Дипломная работа|Психология

Дипломная Особенности мотивации курсантов к профессиональной деятельности

Дипломная работа по психологии, 58 страниц + приложения, общее количество страниц - 72. 

В приложении 1 разработана программа тренинга «Целеполагание и самоопределение курсантов»

Уточнить оригинальность, количество покупок и другие вопросы по данной работе - пишите нам до покупки на support@topwork24.ru.
Вы можете получить скидку на данную работу! Отправьте нам на почту 5 ваших готовых оригинальных работ и получите скидку 5%, 10 работ - 10%.

Авторство: Telesammit

Год: 2014 | Страниц: 72

Цена: 1 390
Купить работу

Введение 
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию мотивации профессиональной деятельности курсантов 
§1. Теоретический анализ подходов изучению мотивации курсантов в отечественной и зарубежной литературе 
§2. Анализ особенности мотивации курсантов 
§3. Модель особенности мотивации курсантов к профессиональной деятельности 
Выводы по главе 
Глава 2. Эмпирическое исследования особенности мотивации курсантов к профессиональной деятельности 
§1. Характер обследуемого контингента и описание методов исследования 
§2. Описание исследования особенности мотивации курсантов 
§3. Практические рекомендации 
Выводы по главе 
Заключение 
Список литературы 
Приложения

Актуальность исследования. Имеющиеся данные показывают, что мотивация трудовой деятельности - это сложный психологический феномен. Побуждение к той или иной работе, как правило, связано с желанием удовлетворить не одну, а целый ряд потребностей. Следует также отметить большие индивидуальные различия в потребностях людей, причем одна потребность человека может получить разную значимость в зависимости от конкретной ситуации. Более того, характер импульсов на работу одного человека, постоянно меняется с возрастом, а также в ходе интеллектуального, нравственного и эмоционального развития. Таким образом, мотивация трудовой деятельности человека - это непрерывный процесс, который происходит под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Основные объективные факторы включают воздействие социальных макро - характеристик общества в целом и всех значительных изменений, которые в нем происходят.

Вооруженные Силы Российской Федерации, в настоящее время переживают сложный и ответственный период своей реструктуризации, целью которой является переход в их совершенно новому облику, как в количественном, и в качественном выражении. Эти изменения требуют системы военного образования, подготовки высокопрофессиональных военных кадров. Военно-профессиональной деятельности будущих военных, как специфического вида профессиональной деятельности требует от курсанта образования ряда важных характеристик. Одним из них является очень развитая, устойчивая мотивация к военной службы, с доминированием профессиональных военных мотивов, сформированных в период обучения в военном учебном заведении.

Однако, как показывает практика, с каждым годом растет количество курсантов, которые отчисляются из университета за причины плохой учебы, отсутствия дисциплины, профессиональной непригодности, нежелании продолжать военную службу, снижение учебной и профессиональной мотивации обучаемых, особенно на старших курсах, характеризуется ростом прагматических установок и мотивов.

В связи с этим исследование психологических особенностей мотивации профессиональной деятельности курсантов военно-учебных заведений, развитие психологических технологий для совершенствования с учетом современных требований к профессии военного кажется особенно важным.

На сегодняшний день существует множество теорий, в которых делаются попытки определить и объяснить факторы, побуждающие личность к работе.

Процессуальные теории мотивации предполагают, что поведение человека определяется ситуацией (ожидаемые и фактические события) и индивидуальными особенностями восприятия ситуации. К процессуальным относятся теория ожиданий Виктора Врума, теория справедливости Стейси Адамса, модель Портера-Лоулера и др.

Содержательные теории мотивации опираются на предположение, что поведение человека определяется не только финансово-экономическими факторами. Согласно этой идее, каждый человек имеет свой собственный уникальный набор потребностей, в зависимости от которых и проявляется его поведение. Содержательные теорий, в основном, включают иерархии потребностей Абрахама Маслоу, двухфакторную модель Фредерика Герцберга, теория Дэвида МакКлелланда и другие.

Объект - мотивации курсантов к профессиональной деятельности.

Предмет - специфика и особенности мотивации курсантов к профессиональной деятельности

Гипотеза исследования, в исследовании автор предполагает, что мотивация профессиональной деятельности курсантов военных ВУЗов имеет существенные особенности, проявляющиеся в её содержании и структуре, складывающиеся под воздействием типа военно-профессиональной деятельности.

Цель исследования – выявить содержательные, структурные, особенности, типологию мотивации профессиональной деятельности курсантов и обосновать психологические условия её совершенствования.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа теоретических подходов к мотивации профессиональной деятельности в психологической науке выработать теоретическую модель мотивации профессиональной деятельности курсантов.
  2. Выявить психологические особенности содержания, структуры мотивации профессиональной деятельности курсантов.
  3. Обосновать основные психологические условия совершенствования мотивации профессиональной деятельности курсантов.

Методологическую основу исследования составляют теоретические положения отечественных и зарубежных психологов. В отечественной психологии мотива, как правило, выделяют дореволюционный и советский периоды. Первый из них связывают обычно с именами И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и других. Их усилиями в психологию внедрялся принцип материалистического мировоззрения. В советский период в рассмотрении проблемы мотивов можно выделить подходы Л.И. Божович, Н.А. Бакшаевой, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищева.

В работе «Мотивация и мотивы» Е.П.Ильин приводит обширный перечень вариантов толкования термина «мотив»: представления и идеи, чувства и переживания (Л.И. Божович), потребности и влечения, побуждения и склонности (X. Хекхаузен), желания и хотения, привычки, мысли и чувство долга (П.А. Рудик), морально-политические установки и помыслы (В.И. Ковалев), психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов), предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев), и даже условия существования (В.К. Вилюнас). Используется это понятие и для обозначения причины любого деяния (А.В. Морозов).

Исследованием проблемы потребности и мотивации деятельности занимались многие зарубежные педагоги и психологи К.Г. Юнг, А. Адлер, Э. Тол-мен, К, Хапл, Б, Скиннер, К- Левин, Э. Фромм, А, Маслоу, К. Роджерс, Дж-Роттер, Д. Мак-Клелланд, Ф, Герцберг, Л, Портер, Э. Лоулер, X, Хекхаузен, а также отечественные: А,Н. Леонтьев, CJL Рубинштейн, В.К. Вилюнас, Ю.М. Орлов и др.

Психологический анализ мотивации различных сторон воинской службы осуществлён в ряде работ военных психологов: М.И Дъяченко, А.М. Столяренко, Л.Ф. Железняк, А.И.Александров, В.И. Ковалёв, В.Н. Селезнёв, В.В. Богуславский, В.В. Сысоев, П.А. Корчемный, Ю.В. Шеремета, М.С. Полянский, В.Б. Павельчук, Б.А Агеев, Г.А. Волковицкий, Э.П. Утлик, К.К. Масюченко, А.Г. Караяни, А.В. Мощенко, А.А. Камышанов, В.А. Суворов, О.Б. Бобкова, Г.А Виноградовой и др.

Методы исследования.

Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего эксперимента. Исследовательская работа предусматривала анализ источников и документов, тестирование по методикам, математическую обработку результатов, анализ, сравнение и обобщение.

Методики исследования:

  1. Методика JDS (Job diagnostic survey) – (Хекмана-Олдхэма) - выявление мотивации трудовой деятельности.
  2. Методика МУН (Мотивации успеха и неудач).
  3. Методика диагностики социально - психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной (установки: альтруизм-эгоизм, процесс-результат, свобода-власть, труд-деньги).

Исследование проводилось с курсантами, проходящими службу в высших военно-учебных заведениях, в исследовании приняло участие 30 человек.

Структура исследования включает, введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

  1. Абдурахманов Р.А. Военная психология: методология, теория, практика. Учебно-методическое пособие. - М.: Военный университет, 2011.
  2. Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: Учебное пособие / А.Н. Аверин; Рос. Акад. Гос. службы при Президенте РФ.- 2-е изд. М.: Изд-во РАГС, 2005.
  3. Анцупов А.Я., Помогайбин В.Н. Методологические проблемы военно-психологических исследований. - М., 2004.
  4. Аширов Д.А. Трудовая мотивация: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 448 с.
  5. Аширов Д.А. Управление персоналом. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
  6. Бобков О.Б., Г.А.Виноградова. Факторы, влияющие на формирование учебно-профессиональной мотивации курсантов военного ВУЗа. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.14, №2, 2012.
  7. Богатырев Ю.В. Модель психолого-педагогического сопровождения процесса мотивации к профессиональной деятельности будущих офицеров пограничноков [Электронный ресурс]// Журнал «Социосфера». Режим доступа: http://sociosphera.com/about/
  8. Богуславский В.В. Мотивация учебной деятельности курсантов военно-учебных заведений. – М., 2001.
  9. Большой психологический словарь. - 4-е изд., расширенное/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: ACT: ACT МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.-811, [5] с.
  10. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности// Психология личности в трудах отечественных  психологов/сост. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2002. - 480 с.
  11. Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.: Инфра-М, 2004. – 271 с.
  12. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и парктика: Учебник. – М.: Проспект, 2009.
  13. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. – СПб., 2006.
  14. Военная педагогика / Под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб., 2008.
  15. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  16. Глухов В.В. Менеджмент: учебник. - СПб.: Питер, 2007.
  17. Григорьева М.В. Психология труда: Конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2006. - 192 с.
  18. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития.– Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2002. – 242 с.
  19. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Уч. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  20. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога / Н.Н. Ежова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - Изд. 10-е. - 314 с.
  21. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: учебник. - СПб., 2003. - 752 с.
  22. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. – М.: Финстатинформ, 2002.
  23. Зимин С.И. Педагогическое проектирование как эффективный способ решения образовательных задач в военном вузе [Текст] / С.И. Зимин // Педагогическая наука и практика – региону: Материалы XI региональной научно-практической конференции, 29-30 апреля 2009. – Ставрополь: СГПИ, 2009. – С. 203-208.
  24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2008.
  25. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2003.
  26. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  27. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 2008.
  28. Коноваленко В.А. Психология управления персоналом: учебник для бакалавров / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко, А.А. Соломатин. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 477 с.
  29. Коноваленко В.А., Коноваленко М.Ю. Управление персоналом - креативный менеджмент. - М.: Наука-спектр, 2009.
  30. Лебедев В.И. Психология и управление. – М., 2005. – 429 с.
  31. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
  32. Лысакова Е.Н. Теоретические основы отечественной военно-авиационной психологии // Военная мысль. – 2010. – №1. – С.71 – 78.
  33. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 2009.
  34. Мишурова И. В., Кутелев П. В. Управление мотивацией персонала. – М.: ИКЦ “МарТ”, 2003.
  35. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Вильяме, 2008.
  36. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие/ Под ред. В.П. Пугачева. – М.: Гардарики, 2008.
  37. Общая психология и психология личности / под ред. А.А Реана. - М.: ACT: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. - 639 с.
  38. Основы управления персоналом: Учебник для студ. высш. учеб. завед. обуч. по направл. и спец. «Менеджмент» / Б.М. Генкин, Г.А. Кононова, В.М. Кочетков и др.; Под ред. Б.М. Генкина. – М.: Высш. шк., 2006. – 384 с.
  39. Петрова М.Ю. Социально - психологические условия развития военно - профессионалиной направленности курсантов вузов. – М., 2005.
  40. Подпорин И.В., Лозицкий Л.С. Формирование позитивной мотивации и потребности курсантов в профессионально ориентированной самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России // Молодые голоса в науке. – Майкоп. Адыгейский государственный университет. 2012. – С.108-112.
  41. Протасов А.Н. Управление формированием профессиональной компетентности будущих офицеров: Автореферат диссертации канд. пед. наук. – Саратов, 2007.
  42. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие/Под ред. проф. П.Д. Павленка. - М: ИНФРА-М, 2009. - 379 с.
  43. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учебное пособие для вузов /Пер. с англ. под ред. проф. Е.А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.– 399 с.
  44. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2004. – 352 с.
  45. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. – М.: Вершина, 2008.
  46. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. СПб.: Питер, 2002.
  47. Соломанидина Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала: Учеб.-практ. пособие / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. - М.: Журнал "Управление персоналом", 2005.
  48. Уайтли Ф. Мотивация. – М.: ИД “Вильямс”, 2003.
  49. Улыбин С.В. Психологические факторы, влияющие на профессиональную деятельность человека // Мир психологии. – М., 2008. – № 4. – С. 262–268.
  50. Улыбин С.В. Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с сержантами и солдатами, проходящими военную службу по контракту // Научно-методический сборник. – Голицыно: ГПИ ФСБ РФ, 2004. – С. 39–47.
  51. Улыбин С.В., Новичихин В.В., Шевченко В.В. Организация работы по профессиональной ориентации молодежи на поступление в ведомственные образовательные учреждения пограничного профиля // Рекомендации для пограничных органов и территориальных органов ФСБ России. – Голицыно: ГПИ ФСБ РФ, 2008.
  52. Управление персоналом: Учебник для вузов/Под ред. Б.Ю. Сербинского, С.И. Самыгина. – М.: Приор, 2005. – 384 с.
  53. Управление человеческим потенциалом современной организации: Монография / под ред. С.Д. Резника. – Пенза: ПГУАС, 2004.
  54. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. – М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 2003.
  55. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. – М., 2006. – 396 с.
  56. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2011.
  57. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М., 2006. – 198 с.
  58. Шапиро С.А. Мотивация. – М.: ГроссМедиа, 2008.
  59. Шаховой В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2006.
  60. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2005.
  61. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2011. - 672 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское