Машиностроение - одна из важнейших отраслей народного хозяйства. Эта отрасль развивается вместе с НТП, большинство технических ВУЗов страны готовят специалистов инженеров-машиностроителей, а так же множество других наук и отраслей развиваются совместно с машиностроением. Это и станкостроение, инструментальная промышленность, электронная промышленность. Экономика никакого развитого государства не может существовать без машиностроения.
Данная курсовая работа отражает технологию сборки фрикционной предохранительной муфты и изготовления диска левого.
в курсовой работе необходимо рассмотреть и выбрать методы обработки и получения заготовки, проводится нормирование операций, выбираются оптимальные режимы обработки и разработать схему сборки.
От грамотности выполнения технологического процесса зависит экономическая эффективность всего машиностроительного производства.
- Назначение и конструкция изделия
Фрикционная предохранительная муфта – является основным предохранительным элементом приводного вала, который в свою очередь передаёт вращение от электродвигателя к рабочим органам машины.
Фрикционная предохранительная муфта (рисунок 1.1) устанавливается на ступенчатый вал и предназначена для защиты от перегрузок исполнительных органов машины и приводного вала, а так же передачи крутящего момента от электрического двигателя через ременную передачу к исполнительным органам. Принцип действия механизма фрикционной предохранительной муфты состоит в следующем: крутящий момент от электродвигателя передаётся через клиноременную передачу с сечением ремня А ГОСТ 1284-67 непосредственно на шкив поз. 3 диаметром 152 мм, который установлен на игольчатом роликоподшипнике поз.9 942/40 ГОСТ 4060-78 на диск левый поз.1, вращение на вал передаётся силами трения, возникающими между элементами муфты – дисками поз. 1, 2 и шкивом поз. 3. Шкив поз. 3, установленный на игольчатом роликоподшипнике поз. 9, приводится во вращение клиновым ремнём. Диски поз. 1 и поз. 2 прижимаются к поверхности шкива пружиной поз. 4 п=2,5; t=17 и передают вращение на вал. Диск поз. 1 соединён с валом при помощи шпонки 8х7х56 ГОСТ 8789-68, а диск поз. 2 соединён с диском поз. 1 специальным штифтом поз. 6. Гайка 7003-0142 ГОСТ 12460-67 поз. 8 регулирует силу прижатия дисков, она имеет контрящий винт М5х10 ГОСТ 17475-80 поз. 10. При увеличении нагрузки на вал диски начнут проскальзывать, и вал вращаться не будет. Кожух поз. 5 закрепляемый четырьмя винтами М6х8 ГОСТ 17473-72 поз. 7 предназначен для предохранения от попадания пыли и грязи. Так же на муфте имеются два резьбовых отверстия под винты М6, которые необходимы для предохранения от осевого смещения муфты на валу.
Диск поз. 1 является базовой деталью фрикционной предохранительной муфты. На него устанавливаются все остальные элементы данной сборочной единицы.
Диск поз. 1 (диск левый) содержит следующие поверхности (рисунок 1.2):
1 – опорную шейку диаметрами 40h6 мм с шероховатостью поверхности Ra0,63. Шейка предназначена для установки на вал игольчатого роликоподшипника 942/40 ГОСТ 4060-78 со шкивом. Так же эта поверхность предназначена для установки диска поз. 2 (диска правого);
2 – цилиндрическую резьбовую поверхность длинной 37 мм, предназначенной для установки гайки М391,5 – 8H/7g (гайка 7003-0142 ГОСТ 12460-67);
3 – по правому торцу диска поз. 1 осуществляется контакт с торцами шкива, а следовательно и передача крутящего момента от электродвигателя на вал.;
4 – поверхность левого торца диска поз. 1 должна плотно прилегать к заплечикам вала;
5 – поверхность сквозного шпоночного паза. Его ширина b = 8Js9 мм, глубина t = 3,1 +0,12 мм. Он предназначен для установки шпонки 8х7х56 ГОСТ 8789–68.
6 – в осевое отверстие диаметром 25(7Н)+0,021 мм устанавливается вал. Дан-
ное отверстие имеет шпоночный паз рассмотренный ранее;
7 – отверстие ф6(Н8) +0,018 служит для установки специального штифта.
8 – фаска 2x45o предназначена для входа режущего инструмента при нарезании резьбы и в дальнейшем для облегчения установки гайки поз. 8.
9 – торцевая полость предназначена для облегчения детали, но в первую очередь для экономии материала, больший диаметр 140 мм, меньший – 50 мм, радиусы скругления равные 2 мм, поверхность не обрабатывается резанием, получается штамповкой.
10 – цилиндрические отверстия является технологическими, необходимы для доступа режущего инструмента к резьбовой поверхности 11 и в последствии при сборке отвёртки к винтам;