ВВЕДЕНИЕ
- ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ СОЦИАЛЬНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
1.1. Понятие социального обслуживания населения и его нормативно-правовое регулирование
1.2. Деятельность специалиста в социальных службах и ее особенности
1.3. Социальные и психологические особенности деятельности специалиста в социальных службах
- ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НА ПРИМЕРЕ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Общая характеристика Территориального управления Министерства социального развития
2.2. Исследование социальных и психологических аспектов деятельности специалиста на примере Территориального управления Министерства социального развития
2.3. Основные сложности и пути совершенствования деятельности специалиста в территориальном управлении Министерства социального развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что деятельность специалиста органов социального обеспечения, а также определить факторы социально-психологического характера, затрагивающие его деятельность.
Идеология совершенствования сферы социального обслуживания населения в РФ начинает доминировать в управленческих практиках, тренды оптимизации организационной структуры и повышение качества оказываемых учреждениями услуг продвигаются в регламентирующих документах федерального и регионального уровней государственного управления. Проблематика социального обслуживания граждан РФ становится предметом научной дискуссии. Данной проблеме посвятили свои труды посвятили свои работы В.П. Галаганов, И.А. Григорьева, Т.Б. Кононова, Е. И. Холостова, и ряд других исследователей.
Что касается деятельности специалиста в социальных службах и ее особенностей, то, по классификации Е.А. Климова, она является одной из видов профессии, из области профессий системы «человек-человек», «человек-общество» [Классификация профессий]. Устойчивые характеристики каждого специализированного вида деятельности, каждой профессии и ее значимых разновидностей предъявляют к субъекту определенные требования. Они достаточно жестко детерминируют область его профессиональной компетенции, область социальных и гражданских представлений и позиций, а также область психологических и часто психофизиологических качеств.
Специалисту в социальных службах необходимо обладать множеством навыков и стремиться к постоянному совершенствованию, что человеку, не связанному с работой юриста, порой кажется не столь очевидным. На сегодняшний день для анализа работы специалиста органов социального обеспечения используются самые различные методы, затрагивающие не только юриспруденцию, но и психологию. Данные методы позволяют детальнее подойти к построению рабочих процессов, что в последствии позволит прийти к большей эффективности, а также обеспечить комфортную работу специалистам.
Разработкой данной проблемы занимались в своих исследованиях такие автора, как Н.Ю. Васильева, JI.Г. Гуслякова, Н.В. Лебедева, Н.Э. Гаврилюк, Г.П. Медведева, и др.
Все вышесказанное определило выборе темы работы.
Цель исследования – социально-психологические особенности деятельности специалиста в социальных службах.
Объект исследования являются правоотношения, связанные с работой специалиста органов социального обеспечения.
Предметом исследования являются методы исследования социально-психологических особенностей деятельности специалиста социального обеспечения, а также представленная в работе литература.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие социального обслуживания населения и его нормативно-правовое регулирование;
Проанализировать деятельность специалиста в социальных службах и ее особенности;
Раскрыть социальные и психологические особенности деятельности специалиста в социальных службах, методы их исследования;
Провести исследование социально-психологических особенностей деятельности специалиста на примере Министерства социального развития.
Выявить основные сложности и пути совершенствования деятельности специалиста в Министерстве социального развития.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы теоретические и эмпирические методы исследования: системный подход, сравнительный анализ и синтез и др. общенаучные методы; опрос, анкетирование, методы математико-статистической обработки данных исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников литературы и приложений.
-
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ СОЦИАЛЬНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
1.1. Понятие социального обслуживания населения и его нормативно-правовое регулирование
Согласно Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ. социальное обслуживание представляет собой: «деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам» [18].
В узком смысле слова под социальным обслуживанием часто понимают предоставление социально-бытовых услуг: предоставление бесплатного питания, помощь в ведении хозяйства, временное помещение в учреждения социальной защиты и др. В широком смысле социальное обслуживание включает в себя все иные, помимо денежных выплат, виды социального обеспечения. В этом смысле социальное обслуживание предполагает: вопросы перевоспитания; консультации; охрану детства, материнства, пожилых, инвалидов. Таким образом, все условия, связанные с жизнью населения: медицина, здравоохранение, обеспечение дохода, образование, наем жилья – являются объектами социального сервиса [40].
Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь [40].
Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы. К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями, и частными лицами.
Понятия «социальная защита» и «социальное обеспечение» близки по смыслу, но не представляют собой абсолютного тождества. Социальная защита включает в себя социальное обеспечение как составную часть, а кроме того, включает в себя и гарантии по охране труда, здоровья, минимальной оплате труда и иные условия, обеспечивающие нормальный уровень жизнедеятельности человека.
Для понимания сущности данных явлений необходимо дать определение данных категорий. Э.Г. Тучкова, в частности, определяет социальное обеспечение как «систему экономических и правовых мер, принимаемых государством с целью перераспределения валового внутреннего продукта посредством предоставления гражданам в случаях наступления социальных рисков материальных благ для выравнивания их личных доходов и поддержания полноценного социального статуса, за счет средств целевых финансовых источников объеме и на условиях, строго нормируемых обществом и государством» [30, с. 15].