Восприятие - это отражение человеком какого-либо объекта или явления в целом, оказывающее непосредственное влияние на чувства. Восприятие, как и ощущение, связано прежде всего с анализатором, посредством которого мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие - это совокупность ощущений. Итак, воспринимая свежее, румяное, круглое, ароматное яблоко, человек в ощущениях отражает его цвет, запах, ощущает его вес, упругость, его гладкую поверхность.
Однако восприятие больше, чем сумма ощущений от одного и того же субъекта. Когда он воспринимает яблоко, человек знает, что это яблоко, что у него характерный вкус, что его можно есть, что это фрукт. Человек, воспринимающий объект, всегда обозначается определенным словом - «яблоко», которое обозначается не каким-либо конкретным цветом, вкусом, формой или запахом, а целым объектом в целом.
Восприятие объекта как сложного объекта требует аналитико-синтетической функции коры. Предмет в целом должен быть выделен против всех других вещей. Для этого объект должен быть уже знаком человеку, он должен знать определенную группу объектов, к которой принадлежит данный объект, слово, обозначающее эту группу объектов, должно быть известно. Таким образом, слово, являющееся названием этой конкретной вещи, дает человеку знания о том, что он воспринимает.
В продуктивности восприятия ребенком предмета, действие, которое ребенок использует в восприятии, имеет первостепенное значение.
Рассматривая сенсорные процессы как индикативную деятельность, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, М. И. Лисин, А. Г. Рузская видят свое развитие в изменении самого воспринимающего действия. Если младший дошкольник исследует объект, воспринятый им практическим разворачивающимся действием (движением воспринимающего органа у субъекта), то с развитием ребенка это физическое действие усваивается (термин П.И. Гальперина), то есть сокращается и переносится в ментальный, скрытый план действий. В этом случае ребенок дошкольника, изучая новый предмет, обнаруживает те его стороны и признаки, которые соответствуют некоторым из уже известных ему закономерностей, стандартов, установленных в публичном опыте людей.
Таким образом, в процессе восприятия ребенок приобретает свой личный опыт, одновременно усваивая общественный опыт. Следовательно, развитие восприятия характеризуется не только изменением его точности, объема, значимости, но и перестройкой самого способа восприятия. Этот процесс чувственного знания становится все более и более совершенным. Сопровождая сенсорное восприятие ребенка словом, то есть, называя предмет, учитель дает значимое знание предмета. Это означает, что слово не является простым дополнением к чувственно воспринимаемому объекту. Обозначая объект, слово обеспечивает его обобщенное восприятие, то есть назначение данного конкретного объекта соответствующей группе: животные, растения или машины.
1. 1000 скороговорок для развития речи. - М.: АСТ, 2015. - 160 c.
2. Азбука разрезная. Слоги и ударения. Учим цифры. Плакат. - М.: Сова, Астрель, 2013. - 409 c.
3. Азбука русского языка. Произносим звуки, учим буквы правильно. Плакат. - М.: Сфера образования, Сфера, 2015. - 734 c.
4. Алябьева, Е. А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2013. - 128 c.
5. Арбекова, Н. Е. Карточки по лексической теме "Домашние животные". Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с ОНР / Н.Е. Арбекова. - М.: Гном, 2013. - 64 c.
6. Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 3. Мир человека / Н.Е. Арбекова. - М.: Гном, 2014. - 32 c.
7. Бардышева, Т. Ю. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. Демонстрационный материал для фронтальных занятий / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. - М.: Скрипторий 2003, 2013. - 50 c.
8. Батяева, С. В. Альбом по развитию речи для дошкольников / С.В. Батяева. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 96 c.
9. Беляковская, Н. Н. Учим ребенка говорить. Здоровьесозидающие технологии. Методические рекомендации / Н.Н. Беляковская, Л.Н. Засорина, Н.Ш. Макарова. - М.: Сфера, 2015. - 128 c.
10. Борисенко, М. Г. Развиваем речь малыша. Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет: моногр. / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - М.: Литера, 2018. - 80 c.
11. Бортникова, Елена Тетрадь 22. Учимся читать по слогам. Для детей 4-6 лет / Елена Бортникова. - М.: Литур-К, Литур, 2016. - 32 c.
12. Васькова, О.Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О.Ф. Васькова. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 222 c.
13. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий старшей группе детского сада. Развитие речи / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Москва: Огни, 2016. - 83 c.
14. Гарифулина, Г.А. Формирование навыков связного высказывания. Инновационный педагогический проект. Старший дошкольный возраст / Г.А. Гарифулина. - М.: Учитель, 2016. - 547 c.
15. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие. Для работы с детьми 3-4 лет / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 20 c.
16. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины по развитию связной речи в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2016. - 64 c.
17. Грамматика в картинках для игр и занятий с детьми 3-7 лет. Антонимы. Глаголы. Наглядно-дидактическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 12 c.
18. Грамматика в картинках для игр и занятий с детьми 3-7 лет. Ударение. Наглядно-дидактическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 169 c.
19. Гризик, Т. И. Занимательная грамматика / Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2013. - 32 c.
20. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, 2017. - 208 c.
21. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c.
22. Гризик, Т. И. Речевое развитие детей 4-5 лет. Методическое пособие / Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2015. - 168 c.
23. Гризик, Т.И. Говорим правильно. Беседуем и рассказываем. Пособие для детей 5-6 лет / Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2017. - 549 c.
24. Гуськова, А. А. Речевое развитие детей 6-7 лет на основе пересказа. В 2 частях. Часть 1 / А.А. Гуськова. - М.: Сфера, 2016. - 64 c.
25. Дурова, Н. В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников. Книга для воспитателей и родителей / Н.В. Дурова. - М.: Школьная Пресса, 2015. - 80 c.
26. Ельцова, О. М. Развитие речевой и коммуникативной деятельности у старших дошкольников (первый год обучения). Альбом / О.М. Ельцова. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 46 c.
27. Ефанова, Зоя Развитие речи. Дополнительные материалы. Музыка вокруг нас / Зоя Ефанова. - М.: Корифей, 2018. - 112 c.
28. Ефросинина, Л. А. Слушаем, рассматриваем, рассказываем. Пособие для детей 3-4 лет / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 112 c.
29. Замалетдинов, Р. Р. Вкусные сказки. Дидактические и демонстрационные материалы на татарском и русском языках / Р.Р. Замалетдинов, Р.Ф. Мухаметшина, А.Х. Вафина. - М.: Ювента, 2015. - 64 c.
30. Звукобуквенный ряд. Наглядное пособие. - М.: Литур, 2014. - 329 c.
31. Знатнова, Ирина Юрьевна Игры, которые учат читать / Знатнова Ирина Юрьевна. - М.: Феникс, 2015. - 755 c.
32. Иванищина, О. Н. Развитие связной речи детей. Старшая группа. Образовательные ситуации и занятия / О.Н. Иванищина. - М.: Учитель, 2013. - 96 c.
33. Иншакова, О. Б. Развитие читательских навыков у детей. Комплект II / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2014. - 721 c.
34. Иншакова, О. Б. Развитие читательских навыков у детей. Комплект III / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2014. - 841 c.
35. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С.И. Карпова, В.В. Мамаева. - М.: Речь, Сфера, 2018. - 144 c.
36. Касса букв, слогов и счета. - Москва: РГГУ, 2013. - 20 c.
37. Коноваленко, В. В. Пишем и читаем. Тетрадь № 2. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с правильным (исправленным) звукопроизношением / В.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2014. - 48 c.
38. Косинова, Е.М. Ягоды. Демонстрационные интерактивные карточки по познавательно-речевому развитию / Е.М. Косинова. - М.: Сфера, 2015. - 116 c.
39. Костылева, Н. Ю. 100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4-5 лет / Н.Ю. Костылева. - М.: АСТ, Астрель, 2015. - 64 c.
40. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь! Подготовительная группа детского сада / О.И. Крупенчук. - М.: Литера, 2015. - 64 c.
41. Кубышкина, Т. А. Волшебный мир звуков и слов / Т.А. Кубышкина, О.В. Леденева. - М.: Дрофа, 2017. - 352 c.
42. Курцева, З. И. Ты - словечко, я - словечко... Пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет / З.И. Курцева. - Москва: Огни, 2014. - 64 c.
43. Куцина, Е. Чудо-обучайка. Рассказы и сказки для развития речи. Часть 2. 5-7 лет / Е. Куцина, Н. Созонова. - М.: Литур, 2014. - 32 c.