Введение
Глава 1. Организационно-правовые основы подготовки и оформления договора туристского обслуживания
1.1. Этапы создания договора туристского обслуживания
1.2. Существенные условия договора оказания услуг по туристскому обслуживанию
Глава 2. Особенности оформления и заключения договора туристского обслуживания
2.1. Характеристика субъектов договора оказания услуг по туристскому обслуживанию
2.2. Особенности ответственности сторон в договоре туристского обслуживания
Заключение
Список использованной литературы
На сегодняшний день, государство уделяет внимание развитию туризма, расширению международного сотрудничества в этой области. Действующее законодательство России регулирует отношения, связанные с обеспечением и защитой прав и интересов туристов. Договор по туристскому обслуживанию занимает одно из центральных мест в туризме, в том числе международном. В отличие от неорганизованной туристской поездки, регламентируемой множеством разнообразных гражданско-правовых договоров, заключаемых туристом с исполнителями отдельных услуг, для осуществления организованной туристской поездки достаточно заключения одного договора по туристскому обслуживанию с лицом, которое принимает на себя обязательство по предоставлению туристского обслуживания.
Договор по туристскому обслуживанию не имеет общепринятого наименования в международной практике и торговле. Единственным международным правовым актом, содержащим унифицированные нормы, посвященные рассматриваемому договору, является Международная конвенция по контракту на путешествие, принятая в 1970 году, но не вступившая в силу. Несмотря на это, ее положения представляют интерес для исследователей, занимающихся правовыми вопросами международного туризма. В Конвенции используется понятие «организованный контракт на путешествие», которое означает любой контракт, в соответствии с которым одно лицо, выступающее от своего имени, обязуется предоставить другому лицу комплекс услуг за общую цену. В некоторых законодательных актах договор между туристом и организатором путешествия не имеет определенного названия. Например, в Директиве Евросоюза о комплексных турах от 13.06.1990 N 90/314 EEC лишь указывается на контракт, связывающий потребителя с организатором путешествия и (или) продавцом .
В отечественном законодательстве встречается две модели договора, связанных с обслуживанием туристов. Так, в п. 2 ст. 779 Гражданского кодекса РФ содержится упоминание договора по туристическому обслуживанию; в п. 3 ст. 1212 ГК РФ речь также идет о договоре в сфере туристического обслуживания. В Федеральном законе от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности» (Закон о турдеятельности) используется конструкция договора розничной купли-продажи туристского продукта. Различия между этими нормами ГК РФ и Закона о турдеятельности долгое время служили основанием для дискуссии в отечественной юридической науке о приоритете между указанными актами и, как следствие, о правовой природе рассматриваемого договора.
Выбранная тема весьма актуальная в современных условиях, когда закладываются основы правового государства и проводятся реформы во всех сферах жизни. Актуальность темы исследования содержит положения и доводы в пользу научной и прикладной значимости выполненной работы.
Итак, целью настоящей работы является анализ процесса подготовки, оформления и структуры договора туристского обслуживания.
Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):
- Изучить этапы создания договора туристского обслуживания;
- Дать определение существенных условий договора оказания услуг по туристскому обслуживанию;
- Исследовать проблему определения субъектного состава договора оказания услуг по туристскому обслуживанию;
- Проанализировать обязательность включения в договор туристского обслуживания положений о взаимной ответственности сторон.
Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых. В процессе выполнения работы был проведен анализ действующего гражданского законодательства, изучены работы отечественных ученых, а также публикации в научных изданиях и периодической печати, освещающие проблемные нетипичные вопросы, возникающие при изучении данной темы.
Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический, системный, статистический), общелогических методов теоретического анализа, частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).
Объект исследования включает в себя систему закономерностей, связей, отношений, проблем, видов деятельности, законодательных пробелов и предложений по совершенствованию, область научных исследований в сфере подготовки и оформления договора туристского обслуживания.
Предмет исследования составляет комплекс процессуальных, правовых проблем, связанных с характером настоящего исследования. Это сторона, аспект или точка зрения, с которой изучается объект, своего рода границы, в пределах которых изучается объект. Сформулированные выводы и рекомендации могут стать полезными для совершенствования действующего законодательства в области криминалистических исследований, практики его применения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
В первой главе рассматриваются организационно-правовые основы подготовки и оформления договора туристского обслуживания. Вторая же глава посвящена особенностям оформления и заключения договора туристского обслуживания.
Глава 1. Организационно-правовые основы подготовки и оформления договора туристского обслуживания
1.1. Этапы создания договора туристского обслуживания
Одним из главных признаков, по которым можно определить уровень благонадежности турфирмы, является грамотно, полно и равноправно составленный договор об оказании туристских услуг, который фирма предлагает заключить с туристом, и способность турфирмы учитывать при его заключении предложения самого туриста, если какие-то положения в нем его не устраивают. Именно договор отражает истинное лицо фирмы, ее имидж, профессионализм, уважение (или неуважение) к клиенту. Лицами, заключающими договор, с одной стороны, является туроператор (турагент), с другой - потребитель. Первый – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже туристского продукта.
В соответствии с ФЗ ТД предоставление туристских услуг осуществляется на основе договора розничной купли-продажи туристского продукта. Вместе с тем данное положение указанного Закона противоречит п. 2 ст. 779 ГК и в целом гл. 39 ГК, в соответствии с которыми услуги по туристическому обслуживанию должны оказываться по договору возмездного оказания услуг, а не по договору розничной купли-продажи туристского продукта. Предполагается логичным при туристическом обслуживании заключать именно договор возмездного оказания туристических услуг, однако окончательную точку в этом споре должна поставить судебная практика. В соответствии со ст. 10 ФЗ ТД договор должен иметь письменную форму. Несоблюдение письменной формы договора в соответствии со ст. 162 ГК лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение договора и его условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и иные доказательства. В качестве письменного доказательства могут выступать туристская путевка и туристский ваучер.
Он заключается путем составления одного документа, подписанного сторонами, в двух экземплярах, каждый из которых имеет равную юридическую силу. При этом следует обратить внимание на то, что особенностью формы данного договора является то, что неотъемлемой частью договора является туристическая путевка . В ней указываются конкретные условия путешествия и розничная цена туристского продукта. Путевка выдается на руки туристу, и до момента ее передачи потребителю договор считается незаключенным.
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ) // СПС Гарант
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 9; 1997. N 5.
3. Решение Хамовнического межмуниципального суда N 2-290 от 11 марта 1997 года, председательствующий по делу судья Черешнев Е.И. // СПС Консультант плюс «Судебная практика»
4. Директива Европейского союза от 13 июня 1990 г. «О комплексном туризме, комплексном отдыхе и комплексных турах» (N 90/314/EEC, Люксембург) // Международное законодательство. 2005. № 12. – 370 с.
5. Авдеев В.В. Туристические услуги: Турагентская деятельность через посреднический договор // Адвокат. 2011. № 2. 23 - 33 с.
6. Бобков М.А. О страховании гражданской ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (международный и зарубежный опыт) // Эксперт. 2011. № 2. 45 - 67 с.
7. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая. Общие положения. 2-е изд. М., 2009. – 790 с.
8. Витрянский В.В. Существенные условия договора в отечественной цивилистике и правоприменительной практике // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2002. N 5 - 6. 21– 44 с.
9. Вольвач Я.В. Существенные условия договора оказания услуг по туристскому обслуживанию // Эксперт. 2011. № 4. 53 – 58 с.
10. Гражданское право. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2007. – 403 с.
11. Гражданское право: Учеб.: В 3-х т. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2005. Т. 1. – 630 с.
12. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. 2. М., 2007. – 549 с.
13. Дергачев С.А. Договор оказания туристических услуг и соглашение о подсудности: вопрос допустимости // Бизнес и право. 2011. № 17. 56 - 63 с.
14. Международный туризм: правовые акты / Сост. Н.И. Волошин. М., 2012. – 590 с.
15. Писаревский Е.Л. Туристская деятельность: Проблемы правового регулирования. Владивосток, 2009. – 190 с.
16. Пономарева В.В. В помощь туристу // Каникулы Бонифация. 2010. № 1. – 38 с.
17. Садиков О.Н., Мякинина А.В. Гражданско-правовая ответственность туристической фирмы перед туристом // Законодательство и экономика. 2004. N 2. 78 – 88 с.
18. Сергеев В. Договор об оказании международных туристских услуг // Хозяйство и право. 2008. N 7. 54 – 55 с.
19. Сергеев В. Договор об оказании международных туристских услуг: теоретические проблемы и практические аспекты правоотношений туриста и туристской фирмы в процессе заключения договора // Домашний адвокат. 2006. N 17. 29 – 40 с.
20. Сирик Н.В. Субъекты договора оказания туристских услуг // Туризм: право и экономика. 2011. N 3. 16 – 18 с.
21. Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав. М.: Статут, 2005. – 320 с.