Введение
ГЛАВА I. Теоретический анализ исследования акцентуаций характера личности
1.1. Исследование акцентуаций характера личности в отечественной и зарубежной литературе
1.2. Понятие «акцентуации характера»
1.3. Характерологические особенности акцентуаций характера личности
ГЛАВА II. Профессиональное отчуждение как психологический феномен
2.1. Анализ научных подходов к изучению отчуждения в психологии
2.2. Виды профессионального отчуждения
2.3. Проявление профессионального отчуждения
Глава III. Эмпирическое исследование профессионального отчуждения и акцентуаций характера
3.1. Методы и организация эмпирического исследования
3.2. Результаты исследования профессионального отчуждения и акцентуаций характера
3.3. Анализ взаимосвязи профессионального отчуждения и акцентуаций характера
3.4. Рекомендации по преодолению профессионального отчуждения и формирования идентичности
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества темп и напряженностью рабочей активности человека в профессиональной сфере постоянно возрастает. Требования к качеству труда человека также становится все жестче. Таким образом, проблема отчуждения, формирующегося в ходе профессиональной деятельности специалистов различных профилей, начинает сегодня приобретать новое звучание.
Проблему отчуждения, а также феноменологию, подобную ему разрабатывали ведущие отечественные и зарубежные психологи, философы, психотерапевты (Рубинштейн С.Л., Роджерс К., Фромм Э., Франкл В., Менигетти А., Сартр Ж.-П., Ясперс К. и др.). И в настоящее время психологи и философы вскрывают его истоки и смысл. Рассматривают феномен отчуждения в контексте новой социально-исторической реальности: Архиереев С.И., Шедяков В.С., Грицанов А.А., Овчаренко В.И., Сулейманов Л.Р., Топорков А.А. Указывают специфику его проявления в различных содержательных областях, в том числе и в образовании: Кравцов Г.Г., Приходько Д.Н. и др.
Рассматривая отчуждение в наиболее широком понимании как дисгармонии отношений, и, следовательно, как негативный феномен, исследователи необходимо приходят к проблеме поиска наиболее эффективных путей его преодоления. Попытки решения данного вопроса предпринимались практически всеми исследователями, которые подходили к проблеме отчуждения с вышеупомянутых позиций. Специфика решения определялась их взглядами на природу отчуждения. С.Л. Рубинштейн говорил о самореализации, экзистенциально ориентированные философы – о необходимости свободного выбора, самобытии человеческой личности; гуманистически ориентированные психологи - о важности согласованности внутреннего и внешнего опыта и т д. [38]
В целом проблема взаимосвязи отчуждения и акцентуации характера личности мало изучена в связи с этим тема дипломной, взаимосвязь профессионального отчуждения и акцентуации характера личности.
Цель исследования: Объект исследования: акцентуации характера личности.
Предмет исследования: профессиональное отчуждение.
Теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволил сформулировать гипотезу, имеющую следующее допущение:
- Существует ли взаимосвязь между профессиональным отчуждением и акцентуацией характера личности.
- При различной выраженности профессионального отчуждения выраженность различных акцентуаций характера будет различна.
За основу понимания акцентуации характера личности мы берем определение немецкого психиатра К. Леонгарда. Под пониманием акцентуации мы понимаем чрезмерно выраженные черты характера[24].
Под профессиональным отчуждением вслед за Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк мы будем понимать потерю профессиональной идентичности, невозможность её достижения, потерю личностью Я – профессионального. [34].
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ по проблеме акцентуации характера личности.
- Осуществить теоретический анализ феномена профессионального отчуждения.
- Рассмотреть взаимосвязь профессионального отчуждения и акцентуации характера личности.
- Эмпирически исследовать взаимосвязь профессионального отчуждения и акцентуаций характера личности (на материале взрослой выборки).
В соответствии с поставленными в ВКР задачами на протяжении 2013-2014 гг. нами было проведено три этапа исследования:
Первый этап. Теоретический анализ отечественных и зарубежных литературных источников по проблеме акцентуации характера личности.
Второй этап. Осуществление теоретического анализа отечественных и зарубежных литературных источников по проблеме взаимосвязи профессионального отчуждения и акцентуации характера личности.
Третий этап. Разработка и проведение эмпирического исследования, обработка и интерпретация полученных данных, подведение итогов исследования.
Теоретико-методологической основой работы явились представления о междисциплинарной специфике и необходимости комплексного подхода при изучении психологических феноменов «профессиональное отчуждение» и «акцентуации характера личности». Основу такого подхода составили разработанные теории отечественными и зарубежными исследователями:
- методологическую и теоретическую основу исследования составляют системный подход в изучении деятельности и личности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Н. В. Кузьмина.
- системный подход в изучении акцентуации характера личности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. П. Леонтьев, А.Е.Личко, К. Леонгард);
- проблему связи личности и деятельности изучали Л.С. Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н, Леонтьев, Б.М. Теплов, Б.Г.Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Г.В. Суходольский и другие.
- частной методологией послужили концептуальные представления о профессиональных деструкциях личности в профессиональной деятельности (С.П. Безносов, А.А. Бодалёв, Р.М.Грановская, Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, К. Рождерс, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Э.Э. Сыманюк, Д. Сьюпер, Л.Б. Шнейдер.
В выпускной квалификационной работе использовался следующий комплекс методов: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, тестирование, квазиэксперимент, методы математической статистики – описательной (группировка данных по их значениям, оценка центральной тенденции распределения исследуемого признака) и индуктивной статистики [U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs)].
Обработки данных проводилась с использованием MicrosoftExcell и компьютерного пакета статистических программ SPSS (версия 10.0). Достоверность полученных результатов не ниже 5% уровня значимости.
В ВКР были использованы следующие методики:
- Методика «Изучение профессиональной идентичности [14].
- Методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда [43].
- Тест личностных акцентуаций (ЛА) В.П. Дворщенко [15].
Эмпирическую базу исследования составили воспитатели и младшие воспитатели детского сада Скворушка № 373, первого и второго корпусов.
Эмпирическая выборка:70 девушек в возрасте от 25 до 39 лет.
Теоретическая и практическая ценность исследования. Полученные результаты могут эффективно использоваться при проведении диагностических обследований в различных профессиональных сферах; организации профилактической психологической помощи, необходимой для предотвращения эмоционального выгорания и профессионального отчуждения. Полученные результаты можно применять в индивидуальном и групповом консультировании, тренингах, при подготовке к лекциям и семинарам.
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивались анализом данных, имеющихся в отечественной и зарубежной литературе; соотнесением теоретических положений с результатами экспериментального исследования; использованием валидных методов исследования, соответствующих методологии, целям и задачам выпускной квалификационной работы; использованием методов математической статистики и компьютерной обработки данных для оценки полученных результатов, их анализом, проверкой достоверности экспериментальных гипотез.
Структура исследования: ВКР состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников.