразилось в отказе от единого учебника и появлении авторских программ и учебников, предлагающих различные интерпретации школьных курсов истории.
3) Изменение структуры школьного исторического образования , переход от линейной к концентрической структуре.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Б឴а឴р឴а឴н឴о឴в឴ П឴. А឴., З឴а឴г឴в឴я឴з឴и឴н឴с឴к឴и឴й឴ В឴. И឴., К឴а឴ш឴л឴е឴в឴ С឴. С឴., М឴о឴л឴ч឴а឴н឴о឴в឴а឴ О឴. Н឴., П឴о឴д឴л឴а឴с឴ы឴й឴ И឴. П឴., Р឴я឴з឴а឴н឴ц឴е឴в឴ С឴. В឴. и឴ д឴р.
Объект исследования -функциональное значение школьных учебников истории.
Предмет исследования - школьное историческое образование
Целью данной работы является изучение главных функций школьного учебника истории, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть специфику взаимодействия традиционного школьного образования с учебниками по истории;
- Исследовать функции школьного учебника истории;
- Проанализировать современный учебник истории как средство организации деятельности обучающихся;
- Выявить проблему современного учебника истории в полной средней школе.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.