ВВЕДЕНИЕ
1. Роль физического воспитания в ВУЗе
2. Направления работы по физическому воспитанию в ВУЗе
3. Методика занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях
4. Формы физического воспитания студентов
5. Примерная тематика занятий на уроке физкультуры в ВУЗе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Физическая культура, как учебная дисциплина в вузе, по содержанию, организации и проведению занятий существенно отличается от уроков по физкультуре в средней школе и предусматривает использование дифференцированных форм и методов обучения в работе трех учебных отделений: основном (подготовительном), специальном и спортивном.
Специфика учебного процесса связана с комплектованием учебных групп с учетом индивидуальных особенностей, потребностно-мотивационной сферы, физического развития и физической подготовленности студентов.
Это предусматривает соответствующую регламентацию «должных» норм объема и интенсивности физических нагрузок, направленность и чередование различных видов и форм учебной работы.
Характерными особенностями содержания учебной программы являются ее общеобразовательная направленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации.
Профессионально-прикладная направленность образовательно-воспитательного процесса по физической культуре отражена во всех ее разделах, выполняя, таким образом, интегративную функцию.
Вместе с тем расширение объема гуманитарных знаний обеспечивает возможность преодоления технократичности мышления будущего специалиста и помогает сформировать духовно богатую творческую личность.
Нормативное и программно-методическое обеспечение физкультурного образования студентов формируется с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта, устанавливающего минимальные требования к содержанию и уровню подготовленности студентов по физической культуре, и регионального компонента, позволяющего существенно расширить академические свободы кафедр физического воспитания по разработке содержания учебных планов и программ физкультурного образования.
Помимо решения воспитательных и образовательных задач физическое воспитание во внеучебное время призвано повысить двигательную активность студентов; улучшить профессионально-прикладную готовность и оптимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционального напряжения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.
Объектом работ – система физического воспитания студентов.
Предмет работы – организация физического воспитания студентов ВУЗов.
Цель работы является изучение организации уроков физического воспитания в ВУЗе.
Для достижения поставленной цели нужно выполнить ряд промежуточных задач, таких как:
- рассмотреть роль физического воспитания в ВУЗе;
- рассмотреть направления работы по физическому воспитанию в ВУЗе;
- рассмотреть методику занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях;
- рассмотреть формы физического воспитания студентов;
- рассмотреть тематику занятий на уроке физкультуры в ВУЗе.
1. Роль физического воспитания в ВУЗе
На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебных планах факультетов вузов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования в цикле дисциплин общекультурной подготовки предусмотрено выделение обязательных учебных часов на дисциплину «Физическая культура» на весь период обучения с проведением еже семестровых зачетов в соответствии с требованиями учебной программы для вузов по физическому воспитанию.
Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции:
- преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;
- интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;
- проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;
- проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;
- ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;
- коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;
- социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств .
Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом.
В каждом вузе программа физического воспитания может быть расширена и дополнена с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технических условий.
Важную роль в профилактике заболеваний (сердечно-сосудистых, опорно-двигательного аппарата, нарушение психики и др.) и вообще оздоровления людей умственного труда играет повышение их уровня физического развития, расширение и углубление знаний о человеческой природе, о сущности жизни, о творческом и физическом потенциале человека, о гармоничности умственного и физического развития.
Особенно нужен такой «ликбез» для студенческой молодежи, т.е. той среды, которая, в основном, питает интеллектуальный потенциал нации.
В вузах контингент обучающихся относится к юношескому и молодежному возрастам. Организуя и проводя занятия с данным контингентом обучающихся, необходимо принять во внимание их возрастные морфофункциональные и психологические особенности.
Медико-биологическими исследованиями установлено, что у студентов при завершении роста тела в длину продолжается морфофункциональное развитие организма .
1. Авдеева М. С. Применение различных методов, форм и средств физического воспитания на занятиях в вузе: учебное пособие [Текст] / М. С. Авдеева, С. Н. Тимофеева, Л. Р. Баранова, Е. Г. Хлюпина, Н. В. Мешенина, О. В. Крестьянинова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. – 108 с.
2. Белякова Р.Н., Тимошенков В.В.,Тимошенкова А.Н. Дифференцированная программа оздоровления студентов специальных медицинских групп средствами физической культуры. – М., 2001. – 135 с.
3. Березин И.П. Школа здоровья. – М.: Медицина, 2009. – 144 с.
4. Коробков А.В. Физическое воспитание / В.А. Головин, В.А. Масляков. – М.: Высшая школа, 2000. – 144 с.
5. Коц Я.М. Спортивная физиология. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 125 с.
6. Куценко Г.И. Книга о здоровом образе жизни. – М.: Высшая школа, 2002. – 165 с.
7. Теория и методики физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 2004. – 287 с.
8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2001. – 480 с.
9. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2005. – 272 с.