Цель практики: выявить и экспериментально обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективную профилактику повышенной тревожности подростков средствами социально-психологического тренинга.
Объект исследования: тревожность в подростковом возрасте.
Предмет исследования: процесс профилактики повышенной тревожности подростков средствами социально-психологического тренинга.
Гипотеза исследования: процесс профилактики повышенной тревожности подростков средствами социально-психологического тренинга будет эффективным, если:
- реализуются игры и упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, на формирование конструктивных навыков взаимодействия и общения и дающие опыт раскрытия и безоценочного принятия;
- учитываются возрастно-психологические особенности подростков.
Методы исследования адекватны предмету и задачам исследования:
1) организационные методы – констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;
2) эмпирические методы – тестирование: Опросник «Шкала тревоги» Ч. Спилбергера-Ю. Ханина; опросник «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка;
3) интерпретационные методы – сравнительный и уровневый анализ.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось с октября 2024 года по апрель 2025 года на базе Муниципального образовательного учреждения «-», в нём приняли участие обучающиеся подросткового возраста в возрасте 14-15 лет в количестве 26 человек.
- Организация и методическое обеспечение исследования
Экспериментальное исследование, организованное нами в рамках выпускной квалификационной работы, было направлено на изучение возможностей социально-психологического тренинга в профилактике тревожности у подростков. Исследование было спланировано так, чтобы проверить гипотезу о том, что социально- психологический тренинг, как форма психологической помощи и метод целенаправленных изменений, содержащий игры и упражнения на доверие, на формирование конструктивных навыков взаимодействия и общения, дающий опыт раскрытия и безоценочного принятия, будет способствовать снижению уровня тревоги у подростков, что явится профилактикой развития личностной тревожности у детей этого возрастного периода развития.
В рамках экспериментального исследования нашей работы необходимо было собрать данные о степени тревожности у испытуемых, разработать и апробировать программу социально-психологического тренинга, направленного на профилактику тревожности, проанализировать эффективность разработанной профилактической программы и сделать выводы о полученных результатах.
Для решения обозначенных задач, нами была сформирована программа исследования, которая включала в себя три этапа:
- Этап сбора эмпирических данных об уровне тревожности испытуемых-детей подросткового возраста (констатирующий этап исследования);
- Этап разработки и апробации программы социально- психологического тренинга (СПТ), содержательно решающего задачу проверки гипотезы исследования (формирующий этап исследования);
- Этап проверки эффективности разработанной программы СПТ (контрольный этап исследования).
Планирование и организация исследования основывались на требованиях к научным исследования в психологии и соответствовали методологии исследований.
Для достижения цели исследования и проверки, выдвинутой нами гипотезы мы сформировали выборку из 26-ти подростков, учащихся Муниципального образовательного учреждения «Гимназия №5» городской округ Люберцы Московской области в возрасте 14-15 лет.
Для решения задач констатирующего этапа исследования нами были отобраны психодиагностические методики, позволяющие получить информацию об уровне тревожности испытуемых, а также об их общем психологическом благополучии.
Нами были отобраны:
- опросник «Шкала тревоги» Ч. Спилбергера-Ю. Ханина;
- опросник «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка.
Для реализации задач формирующего этапа эксперимента, где нами была разработана и апробирована программа профилактики тревожности у подростков, была сформирована экспериментальная группа испытуемых, которые участвовали в социально-психологическом тренинге. В экспериментальную группу вошли 11 человек. Остальные дети, то есть, не участвовавшие в работе программы СПТ, составили контрольную группу испытуемых. В ней было 15 человек.
Затем с испытуемыми экспериментальной группы в течение 8 занятий проводился тренинг, после которого нами был проведен контрольный срез по всей выборке и вторично измерены эти же параметры.