Введение
Глава 1. Теоретические аспекты решения возрастных задач развития подростков в процессе психологического консультирования
1.1. Психологические особенности подросткового возраста
1.2. Особенности психологического консультирования подростков
1.3. Возможности психологического консультирования подростков с целью решения возрастных задач развития
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики психологического консультирования подростков с целью решения возрастных задач развития
2.1. Организация и ход исследования
2.2. Программа психологического консультирования подростков
2.3. Анализ эффективности программы психологического консультирования подростков
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность. На сегодняшний день проблема психологического консультирования подростков приобретает все большую актуальность и это связано со следующими факторами:
- во-первых, подростковый возраст – это кризисный период в развитии человека, и этот кризис наиболее заметен. Это может сопровождаться довольно серьезными проблемами в личностном становлении и социализации подростка: девиатным поведением, участием в преступных группировках, подростковым суицидом и т.д. Поэтому психологическое консультирование как вид помощи является одним из эффективных путей коррекции и профилактики подростковых проблем.
- во-вторых, каждый возрпстной кризис имеет свои особые задачи и проблемы, которые должны быть разрешены на данном этапе развития для благоплучного роста и развития личности. Возрастные задачи не обязательно могут проявлять в проблемном поведении, однако, требуют своего разрешения и часто для этого требуется помощь значимого взрослого человека.
- в-третьих, детское и подростковое консультирование до сих пор не так развито, как консультирование взрослых, и психологи часто подходят к этому вопросу без учета специфических особенностей и потребностей подросткового возраста.
Объект исследования: психологическое консультирование подростков.
Предмет исследования: решение возрастных задач развития подростков в процессе психологического консультирования.
Цель исследования: разработать программу психологического консультирования для подростков для решения возрастных задач развития.
Гипотеза: использование психологического группового тренинга с элементами консультирования способствует формированию у подростков адекватной самооценки, положительного самоотношения, идентичности.
Задачи:
1) рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
2) рассмотреть особенности психологического консультирования подростков;
3) изучить возможности психологического консультирования подростков с целью решения возрастных задач развития;
4) изучить особенности самооценки, идентичности и самоотношения подростков;
5) разработать и апробировать тренинговую программу по формированию самооценки, самоотношения, идентичности подростков.
Новизна: в данной работе психологическое консультирование рассмотрено с точки зрения решения возрастных задач развития.
Теоретической базой исследования стали работы по возрастной психологии Г.С. Абрамовой, М.И. Боришевского, О.Б. Дарвиша, М. Кле, И.С. Кона, И.Ю. Кулагиной, Т.Д. Марциновской и др.; работы, посвященные психологическому консультированию Г.С. Абрамовой, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, А.Г. Лидерса, Е.М. Лысенко, И.И. Мамайчук, Ю.В. Меновщикова и др.
Методы исследования: анализ психологической литературы по исследуемой проблеме, тестирование, контент-анализ, методы количественной и качественной обработки данных, психологический тренинг, методы математической статистики.
Были использованы следующие методики:
- методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан;
- методика исследования образа «Я» Куна «Кто я?»;
- методика исследования самоотношения (С.Р.Пантилеев).
Исследование поводилось в 3 этапа.
I этап – констатирующий. Были измерены уровень самооценки, сформированность идентичности и самоотношение.
II этап – экспериментальный. Разработана и апробирована методика коррекции самоотношения, самооценки и идентичности.
III этап – исследование эффективности методики, повторная диагностика.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы специалистами-психологами при подготовке психологического консультирования подростков.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты решения возрастных задач развития подростков в процессе психологического консультирования.
1.1. Психологические особенности подросткового возраста
В истории развития общества длительное время существовало мнение, что к 13 — 16 годам дети готовы вступить в мир брачных отношений и самостоятельно обеспечивать себя. Эта уверенность находила отражение в реальности, а перехода между детством и взрослостью практически не существовало. Индустриализация общества в ХIХ в., усложнение производства и развитие общественных отношений потребовали более подготовленных работников, и период детства стал удлиняться с целью обучения и подготовки детей к более сложной профессиональной деятельности. Период развития, когда ребенок мог бы стать самостоятельным и независимым, но не делает этого в силу многих экономических и социальных причин, получил название подросткового возраста [38].
Психологическое содержание отрочества и его возрастные границы до сих пор остаются дискуссионной проблемой психологии.
Подростковый этап развития трактуется очень широко и представляет собой самый продолжительный период детства. Разные авторы, ориентируясь на различные основания, указывали следующие границы отрочества: Л. С. Выготский и Э. Эриксон определяли рамки подросткового периода от 13 до 18 лет, Л. И. Божович от 12 до 16 лет, Ш. Бюллер выделяла возрастной интервал от 11 до 17 лет, а Д. Б. Эльконин — от 12 до 17. В художественной литературе статус подростка, справедливо исходя из внутренней, личностной зрелости получают и пятнадцатилетние (Л.Н.Толстой), и молодые люди далеко за двадцать (Ф.М.Достоевский). Учитывая тенденцию к омоложению начала пубертата, можно согаситься с Г.А.Цукерман, которая считает, что «граница, разделяющая младший школьный и подростковый возраст, должна быть размытой, не укладывающейся в точную цифру» [12].
Человек, согласно народной мудрости, становится взрослым на два года раньше, чем хотелось бы его родителям, и на два года позже, чем это хочется ему самому. В современном обществе продолжительность подростничества все более удлиняется и приобретает собственную уникальную возрастную структуру, которая не сводится к переходу во взрослость. «Отрочество удлиняется за счет решения задачи становления личности, которая усложняется в процессе развития общества не меньше, чем средства производства» [6].
Существует несколько определений подростка, основывающихся: на возрастной отнесенности — тинейджер (индивид в возрасте от 13 до 19 лет), на правовой ограниченности возможностей и ответственности — несовершеннолетний, на отсутствии права взрослого голоса — отрок (от слов «от» и «реку») и собственно подросток как взрослеющая личность на границе между детством и юностью — подрастающий ребенок. Общественное признание взрослости определяется ответственностью перед законом в полном объеме, включенностью в экономические отношения, полноправным участием в жизни общества, правом вступать в брак [11].