Актуальность исследования связана с увеличением запросов на коррекцию и развитие недостаточно развитых регуляторных функций психики у младших школьников. В то время как, произвольность психических процессов и поведения является важным и необходимым условием для успешного овладения учебной деятельностью и социализации.
Кроме того, актуальность исследования подчеркивается многоаспектностью и разноуровневостью проблематики произвольной регуляции поведения, более подробно освещенной ниже.
Однако при всей значительной степени исследованности проблемы, остается актуальным вопрос расширения методического арсенала, направленного на коррекцию различных нарушений произвольной регуляции поведения у дошкольников и младших школьников, и оценка его эффективности.
Целью исследования является адаптация методики «Kid’s Skills» Б.Фурмана для коррекции нарушений произвольной регуляции поведения у младших школьников с дефицитом внимания
Объект исследования: нарушения произвольной регуляции поведения у младших школьников
Предмет исследования: нарушения произвольной регуляции поведения у младших школьников с дефицитом внимания
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что применение программы «KID’S SKILLS Бена Фурмана» положительно влияет на процесс коррекции нарушений произвольной регуляции поведения у младших школьников с дефицитом внимания
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ по проблеме исследования на основе научных источников.
2. Изучить особенности развития произвольной регуляции психических процессов и поведения в онтогенезе.
3. Подобрать методический комплекс для исследования произвольной памяти, внимания и динамического праксиса у младших школьников с нарушениями произвольной регуляции поведения и дефицитом внимания, имеющих трудности школьного обучения.
4. Провести диагностическое исследование произвольного внимания, динамического праксиса и памяти у младших школьников с нарушениями произвольной регуляции поведения и дефицитом внимания, имеющих трудности школьного обучения.
5. Адаптировать и реализовать программу «Kid’s Skills» в рамках коррекционной работы с детьми с нарушениями произвольной регуляции поведения и дефицитом внимания, имеющих трудности школьного обучения.
6. Выявить различия по исследуемым параметрам до и после проведения коррекционной работы у детей, обучающихся в 4 классе общеобразовательной школы.
Участники исследования – младшие школьники 7-9 лет. Всего в исследовании приняли участие ... человек:. На основе психолого – педагогического заключения известно, что испытуемые экспериментальной группы имеют трудности обучения (темп работы замедленный, утомляемость высокая, работоспособность снижена, в некоторых случаях проявляются трудности усвоения программы действий, имеются трудности чтения и письма, школьная программа усваивается на низком уровне). Участники контрольной группы – успешно обучающиеся сверстники.
Методы исследования:
Для проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ, синтез, интерпретация подходов к пониманию сущности произвольной регуляции психических процессов и поведения как научного феномена и особенностей проявления их нарушений у младших школьников с дефицитом внимания.
2. Диагностический блок (входное/выходное тестирование)
• анкета для родителей и педагогов (Безруких М.М.)
• анкета для родителей (по итогам коррекционной программы)
3. Адаптированная методика Kid's Skills (Б.Фурман)
4. Методы качественного анализа эмпирических данных. В работе используется метод case study.
Эмпирическая база исследования. ГБОУ г.Москвы «Гимназия № 1811 «Восточное Измайлово»» (г. Москва, Измайловский бульвар, дом 52)
Этапы организации исследования. Исследование проводится по следующему алгоритму:
A. Предварительный (подготовительный) этап.
Осуществление теоретического анализа психологической литературы по проблеме исследования. Подбор и обоснование методов и методик исследования, с учетом их надежности и валидности; планирование и разработка процедуры проведения исследования, определение характеристики выборки испытуемых.
B. Основной этап. Диагностика и коррекция. Исследование.
Предъявление испытуемым психолого-диагностических методик, целью которых является определение степени нарушений произвольной регуляции психических функций и поведения. Проведение адаптированной программы
C. Заключительный этап.
Проведение качественной обработки полученных эмпирических данных. Далее, на основании обработки полученных эмпирических данных проводится их анализ и интерпретация. В заключение осуществляется оформление материалов исследования по главам, обобщение его эмпирических следствий и общих выводов.
1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы -М.,1980.
2. Астапов В.М. Диагностика тревожных расстройств и фобий в зарубежных исследованиях. Прикладная психология. – М., 1998.
3. Астапов В.М. Тревожные расстройства у детей. Прикладная психология. –М., 2002.
4. Астапов В.М. Малкова Е.Е. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. - М., 2011.
5. Ахутина Т.В., О.Б.Иншакова. Hейpoпсихoлогическая диагностика. - M., 2008.
6. Ахутина Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – Спб., 2008.
7. Брушлинский А.В.Психология субъекта. - Спб., 2003.
8. Брязгунов И.П. Касатикова Е.Б. Характеристика детей с дефицитом внимания и гиперактивностью// Педиатрия. 2002. №2. С.40-42.
9. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. - СПБ, Питер, 2008.
10. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. - Спб., 2005.
11. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М., 2001.
12. Викторова В.В. Тревожность как сопутствующий фактор у детей младшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дисс. на соискание степени канд. психологических наук. -М., МИОО, 2010.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти тт. - М., 1982 - 1984.
14. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
15. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - М., Наука 1966.
16. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 1978.
17. Детский вариант шкалы тревожности: пер и адапт. А.М. Прихожан//Иностранная психология. - 1997.
18. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. - М., 1998.
19. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М., 2005.
20. Заваденко Н.Н. Детская гиперактивность: особенности диагностики и лечения//Российский медицинский журнал. 1999. №4. С.25-31.
21. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - №4. - 2000. - С.2-6.
22. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М.,1986.
23. Иовчук Н.М., Северный А.А. Депрессия у детей и подростков. М., 1999. - С. 24-52.
24. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для вузов. - Спб., 2001.
25. Касатикова Е.Б., Брязгунов И.П. Характеристика детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью// Педиатрия, 2001. - №2. - С.292.
26. Ковалев В.В. Психиатрический дизонтогенез как клинико-патогенетическвая проблема психиатрии детского возраста//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова, 1981. №10. С. 1505-1509.
27. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста,- М.,1995.
28. Кошелева А.Д., Алексеева J1.C. Диагностика и корреляция гиперактивности ребенка. - М.: НИИ семьи, 1997, - 64с.
29. Кучма В.Р. и др. Распространенность, диагностика и лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей// Российский вестник перинатологии и педиатрии, 1996. №2. С.42-46.
30. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза. - М., 1994. - 98с.
31. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М., 2003.
32. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баянская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -53с.
33. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: МГУ, 1971.
34. Лисина М.И. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника. - 1994. - № 3.
35. Лицев А.Э. Роль перинатальной патологии в генезе ММД у детей раннего возраста. Диссертация на соиск. степ канд. психологических наук. - М., 1995.
36. Лусканова Н.Г., Коробейников Н.А. и др. Диагностика школьной дезадаптации. - М., 1995.
37. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000. - 512 с.
38. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико- нейропсихологическая диагностика). - М., 1993.
39. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. - Спб., 2002.
40. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. - Спб., 2012.
41. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Работа с «особым ребенком» // Первое сентября. - №10. - 2000. С. 7 - 8.
42. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. - 2000.
43. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М., 2008.
44. Петрухин А.С. Неврология детского возраста. - М., 2004.
45. Платонова А.Г. Распространенность и физиолого-гигиеническая коррекция СДВГ у школьников 6-8 лет. Автореф.дисс.канд.медицинских наук. - М., 1996.
46. Подольский А.И. и др. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, П. Хейманс. - СПб.: Питер, 2004, С.22- 42.
47. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. - СПб.: 2006, 2008. - 208 с.
48. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Под ред. J1.A. Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2005. - С. 312 - 316.
49. Прихожан А.М., Толстых Н. Н. Выделение категорий «трудных» детей. В кн.: Рабочая книга школьного психолога. - М., 1991.
50. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - Спб., 2007.
51. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития. / Сост. и общая редакция Астапова В.М., Микадзе Ю.В. - СПб: Питер, 2001.
52. Романчук О.И. СДВГ/пер. с укр. - М., 2010.
53. Ромицина Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». - Спб., 2006.
54. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2000.
55. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст - СПб: Речь, 2011.
56. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М., 2013.
57. Синицкий В.Н. Депрессивные состояния. - Киев, 1986.
58. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте. - М., Воронеж. - 1998.
59. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1998.
60. Справочник по неврологии детского возраста/ Под ред. Лебедева Б.В., М.: Медицина, 1995.
61. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы (1959). - М., 1998.
62. Трошин В.Д. и др. Клинические варианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста. Ранняя диагностика и реабилитация//Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста. - Ташкент, 1984.
63. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных психологических исследований на компьютере. - М., 2008.
64. Фрайследер Ф.Й., Тротт Г.Э. Дифференциальная диагностика депрессивных расстройств в детском и подростковом возрасте. // Социальная и клиническая психиатрия. 1994, №2.
65. Фурман Э. Некоторые трудности депрессии и суицидальных тенденций у детей. Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003, №1.
66. Халецкая О.В., Трошин В.Д. Минимальная мозговая дисфункция мозга в детском возрасте. - Н. Новгород, 1995.
67. Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Полкунова Е.В. Семейные факторы депрессии. Вопросы психологии. 2005, №6, С.63 - 71.
68. Холмогорова А.Б. Общая патопсихология – Москва, 2010, С.- 464 (т.1).
69. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. - С., 1997. - 58с.
70. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей.- Самара. - 2008.
71. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. - Спб., 2000.
72. Beck А.Т., Emery G., Greenberg R.L. Anxiety disorders and phobias: a cognitive perspective. N.Y., Basic Books, 1985.
73. Clark L. The anxiety and depressive disorders: Descriptive psychopathology and differential diagnosis. - In: P Kendall and D. Watson (Eds), Anxiety and depression: Distinctive and overlapping features. - San Diego, 1989.
74. Conners.C.K. Manual for the Commers Rating Scales. - N.Y. 1997.
75. Dorkey M. Contyinuate Study of Anxiety Reaction in young Children by Means of Projective Techniks/M. Dorkey , F.Amen//Gen.Psych.Monogr.- 1947.
76. Kendler K., Neale М., Kessler R., Heath A., Eaves L. Major depression and generalized anxiety disorders: Some genes, (partly) different environment? - J. Archives of General Psychiatry, 1992, Vol. 49.