Дипломная работа|Социальная работа

Дипломная Формирование навыков социального общения у школьников с ЗПР

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: diplomstud

Год: 2015 | Страниц: 89

Введение

Глава 1. Современное состояние проблемы формирования навыка социального общения детей с ЗПР

1.1. Теоретические основы изучения социально общения умственно отсталых детей

1.2. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей

1.3. Проблема формирования навыка социального общения детей с ЗПР в современной литературе

Глава 2. Практика исследования особенностей формирования навыка социального общения у умственно отсталых школьников общения

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Анализ результатов исследования

Глава 3. Формирование навыка социального общения у умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы

3.1. Программа формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы

3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента

Заключение

Литература

Приложения

В качестве наиболее значимого для целей социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями в развитии в теории и практике специального образования выделяется формирование навыка социального общения, которые помогают адаптироваться ребенку в обществе и направлены на достижение детьми и подростками социального комфорта и равноправия в обществе. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что правильно организованный процесс формирования навыка социального общения является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности учащихся вспомогательной школы. Формирование навыков социального общения занимает одно из центральных мест в системе учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе и позволяет решать задачи социальной реабилитации учащихся с умственной отсталостью. Это объясняет социальную актуальность изучаемой нами проблемы.

Изучение особенностей развития детей с умственной отсталостью является предметом многочисленных исследований в отечественной коррекционной психологии и педагогики (Л.С. Выготский, Н.П. Вайзман, Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, Х.С. Замский, Д.Н. Исаев, А.Р. Малер, М.С. Певзнер, Г.В. Цикото и др.). В работах этих и других авторов, прежде всего, рассматриваются особенности психического развития детей с ЗПР, а также возможности и способы коррекции различных отклонений в развитии, связанные с нарушениями интеллекта. В тоже время следует отметить, что работ в области изучения формирования навыка социального общения в современной литературе не достаточно, что и определяет научную значимость данной проблемы.

Практическая значимость объясняется возможностью использования полученных теоретических, а особенно эмпирических результатов на практике формирования навыков социального общения в процессе внеклассной работы с умственно отсталыми детьми.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.

На современном этапе развития социальной и научной мысли констатируется, что исследований в области изучения детей с ЗПР и подростков в коррекционной школе достаточно много. Этот факт обусловлен тем, что, и в отечественной, и в зарубежной коррекционной психологии и педагогики данной проблеме уделяется достаточно пристальное внимание. Однако проблема формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников в настоящее время рассматривается в научной литературе не достаточно.

Цель исследования – проблемы формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы.

Объект исследования - навык социального общения умственно отсталых школьников.

Предмет исследования - формирование навыка социального общения у умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы.

Гипотезы исследования:

1. У детей младшего школьного возраста с диагнозом умственная отсталость, имеются проблемы в процессе освоения навыков социального общения, обусловленные высоким уровнем тревожности, неуверенности в себе, враждебности, незащищенности, общем низком эмоциональном состоянии детей в группе.

2. Специальная коррекционная внеклассная работа с умственно отсталыми детьми способствует формированию у них навыка социального общения.

Задачи исследования:

1.Проанализировать современное состояние проблемы формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников.

2. Эмпирически изучить основные характеристики личности, влияющие на формирование навыка социального общения.

3. Составить и апробировать программу формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы.

Методологической основой работы являются концептуальные разработки М.Г. Агавелян, О.К. Агавелян, Л.С. Выготского, В.А. Лабунской, С.А. Рубенштейна, и др.

Экспериментальная часть исследования проводилась в несколько этапов:

Первый этап – проведение констатирующего эксперимента с группой младших школьников, выделение контрольной и экспериментальной группы.

Второй этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы формирования навыков социального общения умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы.

Третий этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.

Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

В выборочную совокупность исследования составили 20 детей младшего школьного возраста. Первую группу испытуемых составили школьники с нормальным развитием (10 человек), а вторую – дети с диагнозом умственная отсталость (10 испытуемых).

1. Агавелян М.Г., Агавелян О.К., Агавелян Р.О., Смирнова И.Г. Дети с задержкой психического развития (Хрестоматия). Часть 1. - Челябинск: ЧелГУ, 2001. 164/32 с.

2. Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. – Челябинск, 1999. – с. 356.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2010.

4. Аргайл М. Психология счастья. - М., 2000.

5. Бодалев А. А. Психология общения. - Воронеж, 2012.

6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. – М., 2012.

7. Буйлов Н. К. Трудовая терапия больных олигофренией с эмоционально-волевой неустойчивостью//Трудовое и бытовое устрой¬ство инвалидов, профессиональное обучение. - М., 2011. С. 69—79.

8. Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. - М., 2012. 104 с.

9. Василевская В. Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. - М., 2011. 120 с.

10. Ватажина А. А. Принципы обучения глубоко отсталых детей в домах-интернатах // Шестая научная сессия по дефектологии. - М., 2001. - С. 86—88.

11. Ватажина А. А.. Зелингер И. И. Трудовое обучение детей с ЗПР в степени имбецильности. - М., 2014.

12. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 2009.

13. Вопросы изучения и обучения глубоко умственно отсталых уча¬щихся вспомогательной школы. - М., 2012. 67 с.

14. Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интел-лекта. - М., 2010. 135 с.

15. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. - М., 2011.

16. Гаврилов В.Г. Опыт обучения больных олигофренией по об-служиванию // Теоретические и организационные вопросы социально-трудовой реабилитации инвалидов и престарелых в стационарных. учреждениях социального обеспечения. - М., 2012. С. 117—121.

17. Галкин В. А., Керман М. С. Организационно-методические принципы социально-трудовой реабилитации инвалидов и психонев-рологических интернатах // Теоретические и организационные во-просы социально-трудовой реабилитации инвалидов и престарелых в стационарных учреждениях социального обеспечения. - М., 2012. С. 108—116.

18. Граборов А. Н. Вспомогательная школа. СПб., 2011. 386 с.

19. Дементьева Н. Ф. и др. Совершенствование организационных форм социальной адаптации детей с ЗПР в домах-интернатах. М., 2010. 33 с.

20. Дульнев Г. М. Актуальные вопросы работы с глубоко отста-лыми детьми//Обучение и воспитание детей с ЗПР. - М., 2000. С. 5—14;

21. Забранная С. Д. Некоторые особенности внимания детей с глубоким нарушением интеллекта (имбецилов) и пути его коррек¬ции // Коррекционно-развивающая направленность обучения и вос-питания детей с ЗПР. - М., 1983. С. 18—27.

22. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. - М., 1995.

23. Занков Л. В. Очерки психологии умственно-отсталого ребенка - М., 2011. 176 с.

24. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. - М., 1994.

25. Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушения¬ми интеллекта. - М., 2012. 67 с.

26. Исаев Д.Н.Психическое недоразвитие у детей. – М., 1999.

27. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1998.

28. Кузьмицкая М. И. Подготовка к практической жизни олигофренов в степени имбецильности (бытовая и социальная адапта¬ция) // Дефектология. 1977. № 5. С. 84—92.

29. Кузьмицкая М. И:, Маллер А. Р., Цикото Г. В. Эксперимен-тальное обучение глубоко детей с ЗПР в условиях вспомогательной школы // Дефектология. 1976. № 6. С. 26—-30.

30. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов н/Дону, 2012.

Всего 62 источника литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Социальная работа
2010 год 66 стр.
Диплом Общение в профессиональной деятельности социального работника
diplomstud
Дипломная работа Социальная работа
2010 год 140 стр.
Диплом Работа с детьми, оставшимися без попечения родителей
diplomstud
Дипломная работа Социальная работа
2015 год 57 стр.
Дипломная Социально-педагогическая работа с детьми из неполных семей
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское