ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ: КОНСТРУКТИВНЫЙ АСПЕКТ
1.1 Что есть истина?
1.2 История понятия «истина»
1.3 Проблема истины в философской науке
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ИСТИНЫ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
2.1 Основные свойства истины
2.2 Три концепции истины
2.3 Доказательство и опровержение истинности
ГЛАВА 3 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОСТИ ИСТИНЫ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ АСПЕКТЕ
3.1 Гносеология Канта и его подход к проблеме истины
3.2 Нравственное решение проблемы истины у ВлСоловьева
3.3 Защита идеалов объективной истины у КПоппера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. Проблемный вопрос, касающийся истинности в науке философии, всегда будет актуальным по своей роли и значению, поскольку считается вечным и нерешенным [17, с. 19]. Непрерывное обращение обуславливается гносеологией и социальной культурологией, взаимодополнение которых помогает рассмотреть эту проблему с разных сторон.
С точки зрения гносеологии, регуляция вопроса истины обусловлена рядом важных факторов, формирующихся посредством системы когнитивных обстоятельств типа субъект-объект.
С точки зрения социальной культурологии проблемный вопрос истины определен содержанием ценностей личности, которые данный аспект формирует, присутствуя в его сознании.
Следует отметить, что практически всякое обстоятельство формирует личностные ценностные меры в отношении субъектной категории, которая познает основы мироздания и свою энергию. Тем самым формируемые концептуальные понятия истинности, которые отображают проблемы бытия человека, базируются на диалектизме вероятности и реальности, модели сущности природы.
Также важность конструктивного анализа проблемных аспектов вечного философского вопроса обусловлено процессами современности, которые идут неизменно в социуме. Продолжаемость данных социальных феноменов, трансформирующих сознание человека, в корне отображает его мышление, интерпретируя тем самым кризисную ситуацию.
Непосредственно в данные формы трансформации социум вообще и отдельно взятая персона в частности испытывают необходимость в определении критериальных показателей сущности истины. Это нужно и для познавательных аспектов мышления, и для рациональной ориентации в личностно-общественном аспекте. В совокупности это приводит к конструктивному анализу вечного вопроса философской науки, причем в историко-культурных рамках.
Проблемный вопрос определения сущности истины сосредоточивает в себе философскую природу. От рационального осмысления аспектов этой категории философии находится в прямой зависимости культурологическая основа [15, с. 9]. Являясь вечным вопросом, рассматриваемая нами проблема показывает сущность и природу отдельно взятой системы философии, раскрывая тем самым логическую цепочку процесса исторической эволюции, поскольку для нее истина представляется задачей благородного характера.
Объект исследования: истина в рамках философского познания.
Предмет исследования: проблема истины в социально-гуманитарных науках
Цель исследования: научная реконструкция теории истины в социально-гуманитарном познании.
Задачи исследования:
- проанализировать сущность и природу появления истины;
- охарактеризовать проблемы истины в философской науке;
- изучить гносеологию Канта и его подход к проблеме истины;
- рассмотреть нравственное решение проблемы истины у Вл. Соловьева;
- изучить аспекты защиты идеалов объективной истины у К. Поппера.
Методологическая и теоретическая основы исследования. Для разрешения поставленных задач нами были использованы методы диалектической направленности.
Структура исследования. Курсовая работа строго структурирована и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы и источников.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ: КОНСТРУКТИВНЫЙ АСПЕКТ
1.1. Что есть истина?
Что есть истина по своей сути? Это величайшее дело, обуславливающее величайшее слово духовной сущности личности. Так рассуждал немецкий философ XIX столетия Гегель. Он считал, что истинность имеет свою судьбу, которая тесным образом сопряжена с судьбой личности таким же образом, как его главные аспекты бытия: жизнь, любовь, счастье. Истинность обладает прямым взаимоотношением как к человеческому познанию, так и к сущности человеческой, которые впоследствии обуславливают его существование.
Попытаемся ответить на поставленный в начале вопрос, который является вечным в философской науке. Многие исследователи пытались дать точный ответ, но до сих пор нет единого и точного определения этого сложного феномена. Истина. Она многогранна и всеобъемлюща. Она всегда находится рядом с человека. И не замечать ее означает обрести нескончаемую абсурдность своего существования в бренном мире.
Истина. Что под ней подразумевается? Общепризнанное выражение есть: «подлинное счастье», которое означает наше время, искреннее, реальное благополучие. Также мы можем свидетельствовать и о реальном драгоценном камне. Натуральным по своему происхождению, а не поддельным, выращенным специально. Подделанный камень в реальности представляется ни тем, чем является на самом деле. Однако он является также некоторой реальностью. Отсюда следует, что истина не подтверждается только наличием одного существования [4, с. 63].
Истинность является специфической реальностью, согласующуюся с осознанием субъектной сущности. Отсюда истина – это соотношение определяемого понятия к представляемой сущности субъекта. Несмотря на то, что поддельный камень существует в реальности, он ни коим образом не обладает соотношением к реальности сути настоящего. Отсюда следует, что он – фальшивка.
Характеризуя сущность рассматриваемого понятия, следует соотносить его как к собственно, самой сути, так и к нашим представлениям, которые имеют прямое отношение к формированию представления об истинности субъекта.
По своей природной сущности истинность обозначает двойственное единство, обусловленное слаженностью следующих аспектов:
- схождение субъекта с его определением;
- схождение определения с выражением, характеризующим субъект.
Из этого следует, что истинность уподобляется к определяемому слову. Это то же самое, что всякая банкнота в бумажном исполнении соотносится у нас уже с денежным эквивалентом.
Отсюда возникает закономерный вполне вопрос: каким образом возникает вероятность подобной слаженности определяемых понятий?
Ответ мы находим у М. Хейдеггера, который свидетельствовал, что: «данная монета имеет округлость». Это выражение и синхронизируется с сущностью субъекта. Однако если вникнуть в это суждение, оно в итоге нам представиться бессмысленным. Непроизвольно начинаешь рассуждать о том, что истинность представляет собой прямой результат относительности, которая приправляется условностью.