Дипломная работа|Психология

Дипломная Решение возрастных задач развития подростков в процессе психологического консультирования

Дипломная работа по психологии

Уточнить оригинальность, количество покупок и другие вопросы по данной работе - пишите нам до покупки на support@topwork24.ru.
Вы можете получить скидку на данную работу! Отправьте нам на почту 5 ваших готовых оригинальных работ и получите скидку 5%, 10 работ - 10%.

Авторство: Telesammit

Год: 2014 | Страниц: 61

Цена: 1 390
Купить работу


Введение 
Глава 1. Теоретические аспекты решения возрастных задач развития подростков в процессе психологического консультирования
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 
1.2. Особенности психологического консультирования подростков 
1.3. Возможности психологического консультирования подростков с целью решения возрастных задач развития 
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики психологического консультирования подростков с целью решения возрастных задач развития 
2.1. Организация и ход исследования 
2.2. Программа психологического консультирования подростков 
2.3. Анализ эффективности программы психологического консультирования подростков 
Выводы по второй главе 
Заключение 
Список литературы 
Приложения

Актуальность. На сегодняшний день проблема психологического консультирования подростков приобретает все большую актуальность и это связано со следующими факторами:

- во-первых, подростковый возраст – это кризисный период в развитии человека, и этот кризис наиболее заметен. Это может сопровождаться довольно серьезными проблемами в личностном становлении и социализации подростка: девиатным поведением, участием в преступных группировках, подростковым суицидом и т.д. Поэтому психологическое консультирование как вид помощи является одним из эффективных путей коррекции и профилактики подростковых проблем.

- во-вторых, каждый возрпстной кризис имеет свои особые задачи и проблемы, которые должны быть разрешены на данном этапе развития для благоплучного роста и развития личности. Возрастные задачи не обязательно могут проявлять в проблемном поведении, однако, требуют своего разрешения и часто для этого требуется помощь значимого взрослого человека.

- в-третьих, детское и подростковое консультирование до сих пор не так развито, как консультирование взрослых, и психологи часто подходят к этому вопросу без учета специфических особенностей и потребностей подросткового возраста.

Объект исследования: психологическое консультирование подростков.

Предмет исследования: решение возрастных задач развития подростков в процессе психологического консультирования.

Цель исследования: разработать программу психологического консультирования для подростков для решения возрастных задач развития.

Гипотеза: использование психологического группового тренинга с элементами консультирования способствует формированию у подростков адекватной самооценки, положительного самоотношения, идентичности.

Задачи:

1) рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;

2) рассмотреть особенности психологического консультирования подростков;

3) изучить возможности психологического консультирования подростков с целью решения возрастных задач развития;

4) изучить особенности самооценки, идентичности и самоотношения подростков;

5) разработать и апробировать тренинговую программу по формированию самооценки, самоотношения, идентичности подростков.

Новизна: в данной работе психологическое консультирование рассмотрено с точки зрения решения возрастных задач развития.

Теоретической базой исследования стали работы по возрастной психологии Г.С. Абрамовой, М.И. Боришевского, О.Б. Дарвиша, М. Кле, И.С. Кона, И.Ю. Кулагиной, Т.Д. Марциновской и др.; работы, посвященные психологическому консультированию Г.С. Абрамовой, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, А.Г. Лидерса, Е.М. Лысенко, И.И. Мамайчук, Ю.В. Меновщикова и др.

Методы исследования: анализ психологической литературы по исследуемой проблеме, тестирование, контент-анализ, методы количественной  и качественной обработки данных, психологический тренинг, методы математической статистики.

Были использованы следующие методики:

- методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан;

- методика исследования образа «Я» Куна «Кто я?»;

- методика исследования самоотношения (С.Р.Пантилеев).

Исследование поводилось в 3 этапа.

I этап – констатирующий. Были измерены уровень самооценки, сформированность идентичности и самоотношение. 

II этап – экспериментальный. Разработана и апробирована методика коррекции самоотношения, самооценки и идентичности.

III этап – исследование эффективности методики, повторная диагностика.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы специалистами-психологами при подготовке  психологического консультирования подростков.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты решения возрастных задач развития подростков в процессе психологического консультирования. 1.1. Психологические особенности подросткового возраста В истории развития общества длительное время существовало мнение, что к 13 — 16 годам дети готовы вступить в мир брачных отношений и самостоятельно обеспечивать себя. Эта уверенность находила отражение в реальности, а перехода между детством и взрослостью практически не существовало. Индустриализация общества в ХIХ в., усложнение производства и развитие общественных отношений потребовали более подготовленных работников, и период детства стал удлиняться с целью обучения и подготовки детей к более сложной профессиональной деятельности. Период развития, когда ребенок мог бы стать самостоятельным и независимым, но не делает этого в силу многих экономических и социальных причин, получил название подросткового возраста [38]. Психологическое содержание отрочества и его возрастные границы до сих пор остаются дискуссионной проблемой психологии. Подростковый этап развития трактуется очень широко и представляет собой самый продолжительный период детства. Разные авторы, ориентируясь на различные основания, указывали следующие границы отрочества: Л. С. Выготский и Э. Эриксон определяли рамки подросткового периода от 13 до 18 лет, Л. И. Божович от 12 до 16 лет, Ш. Бюллер выделяла возрастной интервал от 11 до 17 лет, а Д. Б. Эльконин — от 12 до 17. В художественной литературе статус подростка, справедливо исходя из внутренней, личностной зрелости получают и пятнадцатилетние (Л.Н.Толстой), и молодые люди далеко за двадцать (Ф.М.Достоевский). Учитывая тенденцию к омоложению начала пубертата, можно согаситься с Г.А.Цукерман, которая считает, что «граница, разделяющая младший школьный и подростковый возраст, должна быть размытой, не укладывающейся в точную цифру» [12]. Человек, согласно народной мудрости, становится взрослым на два года раньше, чем хотелось бы его родителям, и на два года позже, чем это хочется ему самому. В современном обществе продолжительность подростничества все более удлиняется и приобретает собственную уникальную возрастную структуру, которая не сводится к переходу во взрослость. «Отрочество удлиняется за счет решения задачи становления личности, которая усложняется в процессе развития общества не меньше, чем средства производства» [6]. Существует несколько определений подростка, основывающихся: на возрастной отнесенности — тинейджер (индивид в возрасте от 13 до 19 лет), на правовой ограниченности возможностей и ответственности — несовершеннолетний, на отсутствии права взрослого голоса — отрок (от слов «от» и «реку») и собственно подросток как взрослеющая личность на границе между детством и юностью — подрастающий ребенок. Общественное признание взрослости определяется ответственностью перед законом в полном объеме, включенностью в экономические отношения, полноправным участием в жизни общества, правом вступать в брак [11].

  1. Абрамова Г. С. Теория и практика психологического консультирования. - М., 2001.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  3. Акимова М. К. Психологическая диагностика. - СПб., 2005.
  4. Анастази А. Психологическое тестирование. СПб., 2001.
  5. Бадхен А. А., Бадхен М. В., Зелинский С. М. [и др.]. Мастерство психологического консультирования. СПб., 2006.
  6. Боришевский М.И. Психологические особенности самосознания подростка. Киев: Вища школа, 1980.- 167 с.
  7. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.
  8. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 1990.
  9. Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков. - М.: УРАО, 2001. - 10 с.
  10. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/Г.В. Бурменская. – М., 2002.
  11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб.пособие. -М.: ЧеРо, 2002. 336 с.
  12. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.
  13. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. М., 2003.
  14. Детская и подростковая психотерапия / под. ред. Д. Лейна. СПб., 2001.
  15. Джеральд Кори. Теория и практика группового консультирования. – М., 2003.
  16. Дольто Ф. На стороне подростка. - СПб., 1997.
  17. Кишиков Р. В. Консультативная психология. М., 2005.
  18. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). - М.,1991.
  19. Колышко А.М. Психология самоотношения. - Гродно, 2004.
  20. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1982.
  21. Короленко, Ц. П., Дмитриева, Н. В., Загоруйко, Е. Н. Идентичность в норме и патологии.– Новосибирск, НГПУ, 2000. – 256 с.
  22. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М., 2001.
  23. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - 2-е изд., перераб. и доп.- Ростов/н Д: Феникс, 2003. - 368 с.
  24. Лысенко Е.М Групповое психологическое консультирование: краткий курс лекций. – М., 2006.
  25. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения: учеб. пособие для вузов. СПб., 2010.
  26. Марциновская Т. Д. Психология развития. М., 2001.
  27. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 2000.
  28. Монина Г. Б. Психологическая помощь и консультирование детей и подростков: мат-лы науч.-метод. семинаров. СПб., 2009.
  29. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2004.
  30. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.
  31. Пантилеев, С. Р. Методика исследования самоотношения– М.: Смысл, 1993.
  32. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. – М., 2003.
  33. Психологические тесты / ред. А. А. Карелин. М., 2001.
  34. Райгородский Д.Я. Психология самосознания. - Самара, 2003.
  35. Робертс Е. К. Тренинг начинающего консультанта. СПб., 2007.
  36. Сапогова Е. Е. Практикум по консультативной психологии. СПб., 2010.
  37. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М., 2001.
  38. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.:Речь, 2003
  39. Столин, В. В. Самосознание личности. – М., 1983.
  40. Файн С., Глассер П. Первичная консультация. М., 2003.
  41. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. – М., 2002.
  42. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2008.
  43. Хухлаева О.В. Психология подростка. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.
  44. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. — М. : Академия, 2001. — 208 с.
  45. Шеховцова Л. Ф. Консультиование в школе. СПб., 2003.
  46. Экслайн В. Игровая терапия. М., 2007.
  47. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  48. Эриксон, Э. Юность: кризис идентичности – М., 1996.
  49. Ясюкова Л. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб., 2003.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское