Дипломная работа|Психология

Диплом Взаимосвязь акцентуаций характера личности и профессионального отчуждения

Уточнить оригинальность, количество покупок и другие вопросы по данной работе - пишите нам до покупки на support@topwork24.ru.
Вы можете получить скидку на данную работу! Отправьте нам на почту 5 ваших готовых оригинальных работ и получите скидку 5%, 10 работ - 10%.

Авторство: Telesammit

Год: 2014 | Страниц: 99

Цена: 3 500
Купить работу

Введение

ГЛАВА I. Теоретический анализ исследования акцентуаций характера личности

1.1. Исследование акцентуаций характера личности в отечественной и зарубежной литературе

1.2. Понятие «акцентуации характера»

1.3. Характерологические особенности акцентуаций характера личности

ГЛАВА II. Профессиональное отчуждение как психологический феномен

2.1. Анализ научных подходов к изучению отчуждения в психологии

2.2. Виды профессионального отчуждения

2.3. Проявление профессионального отчуждения

Глава III. Эмпирическое исследование профессионального отчуждения и акцентуаций характера

3.1. Методы и организация эмпирического исследования

3.2. Результаты исследования профессионального отчуждения и акцентуаций характера  

3.3. Анализ взаимосвязи профессионального отчуждения и акцентуаций характера  

3.4. Рекомендации по преодолению профессионального отчуждения и формирования идентичности

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества темп и напряженностью рабочей активности человека в профессиональной сфере постоянно возрастает. Требования к качеству труда человека также становится все жестче. Таким образом, проблема отчуждения, формирующегося в ходе профессиональной деятельности специалистов различных профилей, начинает сегодня приобретать новое звучание.

Проблему отчуждения, а также феноменологию, подобную ему разрабатывали ведущие отечественные и зарубежные психологи, философы, психотерапевты (Рубинштейн С.Л., Роджерс К., Фромм Э., Франкл В., Менигетти А., Сартр Ж.-П., Ясперс К. и др.). И в настоящее время психологи и философы вскрывают его истоки и смысл. Рассматривают феномен отчуждения в контексте новой социально-исторической реальности: Архиереев С.И., Шедяков В.С., Грицанов А.А., Овчаренко В.И., Сулейманов Л.Р., Топорков А.А. Указывают специфику его проявления в различных содержательных областях, в том числе и в образовании: Кравцов Г.Г., Приходько Д.Н. и др.

Рассматривая отчуждение в наиболее широком понимании как дисгармонии отношений, и, следовательно, как негативный феномен, исследователи необходимо приходят к проблеме поиска наиболее эффективных путей его преодоления. Попытки решения данного вопроса предпринимались практически всеми исследователями, которые подходили к проблеме отчуждения с вышеупомянутых позиций. Специфика решения определялась их взглядами на природу отчуждения. С.Л. Рубинштейн говорил о самореализации, экзистенциально ориентированные философы – о необходимости свободного выбора, самобытии человеческой личности; гуманистически ориентированные психологи - о важности согласованности внутреннего и внешнего опыта и т д. [38]

В целом проблема взаимосвязи отчуждения и акцентуации характера личности мало изучена в связи с этим тема дипломной, взаимосвязь профессионального отчуждения и акцентуации характера личности.

Цель исследования: Объект исследования: акцентуации характера личности.

Предмет исследования: профессиональное отчуждение.

Теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволил сформулировать гипотезу, имеющую следующее допущение:

  1. Существует ли взаимосвязь между профессиональным отчуждением и акцентуацией характера личности.
  2. При различной выраженности профессионального отчуждения выраженность различных акцентуаций характера будет различна.

За основу понимания акцентуации характера личности мы берем определение немецкого психиатра К. Леонгарда. Под пониманием акцентуации мы понимаем чрезмерно выраженные черты характера[24].

Под профессиональным отчуждением вслед за Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк мы будем понимать потерю профессиональной идентичности, невозможность её достижения, потерю личностью Я – профессионального. [34].

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ по проблеме акцентуации характера личности.
  2. Осуществить теоретический анализ феномена профессионального отчуждения.
  3. Рассмотреть взаимосвязь профессионального отчуждения и акцентуации характера личности.
  4. Эмпирически исследовать взаимосвязь профессионального отчуждения и акцентуаций характера личности (на материале взрослой выборки).

В соответствии с поставленными в ВКР задачами на протяжении 2013-2014 гг. нами было проведено три этапа исследования:

Первый этап. Теоретический анализ отечественных и зарубежных литературных источников по проблеме акцентуации характера личности.

Второй этап. Осуществление теоретического анализа отечественных и зарубежных литературных источников по проблеме взаимосвязи профессионального отчуждения и акцентуации характера личности.

Третий этап. Разработка и проведение эмпирического исследования, обработка и интерпретация полученных данных, подведение итогов исследования.

Теоретико-методологической основой работы явились представления о междисциплинарной специфике и необходимости комплексного подхода при изучении психологических феноменов «профессиональное отчуждение» и «акцентуации характера личности». Основу такого подхода составили разработанные теории отечественными и зарубежными исследователями:

- методологическую и теоретическую основу исследования составляют системный подход в изучении деятельности и личности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Н. В. Кузьмина.

- системный подход в изучении акцентуации характера личности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. П. Леонтьев, А.Е.Личко, К. Леонгард);

- проблему связи личности и деятельности изучали Л.С. Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н, Леонтьев, Б.М. Теплов, Б.Г.Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Г.В. Суходольский и другие.

- частной методологией послужили концептуальные представления о профессиональных деструкциях личности в профессиональной деятельности (С.П. Безносов, А.А. Бодалёв, Р.М.Грановская, Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, К. Рождерс, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Э.Э. Сыманюк, Д. Сьюпер, Л.Б. Шнейдер.

В выпускной квалификационной работе использовался следующий комплекс методов: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, тестирование, квазиэксперимент, методы математической статистики – описательной (группировка данных по их значениям, оценка центральной тенденции распределения исследуемого признака) и индуктивной статистики [U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs)].

Обработки данных проводилась с использованием MicrosoftExcell и компьютерного пакета статистических программ SPSS (версия 10.0). Достоверность полученных результатов не ниже 5% уровня значимости.

В ВКР были использованы следующие методики:

  1. Методика «Изучение профессиональной идентичности [14].
  2. Методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда [43].
  3. Тест личностных акцентуаций (ЛА) В.П. Дворщенко [15].

Эмпирическую базу исследования составили воспитатели и младшие воспитатели детского сада Скворушка № 373, первого и второго корпусов.

Эмпирическая выборка:70 девушек в возрасте от 25 до 39 лет.

Теоретическая и практическая ценность исследования. Полученные результаты могут эффективно использоваться при проведении диагностических обследований в различных профессиональных сферах; организации профилактической психологической помощи, необходимой для предотвращения эмоционального выгорания и профессионального отчуждения. Полученные результаты можно применять в индивидуальном и групповом консультировании, тренингах, при подготовке к лекциям и семинарам.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивались анализом данных, имеющихся в отечественной и зарубежной литературе; соотнесением теоретических положений с результатами экспериментального исследования; использованием валидных методов исследования, соответствующих методологии, целям и задачам выпускной квалификационной работы; использованием методов математической статистики и компьютерной обработки данных для оценки полученных результатов, их анализом, проверкой достоверности экспериментальных гипотез.

Структура исследования: ВКР состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников.

  1. Абраменкова, В.В. Проблема отчуждения в психологи. / В.В. Абраменко // Вопросы психологии. -1990 г.- № 1;
  2. Абраменкова, В.В. Идентификация — отвержение как механизм развития индивидуальности личности в онтогенезе // Психологические проблемы индивидуальности./ В.В.Абраменко //- Вып. II. - М. - 1984.
  3. Абраменкова, В.В. Опыт изучения идентификации — отчуждения в групповой соревновательной игре // Педагогические аспекты социальной психологии./ В.В. Абраменкова // - Минск. - 1978.
  4. Абраменкова, В.В., Асмолов, А.Г. Три измерения феномена персонализации личности в социогенезе // Личность и межличностные отношения в коллективе. / В.В .Абраменкова, А.Г. Асмолов // -Ульяновск. -1988.
  5. Антонян, Ю. М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение./ Ю.М. Антонян // - Ереван. - 1987.
  6. Анциферова, Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова//Новые исследования. – М., 1998. – С. 32–38.
  7. Баллон, А.. Психическое развитие ребенка./А. Баллон// - М., -1967.
  8. Батаршев, А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство / А.В. Батаршев.// – М. – Психотерапия. - 2006. – 288 с.
  9. Белов, В.И. Ремесло отчуждения./В.И. Белов.// - М. - 1988.
  10. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности . /Л.И. Божович// Издательство «Институт практической психологии». – Воронеж. – 1995.
  11. Вегнер, А.Л. Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А.Л. Вегнер // – М., - Рига. - 2000. - 184с.
  12. Головей, А.А. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие/А.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.// - СПб. – речь. -2005. -688с.
  13. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога. / С.Ю.Головин // -Минск. – Харвест. - 1998 г.
  14. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя./ Психологические тесты для подростков./ А.Г. Грецов, А.А. Азбель // – СПб.: - Питер. - 2006. – 143-155с.
  15. Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций ./ Практикум по психодиагностики./В.П. Дворщенко // - СПб.: -Речь- 2002.
  16. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев.// -СПб. - Питер. - 2003. - 512 с.
  17. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин.// - СПб. –Питер. - 2001. - 464 с.
  18. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь/ Л.А. Карпенко // – Ростов. – Феникс . -1999. - 512 с.
  19. Козлов, Н.И. Истинная правда или учебник для психолога по жизни /Н.И. Козлов // - АСТ-ПРЕСС. - 1998.
  20. Кон , И С. В поисках себя: Личность и ее самосознание./ И.С. Кон // -М. - 1984.
  21. Кортнева, Ю. Диагностика актуальных проблем / Ю. Кортнева.// - М., - Институт Общегуманитарных исследований. - 2004. - 240 с.
  22. Крайг, Г. Психология развития. /Г. Крайг // -Спб.,- Питер. - 2002 .
  23. Кречмер, Э. Строение тела и характера // Психология индивидуальных различий. / Э. Кречмер // - М., -1982.
  24. Кун, Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека / Д. Кун // - СПб., - Прайм- ЕВРОЗНАК. - 2003. - 864 с.
  25. Левитов, Н. Д. Психология характера. / Н.Д. Левитов // - З-е изд. - М., - Просвещение. - 1969.
  26. Левитов, Н.Д. Психология характера. / Н.Д. Левитов //- М., - ВЛАДОС. - 1997.
  27. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард.// -Ростов - Феникс. - 2000. - 544 с.
  28. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н. Леонгард// - М., - Политиздат - 1997 .
  29. Леонтьев, А.Н. Общие понятия деятельности // «Хрестоматия по возрастной психологии. /А.Н.Леонтьев // - М., - 1997.
  30. Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин // - М., - Смысл. - Per Se. - 2000. - 549 с.
  31. Личко, А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков./А.Е. Личко // - 1983.
  32. Личко, А.Е. Клиническая и психологическая диагностика типов психопатий и акцентуаций характера // Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. /А.Е .Личко // - М., - Апрель-Пресс. - ЭКСМО-ПРЕСС. - 1999. – 241 с.
  33. Маклаков, А.Г. Общая психология. / А.Г. Маклаков // - Спб. –Питер. -2000.
  34. Мещеряков, Б.Г. Современный психологический словарь./Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко// Прайм – Еврознак. – М. -2007.- 490с.
  35. Мухина, В.С. Проблема социогенеза личности // Педагогические аспекты социальной психологии. /В.С. Мухина // - Минск. - 1978.
  36. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер // - М., -Флинт. -Московский психолого-социальный институт. - 2003. - 280 с.
  37. Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров // - СПб., -2002. - С.256
  38. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. / Л.Ф. Обухов // - М., - Российское педагогическое агентство. – 1996.
  39. Петровский, А.В. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко; Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского // - М., - 1985.
  40. Поршнев, Б Ф. Социальная психология и история. / Ф.Б. Поршнев // М., - 1979.
  41. Рогов, Е.И. Общая психология. / Е.И. Рогов // - М., - ВЛАДОС, - 1998.
  42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. /С.Л. Рубинштейн // - М., - Педагогика. – 1989.
  43. Рейгородский, Д.Я. Практическая психoдиагнoстика./ Методики и тесты./ Учебное пособие/ Д.Я. Райгoрoдский // - Самара.:- Бахрах – М., - 2008. - 672с.
  44. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Практикум. / Л.Д. Столяренко // - М., -Феникс. - 1999 .
  45. Фромм, Э. Характер и социальный прогресс // Психология личности: Тексты. / Э. Фромм // - М., - 1892.
  46. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития. /Г.А. Цукерман // - М., - 1995.
  47. Штерн, А.С. Введение в психологию. /а.С. Штерн // - ФЛИНТА. - 2006.
  48. Фернхем, А. Личности и социальное поведение / А. Фернхем // – СПб., - Питер. - 2001. - 368 с.
  49. Ганушкина, П. Типология психопатических характеров. / П. Ганушкина // Электронный ресурс – режим доступа - http://psyera.ru/tipologiya-psihopaticheskih-harakterov-p-gannushkina-578.htm

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское