Введение
Глава 1. Теоретико-методологическое рассмотрение нравственных принципов деловых отношений.
1.1. Сущность этики деловых отношений
1.2. Основные принципы этики деловых отношений
1.3. Этические проблемы деловых отношений
Глава 2. Анализ соблюдения нравственных принципов на примере переговоров
Заключение
Список литературы
Деловые отношения – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение определенной цели, конкретных задач. Специфической особенностью деловых отношений является регламентированность, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Этические нормы, в которых выражены представления человека о добре и зле, о справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков, выступают одним из главных регуляторов отношений между людьми. Для каждого общества существует система общепринятых норм, правил, определяющих степень этичности поведения человека в общении. От знания этих норм, умения и навыков их применения зависит успех общения.
Этике деловых отношений уделяется в последнее время все большее внимание. Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственно выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так организации в целом.
Цель работы – изучить нравственные принципы деловых отношений.
Задачи работы:
1. Изучить сущность и принципы этики деловых отношений
2. Рассмотреть основные этические проблемы деловых отношений
3. Проанализировать соблюдение нравственных принципов на примере переговоров.
1.3. Этические проблемы деловых отношений
К важнейшим «вечным» моральным дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых отношений, можно отнести следующие:
– соотношение целей и средств их достижения;
– соотношение личных и общественных интересов;
– выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом;
– соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решений.
В современных условиях на макроуровне ключевые этические проблемы деловых отношений возникают в следующих областях:
– отношения между организациями;
– отношения между организациями и государством;
– отношения между организациями-производителями и потребителями;
– отношения между организациями и владельцами (инвесторами);
– отношения между организациями и местными сообществами;
– отношения между организациями и окружающей средой.
Между организациями, действующими в одной и той же сфере, неизбежна конкуренция, в процессе которой обязательно встает вопрос о выборе средств победы над конкурентом, в том числе и таких, как уменьшение цены продукции даже ниже ее уровня себестоимости, в том числе за счет падения заработной платы для снижения себестоимости и т.д. Экономические меры имеют, однако, оборотную — моральную — сторону: до какой степени конкуренция может продолжаться, не нарушая моральных норм и принципов, принятых в обществе.
К настоящему времени сложилось несколько концепций, относящихся к проблеме взаимоотношения организаций и государства, организаций и общества в целом. В соответствии с неоконсервативной концепцией, основывающейся на классических буржуазно-индивидуалистических взглядах, недопустимо вмешательство в дела организации со стороны как государства, так и общества. Считается, что организация, максимально использующая предоставленную свободу, будет получать более высокую прибыль и тем самым приносить пользу обществу (в виде большего дохода держателей акций, повышения заработной платы наемным работникам, а также в виде благотворительности). Представители второй, более популярной концепции, утверждают, что организация является частью общественной структуры и в качестве общественного института не только должна испытывать влияние со стороны общества и государства, но и регулироваться и контролироваться как «снизу», так и «сверху». Снизу – членами общества при помощи формирования общественного мнения по поводу оценки деятельности организации и качества ее продукции. Сверху – специальными государственными структурами и законами, прежде всего, по таким направлениям, как регулирование деятельности организаций в целях обеспечения эффективности экономики; регулирование отношений организаций-производителей и потребителей; регулирование действий организаций в отношении окружающей среды. При этом путем лоббирования организации стремятся (и небезуспешно) влиять на политику, проводимую государством. С обеих сторон прослеживается тенденция моральной оценки своих действий с точки зрения положительного результата, однако в понятие положительного результата стороны вкладывают различное содержание.
1. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика. – 2002.
2. Ермолаева С. Г. Этика деловых отношений. – Учебное электронное текстовое издание. – Екатеринбург – УГТУ−УПИ. – 2006.
3. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. – М. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». – 2004.
4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко – М.: ЮНИТИ. – 2006.
5. Узерина М.С. Этика делового общения: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ. – 2004.
6. Энциклопедия делового этикета / Сост. О.И. Максименко.– М.: – ООО «Из-во АСТ»: ООО «Из-во Астрель». – 2001.