Курсовая работа|Социальная работа

Курсовая Практика работы муниципальной библиотеки по организации семейного досуга

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2014 | Страниц: 32

Введение

1 Семья как социокультурный институт

1.1 Социально-педагогический потенциал семьи

1.2 Социально-культурный потенциал семьи

2 Роль и значение библиотеки в сфере семейного досуга

2.1 Формы организации социокультурного семейного досуга

2.2 Библиотека как центр организации семейного досуга

3 Исследование деятельности библиотеки им. Г. Щукина по организации семейного досуга

3.1 Характеристика библиотеки им. Г. Щукина

3.2 Особенности организации семейного досуга в библиотеке

Заключение

Список использованных источников

Россия ХХI века твердо встала на позицию, исходящую из того, что высшей ценностью здорового общества является человек, его интересы, потребности и благополучие. Для демократического государства важен любой социальный институт, любой коллектив, но наиважнейшим, базисным сегодня, безусловно, является семья. Именно в этом сообществе происходит реальное развитие и функционирование личности. В этой связи центр формирования культуры объективно перемещается из школы и трудового коллектива в семью. Однако, для того, чтобы это не осталось лозунгом ныне необходимо, чтобы семья могла на практике реально осуществлять свои социальные функции. В отличие от сферы экономики, политики, образования, на семью нельзя оказывать прямое, административное воздействие. Семья - ячейка социума, от уровня культуры которой во многом зависит духовное богатство и благополучие общества, его способность формировать креативную личность информационной эпохи; преодолеть социальную пассивность, демографический кризис, алкоголизм, наркоманию; утвердить в людях ценности гуманизма и толерантности; раскрыть им созидательный и эстетический потенциал общения с природой, спорта, искусства, чтения, активного досуга.

Значительный педагогический потенциал оптимизации семейного досуга содержит социально-культурная деятельность, в которой значительное место занимает художественное творчество, сочетающее отдых, личностное развитие и эстетическое воспитание. Востребованность досугового художественного творчества позволит повысить эффективность нравственного развития ребенка, сформировать моральный климат в семье, обеспечивающий пси¬хологический комфорт, защиту и гармоничное развитие личности.

Своевременность исследования социально-культурной деятельности как средства повышения досуговой культуры семьи определяется острыми проблемами, которые переживает данный социальный институт, логикой развития педагогики досуга, а также креативным потенциалом социально-культурной деятельности. Реализация педагогических ресурсов социально-культурной деятельности чрезвычайно актуальна в условиях трансформации российского общества, а также в контексте современных тенденций развития педагогического знания.

Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена противоречием между значительным педагогическим потенциалом социально-культурной деятельности и мерой его востребованности в структуре досуговой деятельности современной семьи.

Цель данной работы – изучить практику работы муниципальной библиотеки по организации семейного досуга.

Задачи:

- рассмотреть семью как социокультурный институт;

- выявить возможности муниципальных библиотек по организации семейного досуга;

- провести исследование работы муниципальной библиотеки по организации семейного досуга.

Объектом исследования послужила современная семья в условиях досуга.

Предметом исследования явилась работа муниципальной библиотеки по организации семейного досуга.

Базой исследования явилась библиотека им. Г.Щукина (г. Красноярск), где сложились культуросозидающие традиции эстетизации семейного досуга.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы семьи и ее нравственно-воспитательного потенциала были предметом научного анализа в течение многих веков. Социально-педагогические и психологические аспекты взаимодействия семьи и учреждений социально-культурной сферы отражены в исследованиях Т.П.Гавриловой, В.И.Загвязинского, P.M.Капраловой, С.В.Ковалёва, B.C.Кузина, А.В.Мудрика, М.М. Поташник, Л.Б.Орлова, Л.С.Спиваковской, С.Н. Токаревой.

Существенный вклад в разработку общих проблем социально-культурной деятельности и ее роли в формировании культуры семейного досуга внесли М.А.Ариарский, Г.М.Бирженюк, И.М.Болотников, А.Ф.Воловик, В.А.Воловик, А.Д.Жарков, А.С.Запесоцкий, Т.Г.Киселева, Ю.Н.Кротова, А.П.Марков, В.Н.Орлов, В.Е.Новаторов, И.А.Новикова, Э.В.Соколов, Ю.А.Стрельцов, А.А.Сукало, В.Е.Триодин, Н.Н.Ярошенко и другие российские ученые.

Перечень работ, способствовавших научному осмыслению нравственно-эстетического потенциала семьи и условий его реализации, как показывает анализ, весьма обширен. Однако при всей широте и многообразии теоретического анализа и эмпирической фактографии духовного мира современной семьи ряд аспектов этой проблемы остаются еще за пределами педагогики и смежных наук. И наиболее остро сегодня стоит вопрос обоснования эффективной методики использования сферы свободного времени для формирования культуры семейных отношений средствами муниципальной библиотеки.

Методология исследования вытекала из восприятия семьи как ведущего звена общественного развития, в рамках которой предопределяется духовный мир общества. Теоретическую основу исследования составила концепция досуга как фактора, интегрирующего рекреацию с физическим и духовным развитием личности, оказывающего существенное влияние на нравственно-психологическую атмосферу в семье (М.А.Ариарский, Г.М.Бирженюк, А.П.Марков, Б.А.Титов, В.Е.Триодин и др.).

Научная новизна и значимость исследования заключается в обосновании культуросозидающего потенциала семейного досуга как средства духовно-интеллектуального наполнения и эстетизации свободного времяпрепровождения членов семьи, вовлечения их в процесс просвещения посредством муниципальных библиотек.

1 Семья как социокультурный институт

1.1 Социально-педагогический потенциал семьи

Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица. Семья, в лоне которой человек проводит значительную часть своей жизни, играет исключительно важную роль. Поэтому далеко не случайно она стала объектом исследования специалистов различных наук. Философия и социология, психология и педагогика, право, медицина и другие науки имеют «свой» интерес в изучении семьи, «свой» предмет исследования.

Семья – один из древнейших институтов человеческого общества. Она прошла долгий и сложный путь развития: от совместного проживания родом, племенем к большой семье, вмещавшей несколько поколений под одной крышей, а позднее к нуклеарной семье, состоящей лишь из родителей и детей.

Для каждого исторического периода свойственны свои формы, обоснования и отношения к семье и браку, которые претерпевали в процессе исторического развития множество метаморфоз. Однако, это обстоятельство не свидетельствует о том, что в прошлом институт брака обладал какими-то особыми достоинствами или недостатками, которые утрачены сегодня. Брачный союз в прежние годы с юридической точки зрения выглядел намного серьезнее, чем в настоящее время.

Все современные исследователи признают, что современное постиндустриальное общество поставило семью в новую ситуацию, и этому институту предстоит адаптироваться к среде, отличной от той, в которой она существовала последние столетия. В настоящее время семья подверглась серьезным изменениям – трансформировались ее принципы, структура, усложнились задачи и функции, видоизменилась типология, усилились деструктивные процессы, появились новые ориентации на семейный образ жизни. Социально-экономические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых психологические проблем, которые отразились на системе семейных взаимоотношений, на жизнедеятельности семьи, процессе семейного воспитания, а значит, затрагивают и интересы детей. И, поскольку, научно-технический прогресс будет продолжать свое поступательное движение, можно со всей определенностью предполагать дальнейшую трансформацию общественных отношений и их атомарной составляющей – семьи.

Российскую семью не могли не затронуть явления, характерные для всего индустриально развитого мира. Она, как и любой общественный организм, развивается и видоизменяется вместе с обществом, по-своему реагируя на вызов времени, отвечая на общественные потребности и формируя их. Сегодня, по истечении ряда лет реформирования страны, можно констатировать, что переход России к новым экономическим условиям происходит, к сожалению, без четкой концептуальной программы, которая учитывала бы синхронность изменения общества в целом и его социальных институтов. В результате несогласованности в планировании реформ, неучета их последствий смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходит не поэтапно, а стихийно. Это вызывает естественную растерянность большинства семей, озабоченных поиском своего места в новой рыночной системе.

1. Бубнов, В Л. Досуговая деятельность библиотек Воронежской области [Электронный ресурс]. / В.Л.Бубнов, Н.В.Бубнова. – Режим доступа: http://vladimirbubnov.narod.ru/dosug.html – Загл. с экрана.

2. Воробьева, И. В. Социально-культурная деятельность: учеб.-метод. комплекс для студентов вузов / И. В. Воробьева. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2010. – 105 с.

3. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебник / Е.И.Григорьева. – Тамбов: ТГУ им. Державина, 2006. – 284 с.

4. Гринько, В. В. Место и роль учреждений культуры в организации семейного общения и досуга: Нижегородский опыт / В. В. Гринько // Восточный свет. – 2008. – № 4. – С. 101–104.

5. Домаренко, Е. В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки / Е. В. Домаренко. – М. Либерия-Бибинформ, 2006. – 80 с.

6. Жаркова, Л.С. Методика организации работы библиотеки в сфере социально-культурной деятельности: научно-практическое пособие / Л.С. Жаркова. – М.: Литера, 2009. – 111 с.

7. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – М МГУКИ, 2004 – 539 с.

8. Лаврецова, С. В. Пути реализации культуросозидающего потенциала досуга / С. В. Лаврецова. – СПб., 2004. – 86 с.

9. Лаврецова, С. В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Лаврецова Светлана Васильевна. – СПб, 2007. – 19 с.

10. Научно-методическая деятельность региональных детских библиотек в поддержку чтения. – М.: Российская государственная детская библиотека, 2003. – 64 с.

11. Пискунова, И. А. Современные досуговые тенденции, типы и факторы, определяющие досуг / И. А. Пискунова, Т. И. Черняева // Вестн. Сарат. гос. тех. ун-та. – 2006. – № 3. – С. 162-168.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 27 стр.
Курсовая Технология социальной работы с пожилыми людьми
diplomstud
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 29 стр.
Курсовая Работа социального педагога с семьями «группы риска»
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2017 год 39 стр.
Курсовая Социальная профилактика отклоняющегося поведения детей
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское