Введение. 5
- Глава. Теоретические основы исследования взаимосвязи личностных особенностей родителей и стиля воспитания ребенка в семье. 9
1.1. Подходы к изучению стиля родительского воспитания в психологии. 9
1.2. Роль личностных особенностей родителей в формировании стиля воспитания ребёнка 20
1.3. Проблема взаимосвязи личностных особенностей родителей и стилей воспитания ребенка в психологических исследованиях. 24
Выводы по первой главе. 27
- Глава. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей родителей и стиля воспитания ребёнка в семье. 29
2.1. Организация и методы эмпирического исследования. 29
2.2. Характеристика выборки исследования. 33
2.3. Анализ результатов исследования взаимосвязи личностных особенностей родителей и стиля воспитания ребёнка 35
2.4. Практические рекомендации по психологическому консультированию родителей по вопросам стиля воспитания ребенка. 42
Выводы по второй главе. 46
Заключение. 48
Список использованных источников. 50
Приложения
В современную эпоху количество исследований детско-родительских отношений и развития детства быстро росло. Исследования в основном основаны на практике воспитания, развитии и взрослении детей. Многие исследования показывают, что умственные и физические стимулы, такие как развитие когнитивных способностей, языка, социальных эмоций и детских двигательных навыков, у младенцев и детей младшего возраста очень трудно развить. Более высокая успеваемость, доход и социально-экономическое развитие определяют рост ребенка.
Воспитание - это процесс поддержки и стимулирования физического, эмоционального, умственного и социального развития ребенка. Качество инструкций, анимация, когнитивная стимуляция, физический уход, синхронность между родителями и детьми, чувствительность и позитивная отзывчивость являются аспектами воспитания и взаимосвязаны с когнитивным развитием ребенка. В основном исследования сосредоточены на повышении родительской поддержки и ответственности за развитие когнитивных способностей детей, обеспечивая таким образом чувствительное воздействие ухода на когнитивное развитие детей.
Родительское воспитание предлагает поддержку и заботу ребенку в болезненных или стрессовых ситуациях и придает уверенности, когда ребенок находится в спокойных или ненапряженных условиях. Чуткое воспитание с маленькими детьми создает для них эмоциональный климат. Поддерживающее и чуткое воспитание обеспечивает детям безопасность и уверенность.
Самодостаточная поддержка и чувствительность, заботливый характер приводят к раннему созреванию мозга и когнитивному развитию у детей. Чувствительное воспитание показывает аффективное и поведенческое развитие детей. Оно характеризуется отзывчивостью, позитивным поощрением за что-либо, одобрением или благодарностью, стимуляцией и задержкой. Здоровье, поведение, развитие и стиль воспитания детей всегда являются причиной беспокойства для каждого родителя. В таких случаях для решения этой проблемы требуется профессиональная помощь. Это связано с семейным уходом, поддержкой молодежи и родителей, а также с психическим здоровьем детей. Средства массовой информации используются исключительно для повышения осведомленности родителей. Это улучшает родительские навыки и уменьшает депрессию, тревогу и стресс. Также это помогает родителям совершенствовать навыки отношений родитель-ребенок и поддерживает их в интересах здоровья и благополучия ребенка. Это исследование в первую очередь сосредоточено на стилях воспитания, познании ребенка и концепции воспитания.
Стили воспитания состоят из совокупности родительских моделей поведения, убеждений и установок, проявляющихся в различных взаимодействиях родителей и детей, и, следовательно, специфических форм родительского поведения, которые родители используют для социализации своего ребенка. Баумринд разработала популярную теорию стилей воспитания, в которой она выделила три различных стиля воспитания, которые в основном используются в литературе. Позже (в 1980–х годах) к ее теории был добавлен четвертый пункт. Структура стилей воспитания включает в себя отдельные категории воспитания, которые вытекают из двух аспектов взаимодействия: (1) родительский контроль и (2) родительская теплота. Авторитетные родители добры и общительны, но они также осуществляют соответствующий контроль. Авторитарные родители осуществляют контроль, но им не хватает теплоты, в то время как попустительские родители проявляют теплоту, но не осуществляют контроль). Наконец, родители с недостатком теплоты и контроля ведут себя небрежно. Некоторые исследователи определяют стили воспитания как специфические формы межличностного родительского поведения или характеристики, влияющие на развитие ребенка. Чувствительность, отзывчивость, аффект, взаимность, негативизм, вовлеченность, жесткая дисциплина.
Объект исследования: стили родительского воспитания.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных особенностей родителей и стиля воспитания ребенка в семье.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между личностными особенностями родителей и стилем воспитания ребенка в семье.
Цель исследования: определение взаимосвязи между личностными особенностями родителей и стилем воспитания, применяемым ими в отношении своих детей.
Задачи исследования:
- Рассмотреть подходы к изучению стиля родительского воспитания в психологии
- Проанализировать роль личностных особенностей родителей в формировании стиля воспитания ребёнка
- Выявить проблемы взаимосвязи личностных особенностей родителей и стилей воспитания ребенка в психологических исследованиях
- Рассмотреть организацию и методы эмпирического исследования
- Дать характеристику выборки исследования
- Проанализировать результаты исследования взаимосвязи личностных особенностей родителей и стиля воспитания ребёнка
- Предложить практические рекомендации по психологическому консультированию родителей по вопросам стиля воспитания ребенка
Методология исследования: основой исследования выступили научные труды таких авторов, как Я.П. Королева; О.О. Русеева; Н.С. Павленко; А.В. Конищева; А.С. Волошина; Т.В. Бондаренко; Д.Д. Барабанов; О.Н. Рычкова.