Дипломная работа по психологии, 58 страниц + приложения, общее количество страниц - 72.
В приложении 1 разработана программа тренинга «Целеполагание и самоопределение курсантов»
Дипломная работа|Психология
Дипломная работа по психологии, 58 страниц + приложения, общее количество страниц - 72.
В приложении 1 разработана программа тренинга «Целеполагание и самоопределение курсантов»
Авторство: Telesammit
Год: 2014 | Страниц: 72
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию мотивации профессиональной деятельности курсантов
§1. Теоретический анализ подходов изучению мотивации курсантов в отечественной и зарубежной литературе
§2. Анализ особенности мотивации курсантов
§3. Модель особенности мотивации курсантов к профессиональной деятельности
Выводы по главе
Глава 2. Эмпирическое исследования особенности мотивации курсантов к профессиональной деятельности
§1. Характер обследуемого контингента и описание методов исследования
§2. Описание исследования особенности мотивации курсантов
§3. Практические рекомендации
Выводы по главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования. Имеющиеся данные показывают, что мотивация трудовой деятельности - это сложный психологический феномен. Побуждение к той или иной работе, как правило, связано с желанием удовлетворить не одну, а целый ряд потребностей. Следует также отметить большие индивидуальные различия в потребностях людей, причем одна потребность человека может получить разную значимость в зависимости от конкретной ситуации. Более того, характер импульсов на работу одного человека, постоянно меняется с возрастом, а также в ходе интеллектуального, нравственного и эмоционального развития. Таким образом, мотивация трудовой деятельности человека - это непрерывный процесс, который происходит под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Основные объективные факторы включают воздействие социальных макро - характеристик общества в целом и всех значительных изменений, которые в нем происходят.
Вооруженные Силы Российской Федерации, в настоящее время переживают сложный и ответственный период своей реструктуризации, целью которой является переход в их совершенно новому облику, как в количественном, и в качественном выражении. Эти изменения требуют системы военного образования, подготовки высокопрофессиональных военных кадров. Военно-профессиональной деятельности будущих военных, как специфического вида профессиональной деятельности требует от курсанта образования ряда важных характеристик. Одним из них является очень развитая, устойчивая мотивация к военной службы, с доминированием профессиональных военных мотивов, сформированных в период обучения в военном учебном заведении.
Однако, как показывает практика, с каждым годом растет количество курсантов, которые отчисляются из университета за причины плохой учебы, отсутствия дисциплины, профессиональной непригодности, нежелании продолжать военную службу, снижение учебной и профессиональной мотивации обучаемых, особенно на старших курсах, характеризуется ростом прагматических установок и мотивов.
В связи с этим исследование психологических особенностей мотивации профессиональной деятельности курсантов военно-учебных заведений, развитие психологических технологий для совершенствования с учетом современных требований к профессии военного кажется особенно важным.
На сегодняшний день существует множество теорий, в которых делаются попытки определить и объяснить факторы, побуждающие личность к работе.
Процессуальные теории мотивации предполагают, что поведение человека определяется ситуацией (ожидаемые и фактические события) и индивидуальными особенностями восприятия ситуации. К процессуальным относятся теория ожиданий Виктора Врума, теория справедливости Стейси Адамса, модель Портера-Лоулера и др.
Содержательные теории мотивации опираются на предположение, что поведение человека определяется не только финансово-экономическими факторами. Согласно этой идее, каждый человек имеет свой собственный уникальный набор потребностей, в зависимости от которых и проявляется его поведение. Содержательные теорий, в основном, включают иерархии потребностей Абрахама Маслоу, двухфакторную модель Фредерика Герцберга, теория Дэвида МакКлелланда и другие.
Объект - мотивации курсантов к профессиональной деятельности.
Предмет - специфика и особенности мотивации курсантов к профессиональной деятельности
Гипотеза исследования, в исследовании автор предполагает, что мотивация профессиональной деятельности курсантов военных ВУЗов имеет существенные особенности, проявляющиеся в её содержании и структуре, складывающиеся под воздействием типа военно-профессиональной деятельности.
Цель исследования – выявить содержательные, структурные, особенности, типологию мотивации профессиональной деятельности курсантов и обосновать психологические условия её совершенствования.
Задачи исследования:
Методологическую основу исследования составляют теоретические положения отечественных и зарубежных психологов. В отечественной психологии мотива, как правило, выделяют дореволюционный и советский периоды. Первый из них связывают обычно с именами И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и других. Их усилиями в психологию внедрялся принцип материалистического мировоззрения. В советский период в рассмотрении проблемы мотивов можно выделить подходы Л.И. Божович, Н.А. Бакшаевой, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищева.
В работе «Мотивация и мотивы» Е.П.Ильин приводит обширный перечень вариантов толкования термина «мотив»: представления и идеи, чувства и переживания (Л.И. Божович), потребности и влечения, побуждения и склонности (X. Хекхаузен), желания и хотения, привычки, мысли и чувство долга (П.А. Рудик), морально-политические установки и помыслы (В.И. Ковалев), психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов), предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев), и даже условия существования (В.К. Вилюнас). Используется это понятие и для обозначения причины любого деяния (А.В. Морозов).
Исследованием проблемы потребности и мотивации деятельности занимались многие зарубежные педагоги и психологи К.Г. Юнг, А. Адлер, Э. Тол-мен, К, Хапл, Б, Скиннер, К- Левин, Э. Фромм, А, Маслоу, К. Роджерс, Дж-Роттер, Д. Мак-Клелланд, Ф, Герцберг, Л, Портер, Э. Лоулер, X, Хекхаузен, а также отечественные: А,Н. Леонтьев, CJL Рубинштейн, В.К. Вилюнас, Ю.М. Орлов и др.
Психологический анализ мотивации различных сторон воинской службы осуществлён в ряде работ военных психологов: М.И Дъяченко, А.М. Столяренко, Л.Ф. Железняк, А.И.Александров, В.И. Ковалёв, В.Н. Селезнёв, В.В. Богуславский, В.В. Сысоев, П.А. Корчемный, Ю.В. Шеремета, М.С. Полянский, В.Б. Павельчук, Б.А Агеев, Г.А. Волковицкий, Э.П. Утлик, К.К. Масюченко, А.Г. Караяни, А.В. Мощенко, А.А. Камышанов, В.А. Суворов, О.Б. Бобкова, Г.А Виноградовой и др.
Методы исследования.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего эксперимента. Исследовательская работа предусматривала анализ источников и документов, тестирование по методикам, математическую обработку результатов, анализ, сравнение и обобщение.
Методики исследования:
Исследование проводилось с курсантами, проходящими службу в высших военно-учебных заведениях, в исследовании приняло участие 30 человек.
Структура исследования включает, введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!