Введение
1 Теоретические аспекты товародвижения и сбыта на предприятии
1.1 Понятие товародвижения и сбыта
1.2 Роль сбыта на предприятии
1.3 Каналы сбыта предприятия
2 Анализ товародвижения и сбыта в ОАО СПК «Нива Кубани»
2.1 Общий анализ предприятия
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей предприятия
2.3 Анализ товародвижения и сбыта продукции в ОАО СПК «Нива Кубани»
3 Основные направления совершенствования сбыта на предприятии
3.1 Выявление проблем ОАО СПК «Нива Кубани»
3.2 Пути улучшения сбыта продукции в ОАО СПК «Нива Кубани»
3.3 Экономическая эффективность рекомендуемых мероприятий
Заключение
Список использованной литературы
После перехода России к рыночной экономике сельское хозяйство страны пришло в упадок. Большинство сельскохозяйственных предприятий оказалось не в состоянии приспособиться к выживанию в сложившихся жестких экономических условиях. Адаптируясь к сформировавшимся условиям, многие сельскохозяйственные предприятия ограничились сменой организационно-правовой формы и названия предприятия, не изменяя при этом сложившейся производственной структуры и структуры аппарата управления, даже если они явно неэффективны в современной ситуации. Одним из важнейших элементов выживания и успеха в сложившихся экономических условиях является маркетинг.
Рыночные отношения в АПК требуют формирования адекватного рынку механизма управления, включающего совокупность всех методов управления. Важным направлением более эффективного использования экономических и организационных методов управления в рыночных условиях является маркетинг, на основе которого формируется и развивается аграрный рынок, осуществляется производственно-сбытовая деятельность агропромышленных предприятий с ориентацией на потребителя.
Маркетинг – это процесс создания и воспроизводства спроса конечных потребителей на конкретные товары и услуги с целью получения прибыли; действия по удовлетворению нужд клиентов посредством товара (услуги) и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и, наконец, потреблением этого товара.
Основоположниками науки маркетинга считаются Филипп Котлер, Лестер Вундерман, из отечественных специалистов можно выделить исследования таких ученых, как Кретов И.И., Соловьев Б.А., Романов А.Е., Кузнецов В.В.
Являясь действенным инструментом решения рыночных проблем, что доказано мировой практикой, маркетинг в АПК используется недостаточно.
Целью данной работы является рассмотрение товародвижения и сбыта на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- рассмотрение теоретических аспектов товародвижения и сбыта на предприятии, в том числе основных понятий товародвижения, целей и задач, а также основных понятий сбыта продукции и каналов сбыта продукции;
- проведение анализа товародвижения и сбыта на предприятии на примере ОАО СПК «Нива Кубани», в том числе анализ общей характеристики предприятия, а также товародвижения и сбыта продукции на исследуемом предприятии;
- предложение направлений совершенствования сбыта на предприятии, в том числе путей улучшения товародвижения и сбыта, а также расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования является ОАО СПК «Нива Кубани», предметом исследования – товародвижение предприятия и сбыт продукции.
1 Теоретические аспекты товародвижения и сбыта на предприятии
1.1 Понятие товародвижения и сбыта
Система, которая обеспечивает доставку товара к местам продажи или к местам производственного назначения в точно определенное время с целью удовлетворения нужд потребителей и с минимальными издержками для производителя, называется системой товародвижения.
К элементам внутренней среды товародвижения относятся [18, с. 210]:
- контроль сырья, запасных частей и готовой продукции, полученных от поставщиков и отправляемых на склады предприятия;
- обработка заказов покупателей;
- подбор товаров для реализации и формирование оптимальных с транспортной точки зрения партий;
- упаковка, маркировка в соответствии с требованиями транспортных служб;
- оформление сопроводительных документов (товарно-транспортные накладные, спецификации, сертификаты, упаковочные листы и т.п.); отгрузка и контроль за движением груза.
К элементам внешней среды товародвижения относятся:
- транспортные предприятия, обеспечивающие перевозку товара;
- посредники и их склады;
- сбытовая сеть (магазины, ларьки и т. п.).
Взаимосвязанные элементы товародвижения, служащие для осуществления необходимых функций по закупке сырья и материалов для производственных процессов, доработке, транспортировке, складированию, фасовке, хранению, распределению, проверке качества и т.п., т.е. по продвижению конкретного товара от производителя до конечного потребителя, называются каналами товародвижения. Задача маркетолога состоит в том, чтобы найти наиболее оптимальные каналы товародвижения, т. е. способы доставки товара к месту продажи или месту потребления в установленные сроки при минимальных затратах продавца.
Минимальные затраты на каналы товародвижения обычно бывают при прямом контакте производителя и покупателя. Однако такой способ продажи далеко не всегда возможен и целесообразен. С учетом внешнеторговых сделок товаропроводящий канал можно представить в виде системы производитель — экспортер — оптовый покупатель — розничная торговля — покупатель [10, с. 101].
Существуют различные варианты оптимизации каналов товародвижения: организация представительств производителя в местах реализации товара; создание собственных товарных складов; использование посредников-оптовиков, дилеров и т. д. Участников товародвижения, кроме производителя и конечного потребителя, принято называть промежуточными звеньями канала товародвижения. К ним относятся: оптовые и розничные торговые предприятия; посредники; транспортные и страховые фирмы, банки, товарные биржи, маркетинговые организации, самостоятельные складские хозяйства и т. п.
Оптовые и розничные фирмы приобретают у поставщика товар и продают его по своему усмотрению и за свой счет. Все остальные организации - «промежуточные звенья» - обычно помогают продвижению товаров от производителя к потребителю за счет поставщиков.
Существуют две трактовки понятия сбыта – узкая, охватывающая лишь финальную его фазу – непосредственное общение продавца и покупателя по поводу купли-продажи товара, и широкая, характеризующая сбыт как распределение и движение товара от мест производства к местам реализации, а также процесс купли-продажи [9, с. 211].
Сбыт включает следующие операции: распределение; транспортировка и хранение товаров; контакты с покупателями и посредниками с целью их продажи [11, с. 58].
1. Акулич И.Л. Маркетинг: учебник. – 6-е изд. – Минск.: Выш. шк., 2009. – 511 с.
2. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга. – 2- е изд., доп. – М.: Информ-Студио, 2006. – 128 с.
3. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 736 с.
4. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Маркетинг: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2010. – 420 с.
5. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 676 с.
6. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование. Информация. Анализ. Прогноз: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 319 с.
7. Бурцев В.В. Сбытовая и маркетинговая деятельность. Типовые должностные инструкции, внутрифирменные документы. – М.: Экзамен, 2004. – 226 с.
8. Годин А.М. Маркетинг: учебник. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 651 с.
9. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник. – 3-е изд. – М.: Финпресс, 2008. – 704 с.
10. Данько Т.П. Организация и управление торговым организацией: учебник / Под ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько. – М.: Инфра-М», 2009. – 303 с.
11. Дж. О’Шонесси. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Пер. с англ; под ред. Д.О. Ямпольской. – СПб.: Питер, 2007. – 864 с.
12. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. – Минск.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2007. – 464 с.
13. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2008. – 496 с.
14. Йеннер Томас. Маркетинговое планирование. – М.: Институт прикладной психологии «Гуманитарный Центр», 2010. – 276 с.
15. Основы маркетинга / Ф. Котлер – М.: Вильямс, 2009. – 1200 с.
16. Ким С.А. Маркетинг: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 257 с.
17. Крылова Д.Г., Соколова М.И. Маркетинг. Практикум. – М.: Проспект, 2008. – 359 с.
18. Линдон Дени, Леви Жюльен, Ландреви Жак. Библия современного маркетинга. Меркатор: В 2 т. – М.: Международный центр финансово-экономического развития (МЦФЭР), 2007. – 512 с.
19. Маркетинг: учебник / Под ред. В.А. Алексунина. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 216 с.
20. Маркетинг: учебник. Под ред. Н.П. Ващекина. – 3-е изд. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2004. – 312 с.
21. Маркетинг: учеб. пособие; под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2010. – 512 с.
22. Маркетинг: учебник / А.Н. Романов [и тому подобное]. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 560 с.
23. Муравьева Н.Н. Маркетинг услуг. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 251 с.
24. Минаев Д.В. Маркетинг: игровой практикум. Деловые игры, упражнения и тесты. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 256 с.
25. Ноздрева Р.Б. Международный маркетинг: учебник. – М.: Экономисть, 2005. – 990 с.
26. Основы маркетинга: практикум / Под ред. Д.М. Дайитбегова, И.М. Синяевой. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 365 с.
27. Синяева И.М. Маркетинг: учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2011. – 384 с.
28. Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинговые коммуникации: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 323 с.
29. Соловьев Б.А. Маркетинг: учебник. – М.: Инфра-М, 2009. – 383с.
30. Строков В.А. Управление маркетингом в организации. – М.: ПКФ «Хорс-2», 2006. – 421 с.
31. Титова В.А. Маркетинг: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 448 с.
32. Томилов В.В., Песоцкая Е.В. Маркетинг в системе предпринимательства. – СПб.: Геликон Плюс, 2006. – 520 с.
33. Черняховская Т.Н. Маркетинговая деятельность организации. Теория и практика: учеб. пособие для вузов. – М.: Высшее образование, 2008. – 536 с.
34. Хандамова Э.Ф., Шумской А.С. Управление брендами в системе маркетинга на современном производственном организации: монография. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2008. – 189 с.
35. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Экономика рекламной деятельности: учеб. пособие для вузов. – 3-е изд., изм. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2010. – 493 с.