Введение
- Произносительная сторона речи и её развитие в онтогенезе
- Симптоматика недоразвития речи
- Научно-теоретическое обоснование логопедической работы по формированию навыков развития речи у дошкольников с ОНР
Заключение
Библиографический список
Реферат|Логопедия
Авторство: bugalter
Год: 2024 | Страниц: 28
Введение
Заключение
Библиографический список
В условиях современных изменений, происходящих в нашем обществе, значительного роста населения и быстрого темпа жизни более значимым в жизни современного человека становится полноценное межличностное и межгрупповое общение. В то же время к личности не перестают предъявляться все более высокие требования в плане владения и поддерживания эффективного речевого общения в самых разнообразных ситуациях.
Актуальность темы исследования во многом зависит от того, что преодоление нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией является развивающейся во времени объектом, и что часто возникает острая потребность научного и методического обоснования, существующего в настоящее время для теории и практики явления.
Дизартрия – тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Дизартрии возникают в результате поражения нервного исполнительного аппарата речи с той или иной локализацией поражения в центральной нервной системе.
Дизартрия как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе.
Определение структуры дефекта при дизартрии на современном уровне развития науки невозможно без привлечения данных психолингвистики о процессе порождения речи. При дизартрии нарушается реализация двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания: голосовых, темпоритмических, артикуляционно-фонетических и просодических нарушений. В последние годы внимание многих логопедов привлекается к просодическим средствам высказывания (расстановка пауз, выделение отдельных элементов высказывания акцентом, включение нужной интонации) в аспекте изучения соотношения семантики и синтаксиса.
При проведении коррекционной работы дизартрических нарушений речи логопед применяет в основном индивидуальные формы работы, среди которых логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, а также дыхательная и голосовая гимнастика детей дошкольного возраста.
Объект исследования: произносительная сторона речи детей дошкольного возраста с дизартрией.
Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют собой крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений. Дизартрия, в том числе и тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а легкие «стертые» ее проявления - как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с нарушениями интеллектуального развития.
Особенностью дизартрии у детей является часто ее смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов. Это связано с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других. Этот фактор определяет частое сочетание дизартрии у детей с другими речевыми расстройствами (задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием). У детей поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы в период интенсивного развития может приводить к сложной дизентеграции всего речевого развития в целом. В этом процессе определенное значение имеет поражение не только собственно двигательного звена речевой системы, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.
Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:
- дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
- дизартрия у детей с церебральным параличом (клинико-психологическая характеристика этих детей описана в рамках детского церебрального паралича многими авторами: Е.М. Мастюкова[1], М.В. Ипполитова и Е. М. Мастюкова[2], Н.В. Симонова[3] и др.);
- дизартрия у детей с олигофренией (клинико-психологическая характеристика соответствует детям с олигофренией: Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова[4]; Е.Ф. Архипова[5] и др.);
- дизартрия у детей с задержкой психического развития (Т.Б. Епифанцева[6], И.Н. Галасюк, Т.В. Шинина[7] и др.);
Всего 55 источников
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!