Дипломная работа|Социальная работа

Дипломная Социально-педагогическая работа с детьми из неполных семей

Оригинальность работы по системе антиплагиат, на сентябрь 2017 года, составила 22.04%.
Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: diplomstud

Год: 2015 | Страниц: 57

Введение

Глава 1. Социально-психологическая характеристика неполной семьи

1.1. Постразводная ситуация в семье

1.2. Постразводный синдром и специфика воспитания ребенка в неполной семье

Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению основных направлений работы социального педагога с неполной семьей

2.1. Изучение особенностей неполной семьи. Диагностика семьи и семейного воспитания.

2.2. Комплексная программа по улучшению морально – психологического климата в семье и повышению воспитательного потенциала родителей

Заключение

Список литературы

Приложения

Как показывают многочисленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Ослабление воспитательного потенциала неполной семьи обуславливается, как правило, отсутствием отца, мужчины в окружении ребенка, а также нарушением внутрисемейных отношений. В результате ребенок, социальное развитие которого происходит в неполной семье, может испытывать затруднения в установлении контактов со сверстниками и другими участниками совместной деятельности, в адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности, в достижении социальной успешности в профессиональной деятельности. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития.

Важность проблемы данного исследования обусловлена и тем, что в последние десятилетия в мире четко наметилась тенденция роста количества неполных семей или семей с одним воспитывающим родителем, что является серьезным осложнением для полной реализации механизмов процесса социализации ребенка. В связи с этим, воспитание детей в неполной семье приобретает специфические особенности, выражающиеся в недостаточности внутрисемейного влияния, односторонней направленности воспитательного воздействия, отсутствии равновесия в родительских чувствах и выборе методов воспитания, возможности развития у ребенка комплекса неполноценности и отклонений в поведении, а также неудачном преодолении семейного конфликта.

Условия организации воспитательного процесса в неполных семьях отягчаются рядом факторов, которые оказывают негативное воздействие на ситуацию в семье. Типичными факторами риска являются для ситуации в неполной семье: социальная дискриминация, вынужденная смена места жительства, социальная изоляция, трудности одиноких родителей в профессиональной деятельности, бедность, проблемы организации воспитания и присмотра детей, ответственность за выполнение всех семейных функций в одном лице, повышенная неготовность к преодолению кризиса, отсутствие социальной поддержки, ограниченность в получении достойных шансов и перспектив для построения будущего.

Потенциал негативного воздействия факторов риска может выражаться через вмешательства общественности в частную жизнь семьи, осуждение и отрицательные реакции социума, налоговую и законодательную ущемлен-ность неполной семьи, утаивание семейной ситуации детьми, плохие жилищно- бытовые условия, недостаточное финансово-материальное положение семьи, отсутствие эмоциональной и практической поддержки со стороны социального окружения семьи, незначительные возможности полезного времяпрепровождения и семейного досуга одиноких родителей и детей, частоту конфликтов детей с ближним и дальним окружением, неучастие детей в хозяйственно-бытовой жизни семьи и распределении семейного бюджета, снижение их успеваемости, отсутствие для мальчиков и девочек ролевого образца, нарушения здоровья, психоэмоциональные реакции, алкогольную и наркотическую зависимость, слабое противостояние трудностям повседневной жизни, неспособность позитивной оценки настоящего и отсутствие веры в удачное будущее и др.

Специфические условия воспитания детей в семье с одним родителем, как благополучной, так и проблемной в воспитательном отношении, снижают потенциальные возможности детей, затрудняют процесс их развития и социализации.

Несмотря на многочисленное количество проанализированных литературных источников по исследуемой проблеме, их обобщение позволяет констатировать, что вопросам жизнедеятельности детей из неполных разведенных семей, условиям организации их пребывания в ДОУ, проблемам воспитания и системе социальной поддержки одиноких родителей и их детей в российской педагогической науке и психологии уделяется недостаточное внимание.

Цель работы заключается в изучении особенностей работы социального педагога с неполной семьей, ее воспитательного потенциала, причин возникновения отклонений в поведении детей и влиянии такой семьи на социализацию ребенка.

Исходя из цели можно выделить задачи данной работы:

1. осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам неполной семьи;

2. раскрыть значение семьи для общества, дать характеристику непол-ной семье;

3. изучить социально-педагогическую деятельность с семьей;

4. на основе проводимого эксперимента предложить методические рекомендации по совершенствованию содержания, методики и организации социально – педагогической деятельности с семьей.

Объект исследования – особенности воспитания детей в неполных семьях и взаимоотношения в ней. Предметом в данном случае является – социально – педагогическая деятельность с неполной семьей.

В данной работе представлено исследование по проблемам непол-ных семей, при проведении которого использовались следующие методы: анализ педагогической литературы, педагогическое наблюдение, беседа, тес-тирование, анкетирование, изучение психолого-педагогической документации, эксперимент.

Гипотеза данной работы может быть сформулирована следующим образом: работа социального педагога при оказании помощи неполным семьям будет эффективна в случае, если будет:

1. определен основной перечень проблем неполных семей на современном этапе и формы помощи таким семьям;

2. уделяться больше внимания психолого-педагогическому просвеще-нию родителей по вопросам обучения и воспитания детей из неполных семей, а также по вопросам взаимоотношений между родителями и детьми;

3. проводиться диагностирование детей из неполных семей и на его основе осуществляться коррекционно-педагогическая работа с этими детьми;

4. на основе психологической диагностики разработаны рекомендации для педагогов, способствующие повышению уровня знаний об индивидуально-личностных особенностях детей, воспитывающихся в неполных семьях, и об особенностях взаимодействия с ними.

Практическая значимость дипломного исследования связана с актуальностью рассматриваемой проблемы как для психогигиены учебно-воспитательного процесса в ДОУ, так и для гармонизации детско-родительских отношений. Информация, изложенная в дипломном исследовании, может быть использована в работе семейного и дошкольного психолога, социального работника, при составлении учебных курсов по дисциплинам «Семьеведение», «Социально-психологическое консультирование», «Теория социальной работы», а также студентами в процессе прохождения практики в центрах социальной помощи семьи и детям, детских образовательных учреждениях.

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы / Ю.П. Азаров. – М., 2003.

2. Алешина, Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - М., 2009.

3. Браун, Дж. Семейная психотерапия и семейное консультирование / Дж. Браун, Д. Кристенсен. - М., 2001.

4. Вицлак, Г. Оценка поведения и характеристика учащегося / Г. Вицлак. - М., 2011.

5. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.

6. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. Институтов / Под ред.А. В. Петровского.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1979.

7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6т. Т.1 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982.

8. Горьковая, И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков / И.А. Горьковая // Психологический журнал. - 2009. - Т.15. - №2. - С. 67 – 65.

9. Григорьева, Е. Дети после развода / Е.Григорьева // Семья и школа. - 1995. - № 5. - С. 19.

10. Драгунова, Т. В. Подросток / Т.В. Драгунова. - М.: Знание, 2011.

11. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - М., 2011.

12. Захаров, А. И. Неврозы у детей и подростков / А.И. Захаров. – М., 2009.

13. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М., 2013.

14. Карабанова, О.А. Психологические особенности родительско-детских отношений в подростковом возрасте / О.А. Карабанова //Семейное консультирование и семейная психотерапия. - СПб., 2001.

15. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2009.

16. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков / ВП. Кащенко. - М., 2009.

17. Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989.

18. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности / И.С. Кон.- М.: Просвещение,2014.

19. Кон, И. С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / И.С. Кон, Д. И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1980.

20. Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь / Сост. Н.В. Новоторцева. - Ярославль, 2009.

21. Кочубей, Б. И. Мужчина и ребенок / Б.И. Кочубей. - М., 1990.

22. Кривцова, С.В.. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками / С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина. - М.: Генезис, 2012.

23. Кушнер, Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) / Ю.З. Кушнер. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2012.

24. Липский, И.А. Социальная педагогика: методологический анализ / И.А. Липский. - М.: Сфера, 2009.

25. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М. Минияров. – М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

26. Падурина, Е.А. Позитивные родительские чувства как фактор коррекции самооценки дошкольника / Е.А. Падурина // Вестник Московского государственного областного университета. – М.: МГОУ, 2012. - № 3.

27. Петрова, Т. И. Организация взаимодействия учителя с неполной семьей школьника / Т.И. Петрова //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 8. - Калининград, 2003.

28. Петрова, Т. И. Взаимодействие учителя с младшими школьниками из неполных семей. Методические рекомендации / Т.И. Петрова. - Красно-ярск, 2010.

29. Петрова, Т.И. Особенности социально – педагогического взаимодейст-вия учителя с неполной семьей школьника / Т.И. Петрова // Теоретиче-ские и прикладные аспекты педагогического образования. - Красноярск, 2010.

30. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И.П. Подласый. – M., 2012.

Всего 50 источников литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Социальная работа
2010 год 66 стр.
Диплом Общение в профессиональной деятельности социального работника
diplomstud
Дипломная работа Социальная работа
2010 год 140 стр.
Диплом Работа с детьми, оставшимися без попечения родителей
diplomstud
Дипломная работа Социальная работа
2015 год 89 стр.
Дипломная Формирование навыков социального общения у школьников с ЗПР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское