Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения учебной мотивации и профессиональной направленности в старшем подростковом возрасте
1.1 Сущность учебной мотивации в научных источниках
1.2 Профессиональная направленность: сущность и характеристика
1.3 Учебная мотивация и профессиональная направленность в старшем подростковом возрасте
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи учебной мотивации и профессиональной направленности в старшем подростковом возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Анализ взаимосвязи учебной мотивации и профессиональной направленности в старшем подростковом возрасте
Заключение
Библиографический список
Приложение
Актуальность исследования. Современное общество предъявляет все более высокие требования к уровню личностной зрелости и профессиональной определенности подрастающего поколения. В условиях стремительных социально-экономических изменений, высокой конкуренции и постоянно трансформирующегося рынка труда особую значимость приобретает способность подростка к осознанному выбору профессии, построению индивидуальной образовательной и профессиональной траектории. Период старшего подросткового возраста является критически важным этапом становления профессионального самоопределения, когда формируются устойчивые ценностные установки, мировоззрение и мотивационная сфера личности.
Одним из важнейших факторов, определяющих успешность профессионального выбора, выступает учебная мотивация. Именно она обеспечивает включенность подростка в познавательную деятельность, формирует интерес к обучению и способствует осмысленному отношению к учебному труду как к необходимому этапу на пути к профессиональной реализации. В этой связи проблема выявления взаимосвязи между учебной мотивацией и профессиональной направленностью становится особенно актуальной как в научной, так и в прикладной плоскости, поскольку позволяет глубже понять механизмы формирования готовности к профессиональному выбору и условия ее успешного развития.
Объект исследования: учебная мотивация.
Предмет исследования: взаимосвязь учебной мотивации и профессиональной направленности в старшем подростковом возрасте.
Цель исследования: определить взаимосвязь учебной мотивации и профессиональной направленности в старшем подростковом возрасте.
Гипотезой исследования выступило предположение, что имеется взаимосвязь учебной мотивации и профессиональной направленности в старшем подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность учебной мотивации в научных источниках.
2. Определить сущность и дать характеристику профессиональной направленности.
3. Охарактеризовать учебную мотивацию и профессиональную направленность в старшем подростковом возрасте.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи учебной мотивации и профессиональной направленности в старшем подростковом возрасте.
5. Провести анализ взаимосвязи учебной мотивации и профессиональной направленности в старшем подростковом возрасте.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ теоретических источников, сравнение, обобщение.
2. Эмпирические методы: тестирование, количественный и качественный анализ результатов.
3. Методы математической статистики: среднее арифметическое, отклонение, методы описательной статистики, R-критерий Спирмена.
Теоретической основой исследования явились работы, в которых раскрывается сущность учебной мотивации (Д. Аткинсон, Л. Блэквелл, В. Врум, Т. О. Гордеева, Т. А. Дворецкая, В. Г. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, А. К. Маркова, Д. Морисано, М. Г. Никитская, Д. Ойзерман, Р. Пекрун, Т. В. Семенова, Т. П. Усынина, А. Ш. Фараджова, К. Халлеман и др.), особенности учебной мотивации в старшем подростковом возрасте (В. С. Баулина, Д. С. Кладовикова, М. И. Лукьянова, С. Р. Максимова, Ю. В. Мелихова, П. В. Новиков, Д. В. Савельева), а также работы, посвященные профессиональной направленности личности, включая профессионульную направленность подростков (И. С. Баринов, А. А. Гавриш, А. В. Карпов, Е. А. Отварухина, Ю. П. Поваренков, В. В. Приймак, Н. Е. Рубцова, М. Г. Тимофеева, В. А. Толочек, В. Д. Шадриков и др.).
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении и конкретизации представлений о структуре и содержании учебной мотивации и профессиональной направленности в старшем подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения полученных данных в системе школьного образования, а также в деятельности педагогов, школьных психологов и специалистов в области профориентации. Результаты эмпирического анализа позволяют более точно выявлять профили учебной мотивации, сопряженные с различными уровнями профессиональной направленности, и на этой основе разрабатывать индивидуальные и групповые программы психологического сопровождения подростков на этапе профессионального выбора.
База исследования: эмпирическое исследование взаимосвязи учебной мотивации и профессиональной направленности в старшем подростковом возрасте проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 56» (г. Новосибирск, ул. Планировочная 7). Выборку исследования составила 50 учащихся 9 класса старшего подросткового возраста. Гендерный состав выборки включал 32 девочки и 18 мальчиков, что позволяет получить обобщенное представление о мотивационных особенностях данной возрастной группы в условиях массовой средней школы.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.