Введение
Глава 1 Теоретические аспекты коррекции эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития посредством музыкальных игр
1.1 Теоретический анализ понятия эмоционально-волевой сферы в научных исследованиях
1.2 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.3 Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.4 Основные средства и методы коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Глава 2 Практическое исследование коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством музыкальных игр
2.1 Организация практического исследования и методы изучения эмоционально-волевой сферы
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития
2.3 Система занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством музыкальных игр
2.4 Эффективность коррекции эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития
Заключение
Библиографический список
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Вопрос развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития занимает важное место. Нельзя игнорировать тот факт, что развитие эмоционально-волевой сферы является основой дальнейшего развития ребенка, так как именно сформированная эмоционально-волевая сфера способствует полноценному психическому развитию. В исследованиях отмечено, что у значительной части детей с задержкой психического развития наблюдаются различные нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются как неустойчивость и противоречивость эмоциональных процессов. Которые привозят к трудностям в адаптации и интеграции детей в обществе, а также влияют на дальнейшее интеллектуальное созревание ребенка. Детям с задержкой психического развития свойственен органический инфантилизм. Им трудно дается овладение собственными эмоциями, а также их дифференциация. При затруднениях в процессе решения повседневных, рабочих и учебных задач, дети с задержкой психического развития проявляют ярко окрашенные негативные эмоции чаще, чем их сверстники с условно нормативным развитием. На фоне низкого уровня функции самоконтроля, чаще детей в норме реагируют аффектами, а выполнение различных задач требует больших затрат эмоций и энергии, вследствие чего появляется повышенная утомляемость и пониженная работоспособность. Это подчеркивает необходимость совершенствования эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста.
Несмотря на ряд работ, посвященных изучению психологических проблем детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, малоизученными остаются психологические характеристики их индивидуальных эмоциональных проявлений, а также недостаточно разработаны пути, средства и методы развития эмоционально-волевой сферы. Это связано с неоднородностью группы детей с задержкой психического развития, в том числе и сформированности волевых качеств, эмоций и чувств, что определяет необходимость выбора и обоснования методов развития эмоционально-волевой сферы изучаемого контингента.
Цель исследования: изучить эффективность применения музыкальных игр в коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: музыкальные игры как средство коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия эмоционально-волевой сферы в научных исследованиях.
2. Теоретически обосновать использование музыкальных игр в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Провести диагностику эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
4. Реализовать систему занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством музыкальных игр и выявить ее эффективность
Гипотеза исследования: музыкальные игры оказывают положительное влияние на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, способствуя: улучшению понимания и распознавания своих и чужих эмоциональных состояний, развитию эмоционально-волевых качеств, эмоциональной устойчивости, саморегуляции, контроля над эмоциями.
Теоретической основой исследования явились работы, посвященные особенностям эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития: Р. М. Асламбекова, Т. А. Власова, Л. С. Выготский, Н. А. Деревянкина, Е. В. Кобозева, Г. Ю. Колесникова, Л. В. Летфуллина, М. А. Ломакина, Д. А. Петров, Д. А. Пилявская, А. С. Распопова, Е. Д. Сафонова, С. Ш. Умхаева, Д. А. Фомина и другие. Также в исследовании использовались работы, посвященные коррекции эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития: Т. М. Васильевой, А. Н. Ветчинкиной, З. Д. Геримсултановой, А. А. Зиндяевой, Г. А. Казановой, К. В. Першковой, Е. С. Печалиной, Е. А. Шароновой, Л. А. Шленовой и других.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация.
2. Эмпирические методы: практическое обследование, посредством тестирования; количественный и качественный анализ результатов.
3. Методы математической статистики: методы описательной статистики, Т-критерий Вилкоксона.
Методики исследования: методика «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотова); Методика изучения особенностей эмоционально-волевой сферы (Л. Ф. Фатихова, А. А. Харисова).
Практическая значимость работы заключается в создании и внедрение в практику психолого-педагогической работы детского сада системы занятий с использованием музыкальных игр для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
База исследования: «Детский сад № 6 комбинированного вида» г. Горно-Алтайска. Выборка 16 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, из них 10 девочек и 6 мальчиков.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.