Дипломная работа|Психология

Диплом Детская субкультура как фактор формирования толлерантности младших школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2012 | Страниц: 100

Цена: 3 900
Купить работу

Введение

  1. Теоретический аспект исследования детской субкультуры как фактора формирования толерантности младших школьников

1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников

1.2. Понятие «толерантность» в психолого-педагогической литературе

1.3. Влияние детской субкультуры на формирование толерантности младших школьников

Выводы по первой главе

  1. Экспериментальная работа по формированию толерантности младших школьников средствами детской субкультуры

2.1. Организация и методики исследования

2.2. Результаты исследование уровня толерантности младших школьников на констатирующем этапе

2.3. Содержание экспериментальной работы по формированию толерантности младших школьников средствами детской субкультуры

2.4. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию толерантности младших школьников средствами детской субкультуры

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2

Актуальность исследования. Напряженность и конфликты, то и дело возникающие в России между социальными, этническими, религиозными группами, расширили миграционные потоки, которые, наряду с порождением противоречивых и сложных коллизий, привели к дальнейшему развитию поликультурности. Российское (постсоветское) общество столкнулось с тем, что взаимопониманию, основанному на взаимодействии и взаимопроникновении культур, вновь надо учить. Развитие толерантности является необходимым условием для достижения этой цели. Учитывая то положение, что социальное общение является основой и средством взаимодействия, взаимного видения перспектив, можно утверждать: при наличии социальной отчужденности у общества уменьшаются шансы быть толерантным.

Взаимная нетерпимость и так называемый «субкультурный эгоизм» негативно влияют на людей как акторов социокультурной деятельности. Непонимание порождает настороженность: в своих оценках индивидуумы и группы зачастую руководствуются ранее сформированными интолерантными стереотипами и отрицательными схемами. Усиливающиеся в последнее время миграционные процессы и межкультурные связи неизбежно приводят к возникновению новых социальных, политических, религиозных, экономических, образовательных проблем.

Отсюда следует, что в современном сообществе проблема взаимопонимания как ведущей нормы межкультурной коммуникации выдвигается на первый план. Среди всех видов сотрудничества – политического, экономического, научного – особую роль приобретает полилог культур, базирующийся на приоритете общечеловеческих духовных, в частности, культурных ценностей и направленный на развитие поликультурного и мультикультурного мировоззрения.

Школа, как один из важнейших институтов воспитания, предоставляет учащимся мало возможностей для развития такого качества, как толерантность (терпимость). Классные руководители и завучи по воспитательной работе дают очень низкую оценку состоянию интернационального воспитания в школах России. Нельзя назвать толерантным и господствующее в обществе отношение к детству. Многие исследователи (Д.И. Фельдштейн, И.Д. Демакова, А.М. Сидоркин) отмечают, что ребенок воспринимается взрослым как неравный субъект, которому недостает понимания и уважения со стороны взрослых. Еще Я. Корчак писал о двух неравномерных «классах» – «классе взрослых» и «классе детей», где власть принадлежит взрослым, которые считают детей своей собственностью и не способны встать на их место, а дети – главная страдающая сторона, лишенная права, собственности и признания. Интересна в этой связи мысль А.М. Сидоркина, сравнивающего отношение взрослых к детям с этноцентризмом и националистическими предрассудками. Дети в нашем обществе выступают в роли культурного меньшинства. Слишком часто мы нетерпимы к собственным детям, не хотим или не умеем их понять. Откуда же взяться терпимости у них? Например, по отношению к своим, не очень-то терпимым, родителям.

Между тем, школа способна стать для детей школой ненасилия, свободы, толерантности. Более того, школа, осваивая социальную, природную, культурную среду, используя ее воспитательные возможности и «приспосабливая» ее к нуждам детства, призвана и может стать центром широкого воспитательного пространства (Л.И. Новикова, И.В. Кулешова), где может и должна происходить целе- и ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребенка, где взрослые, встречаясь с детьми, не забудут удерживать в своем сознании и деятельности цели воспитания подрастающего поколения, а дети, в свою очередь, самостоятельно, добровольно и ответственно выберут сотрудничество со взрослыми как необходимую и желательную возможность их совместной жизнедеятельности.

Подавляющим большинством специалистов отмечается специфическая роль культуры как механизма сдерживания, обуздания нетерпимости. Считается, что наиболее эффективный механизм воспитания толерантности – изучение иных культур. На него и нацелено большинство международных образовательных программ и на нем же зиждется вся политика ЮНЕСКО. Часть экспертов отмечают нерезультативность такого подхода в отрыве от других форм воспитания: моделирования ситуаций, в которых «враги» вынужденно работают вместе; системы запретов нетолерантного поведения на бытовом уровне и других. Дистанция между практикой воспитания толерантности и психологическими, педагогическими методами заставляет задумываться о создании принципиально нового механизма воплощения идеи толерантности в педагогический процесс.

Анализ встречающихся работ показывает, что исследование педагогических аспектов проблемы толерантности и ее формирования значительно отстает от исследований ее философского, этического и психологического срезов, которые, в свою очередь, на данный момент также лишь набирают силу. Положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни, содержатся в работах А.Г. Асмолова, Г.А. Бакиевой, Р.Р. Валитовой, Б.С. Гершунского, Д.В. Зиновьева, Л.П. Ильченко, О.Н. Исаковой, В.А. Лекторского, А.А. Леонтьева, М. Мчедлова, Е. Накгле, В.А. Петровского, Л.В. Скворцова, М.Г. Тайчинова, В.А. Тишкова, О. Хёффе и др. В исследованиях большинства перечисленных авторов делается акцент на социокультурных и этнических характеристиках толерантности.

Ряд имеющихся педагогических исследований затрагивает вопросы смежные с проблемой толерантности, в частности, межнационального общения (Л.Р. Заурбекова, А.Н. Некрасова, Н.Р. Маликова), воспитания культуры межнационального общения (В.П. Комаров, М. Куранов), воспитания межнациональной терпимости (Р.Т. Гарданов, З.Ф. Мубинова, Л.М. Симашина). В данных работах наблюдается заметный уклон в сторону рассмотрения этнической толерантности в контексте задач воспитания национального самосознания. Вместе с тем, остро ощущается недостаточная исследованность структуры толерантности, ее роли в педагогическом процессе, приемов и способов формирования толерантности в межличностных отношениях учащихся общеобразовательных школ.

Таким образом, предъявляемые обществом требования и недостаточная теоретическая и практическая разработанность подтверждают актуальность проблемы исследования, заключающейся в необходимости изучения содержательных и сущностных моментов педагогического понимания толерантности, а также в необходимости выявления педагогических условий, способствующих формированию толерантности у учащихся начальных классов.

С учётом проблемы нами была определена тема исследования: «Детская субкультура как фактор формирования толерантности младших школьников».

Цель данного исследования – подобрать и разработать мероприятия на основе детской субкультуры и выявить условия их влияния на формирование толерантности.

Объект исследования – толерантность младших школьников.

Предмет исследования – влияние детской субкультуры на формирование толерантности младших школьников.

В своем исследовании мы исходим из гипотезы, согласно которой эффективное формирование толерантности у младших школьников осуществляется, если использовать детскую субкультуру и создать условия, которые будут обеспечивать реализацию данной субкультуры в контексте формирования толерантности.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую методическую литературу в рамках проблемы исследования.
  2. Разработать содержание мероприятий по формированию толерантности.
  3. Выявить эффективность работы по толерантности младших школьников.

Методологической основой исследования явились: идеи диалогизма и диалоговой концепции культуры (В.С. Библер, А.А. Мейер); концепции и взгляды, затрагивающие сущностные аспекты деятельности общения (М.С. Каган, И.С. Кон, А.Я. Найн); концепции представителей гуманистического направления в отечественной педагогике (К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский); современные исследования по проблемам толерантности (А.Г. Асмолов, Р.Р. Валитова, Д.В. Зиновьев, В.А. Лекторский).

Методы исследования:

  1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; синтез; сравнение; обобщение.
  2. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анализ результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что определено значение толерантности в педагогическом процессе в начальной школе; выявлены особенности формирования толерантности у младших школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующих положениях:

  1. Обнаружено, что образовательный процесс в начальной школе не обеспечивает возможности формирования нравственно-психологической толерантности у учащихся.
  2. Выявлен ряд характеристик ценностного сознания младших школьников, касающихся толерантности, в частности, влияние детской субкультуры.
  3. Разработана модель процесса, формирующего толерантность у учащихся начальной школы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что определен ряд педагогических технологий, способов и приемов формирования нравственно-психологической толерантности у младших школьников, разработаны методические рекомендации для педагогов по формированию толерантности младших школьников.

  1. Абраменкова В.В. Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства: Автореф. дис… докт. психол. наук. – М.: Российская академия образования психологический институт. – 2000. – 57 с.
  2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. – 416 с.
  3. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Смысл, 2000. – 157 с.
  4. Балакина Л.Л. Толерантность как принцип коммуникативного взаимодействия педагога и учащихся // Известия Томского политехнического университета. – 2007. – Т. 311. – №7. – С.50-56.
  5. Болотина Т. В. Вопросы толерантности в современном российском образовании / Т. В. Болотина // Преподавание истории в школе. – 2010. – №1. – С. 3-5.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1997. – 269 с.
  7. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО, 2003. – 1008 с.
  8. Гальперин П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 2003. – №5. – С.7-10.
  9. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  10. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 47-51.
  11. Давыдов В.В. Психологические проблемы процессы обучения младших школьников // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. / Под ред. Д.И. Фельдштейна: изд. 2-е, дополн. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с. С.144-147
  12. Деревянко Р.И. Детская субкультура: теоретические подходы // Организатору детского движения: Сборник документов и методических материалов / сост. И.В. Руденко, Л.А. Муравьева – Самара, 2002. – 117 с.
  13. Днепрова Т.П. Педагогический анализ понятий «национальная толерантность», «этническая толерантность» и «межнациональная толерантность» // Педагогическое образование в России. – 2010. – №2. – С.88-98.
  14. Евлешина Н.А. Поликультурный подход в социальном воспитании // Среднее профессиональное образование. – 2010. – №8. – С.49-50.
  15. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. – М.: Академический проект, 2004. – 198 с.
  16. Ковальчук М.А. Толерантность как качество личности современного человека // Ярославский педагогический вестник. – 2005. – №3. – С.53-58.
  17. Коржуев А.В. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя вуза // Педагогика. – 2003. – № 5. – С. 44-49.
  18. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И.Фельдштейна: изд. 2-е, дополн. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с. С.207-210.
  19. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.: Проспект, 2006. – 230 с.
  20. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2004. – 214 с.
  21. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 146 с.
  22. Мубинова З.Ф. Воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности в процессе преподавания обществоведческих наук в многонациональной городской школе. – Дисс. канд. пед. наук. – Уфа, 1998. – 191 с.
  23. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2: Психология образования. – 496 с.
  24. Петрова Л. Особенности восприятия информации младшеклассниками // Учитель. – 2007. – №5. – С.6-7.
  25. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. – М., 2006. – 228 с.
  26. Попова А.И., Литвинская И.Г. Развитие самостоятельности младших школьников в условиях коллективных занятий // Начальная школа. – 1990. – №11. – С.24-29.
  27. Простатова Н.А. Толерантность как профессиональное качество социального педагога // Совершенствование качества образования: методология, теория, практика: Матер. Всерос. научно-практ. конф. 22-24 апреля, 2003. В 3 ч. – Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2003. – Ч. 3. – С. 25-29.
  28. Психология: Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990. – 496 с.
  29. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. – Т. 2. – М., 2000. – 584 с.
  30. Резническо М.А. Трудности взросления младшего школьника //Начальная школа. – 1998. – №1. – С.25-30.
  31. Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру. – М.: Бонфи, 2001. – 342 с.
  32. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у родителей и детей как задача психологического консультирования//Ярославский педагогический вестник. – 2003. – № 3. – С. 65-72.
  33. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства. – М.: Академический проект, 2004. – 496 с.
  34. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
  35. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. – М., 1986. – 294 с.
  36. Соколов К.Б. Художественная жизнь современного общества: в 4 тт. – Том 1: Субкультуры и этносы в художественной жизни. – СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1996. – 237 с.
  37. Тилова Х.Х. Принципы формирования толерантности // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – № 2 (31).– М.: Изд-во МГОУ, 2006. – С.150-155.
  38. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие / под общ. ред. В. Н. Гурова. – М.: Пед. о-во России, 2004. – 285 с.
  39. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
  40. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Педагогика 1999. – 98 с.
  41. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И.Фельдштейна: изд. 2-е, дополн. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с. С.142-144.
  42. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 312 с.
  43. Ясницкая В.Р. Модель поликультурного подхода в социальном воспитании // Современные тенденции развития педагогики как гуманитарной научной дисциплины: материалы Всерос. методолог. конф.-семинара. – Краснодар, 2009. – С.43-46.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское