Введение
- Теоретические основы изучения лермонтовских мотивов в русской поэзии конца 20-21 века
1.1. Сквозные темы и мотивы творчества Лермонтова
1.2. Судьба молодого поколения в лирике М.Ю. Лермонтова
- Особенности художественного воплощения лермонтовских мотивов в современной русской поэзии
2.1. Рецепция ключевых мотивов творчества Лермонтова и темы судьбы молодого поколения в поэзии 80-90-х годов XX века
2.2. Лермонтовские мотивы в интертекстуальной адаптации и трансформации биографического сюжета
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования обусловлена тем, что творчество М.Ю. Лермонтова оказало значительное влияние на формирование облика русской поэзии конца 20 и начала 21 века в связи с частыми интертекстуальными адаптациями его мотивов к постмодернистскому поэтическому тексту, вызванными пересечениями эмоциональных переживаний «лишних людей» поколения Лермонтова и молодых людей 1980-1990-х годов.
Степень изученности темы исследования: лермонтовские мотивы в творчестве поэтов конца 20 и начала 21 века исследованы в работах таких авторов, как Ю.В. Казарин, Т.Г. Кучина, В.М. Маркович, Н.А. Непомнящих, А.Э. Скворцов, А.С. Собенников.
Цель исследования: изучение лермонтовских мотивов в творчестве поэтов конца 20 и начала 21 века.
Объект исследования: стихотворения Д. Пригова «Долина Дагестана», Б. Рыжего «У современного героя», С. Гандлевского «Стоит одиноко на севере диком...», «Еще далеко мне до патриарха», «Устроиться на автобазу», «Самосуд неожиданной зрелости», «Элегия», А. Кушнера «В полдневный жар в долине Дагестана», Д. Новикова «Всё сложнее, а эхо всё проще», А. Жигулина «Когда мне было…»
Предмет исследования: сквозные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова в интертекстуальной адаптации российских поэтов конца 20 и начала 21 века.
Задачи исследования:
- Изучить сквозные темы и мотивы творчества Лермонтова.
- Исследовать судьбу молодого поколения в лирике М.Ю. Лермонтова
- Рассмотреть рецепцию ключевых мотивов творчества Лермонтова и темы судьбы молодого поколения в поэзии 80-90-х годов XX века.
- Проанализировать лермонтовские мотивы в интертекстуальной адаптации и трансформации биографического сюжета.
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ специальных научных источников; синтез собранной информации; логический метод; метод формализации; обобщение) и практические (анализ художественного текста; внетекстовый анализ; сравнение).
Курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка литературы.
- Теоретические основы изучения лермонтовских мотивов в русской поэзии конца 20-21 века
1.1. Сквозные темы и мотивы творчества Лермонтова
Творчество М.Ю. Лермонтова можно считать тщательно и глубоко изученным в отечественном литературоведении[1]. Специалисты[2], [3] приходят к однозначному выводу, что лирика поэта представляет собой гармоничное единство, в котором темы и мотивы устойчиво повторяются из произведения в произведение, продолжают и дополняют друг друга, пересекаются между собой. Лермонтов был чрезвычайно постоянен в плане своих душевных волнений, переносимых на лирических героев – то, что беспокоило юношу четырнадцати лет, оставалось столь же актуальным и для молодого офицера, перешагнувшего рубеж в четверть века. Таким образом, разделить творчество Лермонтова можно на какие-либо периоды хронологически, но не идейно.
Исследование тем и мотивов лермонтовской лирики важно для нас в рамках данной курсовой работы не для классификации или определения периодизации творчества поэта, а для реконструкции его картины видения мира, художественного мышления, понимания мотивации при создании произведений. Поэтому мы выделим ключевые мотивы и темы творчества Лермонтова без привязки к датам.
- Одиночество.
Это глобальный мотив, пронизывающий всё творчество Лермонтова. Ни у кого больше из русских поэтов образ одиночества не вырастал в такую всеобъемлющую и пугающую громаду, держащую в своей тени всю лирику. У Лермонтова одиночество является одновременно и мотивом, и сквозной, и центральной темой его поэзии, начиная с юношеских стихов и заканчивая самыми последними («Выхожу один я на дорогу», «Пророк»).