Введение.
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата с сочетанными патологиями в дидактической игре.
1.1 Теоретический анализ межличностных отношений в научных исследованиях.
1.2 Специфика межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата с сочетанными патологиями.
1.3 Обобщение научно-методического опыта по развитию межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата с сочетанными патологиями в дидактической игре
Глава 2 Практическое исследование развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата с сочетанными патологиями в дидактической игре.
2.1 Организация практического исследования и методы изучения межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата с сочетанными патологиями
2.2 Система дидактических игр, направленных на развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата с сочетанными патологиями
2.3 Количественный и качественный анализ результатов развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата с сочетанными патологиями в дидактической игре
Заключение.
Библиографический список.
Приложение А
По данным Минздравсоцразвития Российской Федерации более 53% обучающихся младшего школьного возраста имеют различные нарушения физического и психического здоровья. Особенно остро стоит проблема с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Исследование развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата с помощью игр имеет большое значение благодаря своему потенциалу для решения социальных проблем, с которыми сталкиваются данные школьники.
Младший школьный возраст является тем периодом психического развития, во время которого происходит становление основных личностных образований, формирование опыта построения межличностных отношений. По причине изолированности от социума у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата наблюдается специфическое формирование личности, и как следствие особое восприятие и понимание социальных отношений, несформированность коммуникативных навыков. Вместе с тем в младшем школьном возрасте формируются специфические виды психической деятельности, происходит усвоение норм и правил социального поведения, формируются нравственные понятия и представления о качествах личности, социальные и моральные чувства. Поэтому наряду с учебной деятельностью все большее внимание в учреждениях образования должно уделяться формированию межличностных отношений между детьми.
У младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в отличие от нормативно развивающихся сверстников снижено количество межличностных контактов, что снижает их социальное развитие и неблагоприятным образом сказывается на формировании положительных межличностных отношений. Становление личности ребенка во многом определяется его взаимоотношениями с окружающими людьми. Отношения ребенка с другими детьми активно начинают формироваться еще в дошкольном учреждении. Именно там ребенок впервые реализует свое «Я» в коллективе, получает эмоциональный ответ на свое поведение, чувствует отношение детей к себе, сотрудничает или конкурирует с ними.
Несмотря на актуальность данной темы, практически отсутствуют исследования, в которых раскрываются как особенности межличностных отношений младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так и возможности игры в развитии межличностных отношений.
Объект исследования: межличностные отношения младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющие сочетанные нарушения.
Предмет исследования: дидактическая игра, как средство развития межличностных отношений младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих сочетанные нарушения.
Цель исследования: определить возможности дидактической игры, как средства развития межличностных отношений младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих сочетанные нарушения.
Гипотезой исследования выступило предположение, что развитие межличностных отношений младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством дидактических игр будет эффективным, если буду целенаправленно формироваться:
- способность к сотрудничеству и совместному принятию решений;
- готовность к установлению и поддержанию позитивных социальных контактов;
- умения вербального и невербального взаимодействия в паре и группе;
- эмпатийность, доброжелательность, уважение к партнеру в межличностных отношениях;
- уверенность в себе и в своих коммуникативных возможностях.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ межличностных отношений в научных исследованиях.
- Изучить специфику межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата с сочетанными патологиями/
- Разработать и апробировать систему дидактических игр, направленных на развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата с сочетанными патологиями.
- Провести количественный и качественный анализ результатов развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата с сочетанными патологиями в дидактической игре.
- Абрамова Г. С. Общая психология. Москва: Академический Проект, 2018. 496 с.
- Ахмадов А. У. Игротерапия, как метод лечения нарушений опорно-двигательного аппарата // Инженерные и информационные технологии, экономика и менеджмент в промышленности. Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью «Конверт», 2020. С. 10-11.
- Белкина И. Н., Слащинин С. А. Особенности межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития //Проблемы науки. 2017. № 11 (24). С. 107-109.
- Бурнашева В. П., Сидорова Е. Э. Социометрическая диагностика как средство изучения межличностных отношений младших школьников // Научный электронный журнал Меридиан. 2018. № 3. С. 33-35.
- Бутко Г. А., Левченко И. Ю. Организация и содержание образования школьников с ограниченными возможностями здоровья. Москва: МГПУ, 2022. 144 с.
- Волгапкина Н. В. Обучение дошкольников с детским церебральным параличом сюжетно-ролевой игре как основа их социализации на последующих возрастных этапах // Стратегии современной инклюзии: инновационный путь развития как ответ на вызовы нового времени. Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. С. 94-98.
- Гребенкина П. К. Игра как средство формирования межличностных эмоциональных отношений у младших школьников во внеурочной деятельности // Флагман науки. 2023. № 9(9). С. 215-218.
- Гремячих М. А., Тюшкевич Е. Е. Теоретический анализ проблемы психолого-педагогических особенностей детей с приобретенными двигательными нарушениями // ХХХ Рязанские педагогические чтения «Образование и социокультурная сфера: история и современность». Рязань: Индивидуальный предприниматель Жуков Виталий Юрьевич, 2023. С. 439-442.
Всего 49 источников литературы