Введение
1. Теоретический анализ проблемы тревожности младших школьников с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации
1.1. Подходы к рассмотрению понятия «тревожность» в психологических исследованиях
1.2. Проявление тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях родительской депривации
1.3. Проявления тревожности у детей с ЗПР по данным эмпирических исследований
Выводы по первой главе
2. Экспериментальные исследования тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации
2.1. Цели и задачи исследования, характеристика испытуемых
2.2. Методы и методики исследования тревожности у детей с ЗПР
2.3. Анализ результатов исследования тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации
Выводы по второй главе
3. Методические рекомендации по коррекции тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации
3.1. Психологические рекомендации воспитателям и педагогам, работающим с детьми с ЗПР
3.2. Возможность использования элементов сказкотерапии в коррекции тревожности у детей с ЗПР
Выводы по третьей главе
Заключение
Литература
Приложение
Проблема социальной депривации детей, находящихся в специализированном доме ребенка, впоследствии – проблема дезадаптивного поведения, является весьма актуальной, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Большое число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, имеет сенсорное недоразвитие, задержку в развитии и интеллектуальную недостаточность, что выражается в целом ряде специфических факторов, наиболее выраженных в особенностях эмоционально-личностной сферы. Достаточно ярко эти психические нарушения субклинического и клинического уровня в условиях депривации, проявляются на начальных этапах школьного обучения, когда выясняется, что большинство воспитанников детского дома оказываются не способны к обучению по программе общеобразовательной школы в связи с определенным своеобразием познавательной и личностной сфер.
Понимание депривации имеет многоуровневое значение, исходя из психической депривации (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, М.И. Лисина, Дж. Боулби, Д. Винникот, Ж.Пиаже, Б.Инхельдер, Ш.Бюлер, Б.Тюдор-Гарт, Г. Гетцер, К. Коффка, Э.Эриксон , М. Эйнсворт и др.). В частности, родительская депривация определяется как состояние, обусловленное недостатком постоянного, тесного и стойкого отношения со значимым взрослым; социальная депривация понимается как ограниченная возможность для усвоения социальной роли. .......................
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2007. – 688 с.
2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994. - 216 с.
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. с.13—21.
4. Бодров В.А. Информационный стресс. – М., 2006. – 267 с.
5. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада // Коррекционная педагогика, 2009 - №2.
6. Боулби Д. Детям любовь и заботу // Лишенные родительского попечительства. – М., 1991. – С. 144-154.
7. Василенко А . О . Связь тревожности и некоторых личностных характеристик подростка [Электронный ресурс] // Сб. науч. тр. Северо-Кавказского гос. техн. ун-та. Сер. «Гуманит. науки». – 2011. – № 2 (14)
8. Вачков И.В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку – М., 2007. – 221 с.
9. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты : иллюстрированное руководство. — М., 2011. — 160 с.
10. Волков Г.И. Особенности тревожности и ее коррекция. У младших подростков – учащихся сельских школ: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2009. – 22 с.
11. Галигузова Л. Н. : Проблема социальной изоляции детей// Вопросы психологии. – 1996. - № 3. – С. 101 – 107.
12. Голенищева Е.Л. Социально-психологические факторы агрессивности младших школьников : Автореф. …. Дисс. канд. психол. наук. - СПб, 2011. - 183 с.
13. Головин С. Ю. Словарь практическиого психолога. – М., 2004. – 568 с.
14. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М. С. Певзнер. – М., 1966 – 292 с.
15. Исаев Д.Н., Елисеев П.Г. Опыт применения тестов тревожности и невротизма в изучении детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 2005. №4. - С.27-31.
16. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник по групповой психокоррекции. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 443 с.
17. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб., 2013. — 168 с.
18. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. — М. ; СПб. : Сфера : Речь, 2007. — 390 с.
19. Капская, А.Ю. Планета чудес : развивающая сказкотерапия для детей. – СПб., 2012 - 212 с.
20. Клиническая психология / под ред. Карвасарского Б. Г. – СПб., 2013.–960 с.
21. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника: Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений. – Новокуйбышевск, 2014 г. – 105 с.
22. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2011 – 198 с.
23. Костина Л.Н. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста (с нормальным и задержанным психическим развитием): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1992. - 28с.
24. Кузнецова Л.В., Айзенберг Б.И. Разные формы психологической помощи в школе-интернате для детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1990. №2. - С.21-23.
25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 2004. – 340 с.
26. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 1984. - 335 с.
27. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 2005.
28. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. – 1969.- № 1.
29. Логинова О.И. Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми[Электронный ресурс] Режим доступа: http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html
30. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М.: Компенс-центр, 1993. - 198 с.
31. Методика изучения детской тревожности Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена // Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития - СПб., 2008. – С.19-28.
32. Мещерякова С.Ю. Особенности аффективноличностных связей со взрослыми // Психическое развитие воспитанников детского дома. – М., 1990.
33. Мэй Р. Смысл тревоги. – М., 2007. – 430 с.
34. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М. : Сфера, 2008 - 510 с.
35. Основы специальной психологии/под ред. Л.В.Кузнецовой. — М.,2011. — 480 с.
36. Пономарева, В.И. Там, на неведомых дорожках. Из практики сказкотерапии. — М., 2014. — 244 с.
37. Панфилова М.А. Коррекция тревожности у старших дошкольников с ЗПР: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2013. – 24 с.
38. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М., 1990.
39. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М., 2006. — 304 с.
40. Прыжкина А.А., Комракова В.И. Особенности сенсомоторной и интеллектуальной деятельности младших школьников с разным уровнем тревожности // Психологические проблемы подростка в современной школе и пути их решения: Сб. науч. тр./ Рос. гос. пед. ун-т им. А.Г. Герцена. -СПб.: Изд-во РГПУ - 2009. - C.108-113.
41. .....................