ВКР|Психология

ВКР Взаимосвязь особенностей внимания и уровня развития креативности у школьников младших классов

ВКР + доклад на защиту
Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2016 | Страниц: 76

Цена: 2 900
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Характеристика креативности как психологического феномена

1.2 Факторы, влияющие на развитие креативности

1.3 Особенности развития креативности у детей младшего школьного возраста

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Сущность и характеристика внимания как психического процесса

2.2 Внимание у детей младшего школьного возраста

2.3 Теоретические представления о связи внимания и креативности

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

3.1 Организация и методы исследования

3.2 Результаты исследования внимания и креативности у младших школьников

3.3 Корреляционный анализ взаимосвязи особенностей внимания и уровня развития креативности у школьников младших классов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Результаты диагностики младших школьников

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Результаты исследования креативности младших школьников по методике «Фигурный тест» Е. Торренса

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Результаты исследования креативности младших школьников по методике «Диагностика личностной креативности» (Е.Е. Туник)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Результаты корреляционного анализа в программе «SSPS 13.0 for Windows»

Современное развитие экономики, культуры, социальной сферы, сама жизнь требуют, чтобы человек был наделен качествами активной, целеустремленной, инициативной, творческой личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности.

В нашей стране и за рубежом были осуществлены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей, генетическим предпосылкам индивидуальных различий и т.д. Однако, в целом в отечественной науке особенности креативности и их взаимосвязь с другими психическими процессами представлены в небольшом количестве работ, мало, недостаточно исследованы факторы, оказывающие влияние на развитие креативности. Эксперименты свидетельствуют о том, что упражнения, ориентированные на развитие интеллектуальных функций без опоры на личность учащегося, оказываются малопродуктивными для формирования креативности. Вместе с тем в учебных программах основной акцент делается на формирование знаний, умений, навыков, а развитию творческого потенциала детей не уделяется должного внимания.

Исследования творчества имеют богатую традицию в отечественной и зарубежной психологической науке. В последнее время в отечественной психологии заметно возрос интерес к проблемам и собственно креативности. В то же время в исследованиях креативности накопились и обозначились определенные противоречия. Многие теоретические представления о креативности носят предположительный характер и не обоснованы эмпирически, не установления взаимосвязь между проявлениями креативности и различными психическими процессами, в том числе, вниманием. Это означает, что вопрос о действительных особенностях креативности остается, фактически, открытым. Таким образом, исследования в области креативности должны быть продолжены. При этом весьма актуальной является задача выявления взаимосвязи между уровнем развития креативности у младших школьников и характеристиками внимания как психического процесса.

Цель работы – изучить взаимосвязь особенностей внимания и уровня развития креативности у школьников младших классов.

Объект исследования – креативность и особенности внимания у младших школьников.

Предмет исследования – взаимосвязь особенностей внимания и уровня развития креативности у школьников младших классов.

Задачи:

1. Охарактеризовать креативность как психологический феномен.

2. Дать психолого-педагогическую характеристику процесса развития креативности у детей младшего школьного возраста.

3. Изучить особенности внимания у детей младшего школьного возраста.

4. Провести эмпирическое изучение особенностей внимания и креативности у младших школьников.

5. Выявить взаимосвязь между уровнем внимания и креативности у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования состоит в том, что существует взаимосвязь между особенностями внимания и уровнем развития креативности у младших школьников. Мы предполагаем, что при высоком уровне концентрации и объема внимания у младших школьников высокие показатели креативности.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; сравнение; обобщение; синтез.

2. Эмпирические методы: наблюдение; тестирование.

3. Метод математической статистики: коэффициент корреляции Спирмена.

Методики исследования:

1. Методика «Корректурные таблицы» (кольца Ландольта).

2. Методика «Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы» (методика Бурдона).

3. «Фигурный тест» (Е. Торренс).

4. Методика «Диагностика личностной креативности» (Е.Е. Туник)

База исследования: исследование проводилось в центре психолого-педагогической помощи ООО «АЛИСА».

1.3 Особенности развития креативности у детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период развития творческих способностей и формирования креативности личности. Детям этого возраста свойственны склонность к творчеству и фантазированию; повышенная впечатлительность и развитая эмпатия; стремление познать все новое и умение радоваться жизни; развитое образное мышление и поэтическое восприятие мира; любознательность и потребность в самовыражении. Т.Б. Шило отмечает, что «потребность младших школьников в самовыражении воплощается в их творчестве – они с удовольствием лепят, рисуют, конструируют, проявляя при этом огромную фантазию и выдумку. Творчество проявляется во всех сферах их деятельности».

Наиболее ярко личностные характеристики представлены в работах М. Воллаха и Н. Когана, которые рассматривали связь между интеллектом и креативностью. Они выявили четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности:

1. Люди, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, были уверены в своих способностях, имели адекватный уровень самооценки. Они обладали внутренней свободой и, вместе с тем, высоким самоконтролем. При этом они могут казаться маленькими детьми, а через некоторое время, если того требует ситуация, вести себя по-взрослому. Проявляя большой интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям своего социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

2. Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, которые должны выразиться в форме отличной оценки. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они избегают риска, не любят высказывать публично свои мысли. Они не любят быть предоставлены самим себе и страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов учения или деятельности.

3. Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности часто попадают в позицию «изгоев». Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения «на стороне», где они в свободной обстановке могут проявить свою творческость. Они наиболее тревожны, страдают от неверия в себя.

4. Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках» и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

В отечественной и зарубежной психологии проведены исследования по проблеме развития детской одаренности, креативности, креативных способностей младших школьников (Г.Н. Абдурахмонов [1], Д.Б. Богоявленская [6], В.Н. Дружинин [16], В.С. Агапов [24], А.М. Матюшкин [30], А.И. Савенков [36], С.К. Турчак [40], Е.Е. Туник [42] Г.В. Усачева [44], Е.П. Шульга [50] и др.).

Анализ научной литературы по проблеме креативных способностей младших школьников продемонстрировал, что данные способности характеризуются с позиции когнитивных и аффективных особенностей. К когнитивным проявлениям относятся свойства творческого мышления и воображения, поскольку эти психические познавательные процессы составляют основу креативности. Такие компоненты мышления и воображения, как повышенная любознательность, склонность к изобретениям, богатая фантазия, развитое чувство юмора, творческое использование предметов, оригинальность в решении проблем и другие, служат содержательной характеристикой креативных способностей младших школьников.

К аффективным чертам креативных способностей причисляются в первую очередь личностные качества. К ним относят высокую творческую мотивацию, склонность к риску, огромную силу воли, нонконформизм, развитое эстетическое чувство, стремление к творческому самовыражению и др.

Следовательно, креативные способности младшего школьника проявляются в нестандартном мышлении и воображении, а также в качествах его личности и направлены на создание и обретение субъективно нового (степень новизны оценивается с точки зрения детского творчества) для активного познания и преобразования окружающего и внутреннего мира.

Объективное изучение креативных способностей младших школьников должно включать одновременное рассмотрение следующих структурных компонентов: когнитивно-креативного (креативность, творческое мышление и воображение), мотивационно-личностного (познавательные потребности, независимость и критичность), эмоционального (экспрессивность, эмоциональная чувствительность и импрессивность) и деятельностного (творческая активность, настойчивость и смелость).

Т.А. Барышева считает, что «креативная среда включает в себя три уровня, на которых происходит воздействие или взаимодействие младшего школьника с микро-, макро- и мегаокружением. То есть, на креативные способности ученика оказывают влияние родители, учителя, друзья, класс, школа, населенный пункт, в котором он проживает».

Результат креативного процесса младшего школьника – креативный продукт (с одной стороны – творческие разработки, поделки, результаты творческой деятельности как результат креативного процесса учащегося, и с другой – творческая личность младшего школьника, как результат влияния психолого-педагогического сопровождения и креативной среды).

Креативность понимается как способность к умственным преобразованиям и творчеству, умение отказываться от стереотипных способов мышления. Креативность характеризуется оригинальностью мышления, семантической и образной адаптивной гибкостью, способностью к восприятию дисгармонии, недостатков.

А.М. Матюшкин приводит данные исследования А.В. Ассовской с соавторами, согласно которым, при наличии высокого уровня креативности у тех и других мальчики более тревожны, чем девочки. Креативные мальчики проявляют большую эмпатийность, дружелюбие, воспринимают другого человека как ценность, проявляют большую устойчивость к критике. У девочек связи креативности с характеристиками личности выражены гораздо слабее.

Диссонансом выглядят данные, полученные Г.В. Усачевой, которая нашла, что у девочек младших классов креативность выше, чем у мальчиков-сверстников, а также данные А.В. Челноковой, не выявившей различий в креативности у студентов мужского и женского пола.

Н.Б. Шумакова пишет, что «были обнаружены гендерные различия в развитии исследовательской позиции детей в школьные годы. Одаренные девочки в подростковом возрасте значительно больше, чем их сверстники мальчики, уязвимы в отношении благоприятного развития у них устойчивой личностной характеристики – исследовательской позиции. В младшем подростковом возрасте девочки, имеющие на предыдущем возрастном этапе более высокие показатели развития исследовательской позиции, чем их сверстники мальчики, утрачивают свое преимущество, что обусловлено существенным снижением их настойчивости в достижении познавательной цели, а также стремления к самостоятельному, продуктивному познанию. Эта особенность личностного развития одаренных девочек может быть одной из причин «потери» их одаренности» .

1. Абдурахмонов Г.Н. Социокультурные особенности развития компонентов креативности у младших школьников / Г.Н. Абдурахмонов // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 7. – № 2. – С. 83-96.

2. Айзман Р. И. Возрастная физиология и психофизиология: Учебное пособие / Р.И. Айзман, Н.Ф.Лысова; Новосибирский Государственный Педагогический Университет. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с.

3. Барышева Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб., 2006. – 198 с.

4. Березина Т.Н. Интеллект и креативность / Т.Н. Березина // Эдип. – 2008. – № 3. – С.92-101.

5. Богомолова М.В. Влияние обогащенной среды на развитие интеллекта и креативности: Автореф. дисс. канд. психол. наук 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии / М.В. Богомолова. – М.: Институт Психологии РАН, 2008. – 22 с.

6. Богоявленская Д.Б. Измерение креативности – описание индивидуальности / Д.Б. Богоявленская // Психология индивидуальности: Материалы Всероссийской конференции. – М., 2006. – С.87-90.

7. Буторина О.В. Кросскультурное исследование креативности в управленческом потенциале руководителя / О.В. Буторина / Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. – СПб., 2008. – С.276-278.

8. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сборник науч. статей. / А.Н.Воронин, Н.А. Габриелян. – М.: Институт психологии, 2009. – 120 с.

9. Гаврилова Е.В. Использование периферийной информации в решении задач как функция интеллекта / Е.В. Гаврилова, Д.В. Ушаков //Экспериментальная психология – 2012. – Т. 5. – № 3. – С. 21-31.

10. Гальперин П. Я. К проблеме внимания [Электронный ресурс] / П.Я. Гальперин // Флогистон: психология из первых рук / Ин-т практ. психологии «Иматон» и др. – Режим доступа: http://flogiston.ru/librdry/galperin_aUention.

11. Гиппенрейтер Ю. Б. Деятельность и внимание [Электронный ресурс] / IO.Б. Гиппенрейтер И А. Н. Леонтьев и современная психология / под ред. А.В. Запорожца и др. // Виртуальная лаборатория когнитивной науки. – Режим доступа: http://virtualcoglab.cs.msu.su.

12. Грушко Н.В. Творческий потенциал как фактор социально-психологической адаптации молодёжи в меняющихся экономических условиях Омской области: монография, / Н.В. Грушко, С.В. Чернобровкина. – Омск: Изд-во Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, 2013. – 98 с.

13. Дормашев Ю. Б. Психология внимания: учеб. / Ю. Б. Дормашев, В.Я. Романов. – 3-е изд., испр. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2002. – 376 с.

14. Дорфман Л.Я. Креативность и внимание: исследования и проблемы / Л.Я. Дорфман // Вестник Пермского государственного института искусства и культуры. – 2006. – № 1. – С. 4-19.

15. Дорфман Л.Я. Расфокусированное внимание как фактор креативного мышления / Л.Я. Дорфман, В.А. Гасимова // Вестник Пермского государственного института искусства и культуры. – 2006. – № 1. – С. 20-50.

16. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.

17. Ермолаев О. Ю. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаев, Т.М. Матюрина, Т.М. Мешкова. – М.: Знание, 1987. – 80 с.

18. Закирова А.Н. Исследование взаимосвязи технических способностей и избирательного внимания у студентов / А.Н. Закирова, А.Н. Панфилов // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 82.

19. Зеленкова Т.В. Психологические условия развития креативности младших школьников / Т.В. Зеленкова, Н.В. Бернацкая, М.Р. Сабитова //Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. – 2012. – № 2. – С. 77-80.

20. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 434 с.

21. Каменская В.Г. Психология развития: общие и специальные вопросы / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. – СПб.: Речь, 2008. – 228 с.

22. Котова С.А. Развитие креативности младших школьников в повседневной жизни / С.А. Котова, Ю.А. Тютюнник // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. – 2015. – Т. 1. – № 1. – С. 76-80.

23. Кравков С. В. Внимание / С. В. Кравков // Психология внимания: учеб. пособие / под рел. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Романова. – М., 2001. – С. 22-38.

24. Критерии, показатели и уровни развития креативных способностей младших школьников в учебной деятельности. Учебное пособие / под общ. ред. проф. В.С. Агапова. – М.: РУДН, 2009. – 30 с.

25. Кульпина Д.С. Педагогические условия развития креативности в младшем школьном возрасте / Д.С. Кульпина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2011. – Т. 17. – № 1. – С. 42-46.

26. Леонтьев А. Н. Лекции по обшей психологии: учеб. пособие / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

27. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.

28. Малых С.Б. Проблема развития интеллекта в психогенетике / С.Б. Малых // Когнитивные исследования: Проблема развития, Сборник научных трудов: вып. 3. / под ред. Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во ИП РАН, 2009. – С. 287-302.

29. Марданова Г.М. Технология развития креативного потенциала учащихся общеобразовательной школы: Диссертация канд. пед. наук 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования / Г.М. Марданова. – Ижевск, 2009. – 198 с.

30. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. – 730 с.

Всего 63 источника

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

ВКР Психология
2016 год 99 стр.
ВКР Внутриличностный конфликт
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское