Введение
Глава 1. Теоретические проблемы исследования детско-родительских отношений
1.1. Психологическая сущность понятия «детско-родительское отношение»
1.2. Влияние материнства и отцовства на особенности взаимоотношений с детьми и подростками
1.3. Влияние юношеского возраста на особенности взаимоотношений с родителями
Глава 2. Проблема гендерных особенностей в психологии
2.1. Исследования гендера в зарубежной и отечественной психологии
2.2. Особенности проявления гендерных ролей в юношеском возрасте
Глава 3. Экспериментальное исследование гендерных особенностей взаимоотношений с родителями в юношеском возрасте
3.1. Организация и методики исследования
3.2. Сравнительный анализ гендерных особенностей взаимоотношений с родителями в юношеском возрасте
3.3. Рекомендации по формированию благоприятных взаимоотношений с родителями в юношеском возрасте
Заключение
Список литературы
Семейное воспитание является важнейшим фактором развития ребенка, воспитания нового поколения, развития общества в целом. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Сегодня проблема взаимоотношений детей и родителей активно разрабатывается такими исследователями как Е.О. Смирнова, Л.И. Вассерман, О.А. Карабанова, Б.И. Кочубей, В.Н. Дружинин, В.С. Мухина и другие. Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные, опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения, являющиеся детерминантой психического развития и процесса социализации ребенка. В настоящее время широко исследованы особенности детско-родительских отношений в раннем, младшем школьном и подростковом возрастах, но недостаточно полно изучена специфика взаимоотношений с родителями в юношеском возрасте.
Известно, что период юности называют временем «вырывания корней», некоторого дистанцирования молодежи от родителей, вынужденных с пониманием относиться к растущей эмоциональной независимости детей. Социальная ситуация «порога взрослой жизни» требует от молодого человека решения важнейших вопросов профессионального и социального самоопределения. Возрастает потребность в неформальном, нерегламентированном, доверительном общении со взрослым при определении перспектив будущего и при обсуждении волнующих моральных проблем. Юноши и девушки остро нуждаются в контакте со взрослым, более опытным человеком. Диалог старших и младших предполагает взаимоуважение, доверие и равенство. На данной возрастной стадии детско-родительские отношения перестраиваются на основе признания родителями самостоятельности и взрослости своего ребенка. При этом, взаимоотношения юношей и девушек с отцами и матерями сильно различаются по своему содержанию. Поэтому нам представляется важным актуализировать проблему детско-родительских отношений в юношеском возрасте, а также изучить гендерные особенности взаимоотношений юношей и девушек с родителями.
Объект исследования: взаимоотношения личности как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с объективной действительностью.
Предмет: особенности взаимоотношений юношей и девушек с отцами и матерями.
Цель: исследование гендерных особенностей взаимоотношений с родителями в юношеском возрасте.
В своей работе мы выдвинули следующую гипотезу – мы предполагаем наличие гендерных особенностей у юношей и девушек, влияющих на характер взаимоотношений с родителями: девушки оценивают родительское отношение более позитивно, а юноши указывают на нарушения в родительском отношении; родители при воспитании сыновей чаще демонстрируют излишнюю эмоциональную дистанцию, а при воспитании дочерей – излишне концентрируют на них внимание.
Исследование данной проблемы потребовало решения следующих задач:
1. изучить и проанализировать психолого-психологическую литературу по данной проблеме;
2. выявить гендерные особенности отношения к родителям в юношеском возрасте;
3. выявить особенности отношения отцов и матерей к своим сыновьям и дочерям в период юности;
4. провести сравнительный анализ особенностей отношения юношей и девушек к своим родителям;
5. провести сравнительный анализ особенностей отношения родителей к своим сыновьям и дочерям в период юношеского возраста;
6. разработать рекомендации, направленные на формирование благоприятных взаимоотношений с родителями в юношеском возрасте.
Теоретико-методологической основой нашего исследования стали:
– положение В.Н. Мясищева о том, что отношение представляет собой целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности;
– положение И.С. Кона о том, что семья в юношеском возрасте является важнейшим фактором социализации;
– положение В.Е. Каган о том, что гендерные особенности обусловливают специфику отношений человека с окружающим миром.
Для проведения исследования нами были использованы следующие методы:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
• эмпирические: методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла; методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина; методика «Подростки о родителях» Л.И. Вассермана; методика «Детско-отцовские отношения» С.В. Липпо и С.Т. Посохова;
• интерпретационно-описательные: количественный и качественный анализ результатов исследований с помощью методов математической статистики.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что нами проведен подробный анализ психолого-педагогической литературы по проблемам детско-родительских отношений в юношеском возрасте, а также расширены и уточнены представления о гендерных особенностях взаимоотношений с родителями в данный период.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что оно может быть использовано, в первую очередь, родителями для расширения своих знаний по вопросам взаимоотношений с детьми, а также учителями и психологами в процессе практической деятельности, а также подобран комплекс психодиагностических методик, которые позволят своевременно выявлять особенности детско-родительских отношений в юношеском возрасте.
Надежность и достоверность обеспечена опорой на методологические принципы, их непротиворечивость, использование категориального аппарата, использование методик соответствующих цели исследования, а также методов математической статистики и репрезентативностью выборки.
Апробация результатов исследования проводилась на базе СОШ № 11 г. Новосибирска в 11-х классах.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на 93 страницах, а также списка литературы из 67 источников и приложения.
Глава 1. Теоретические проблемы исследования детско-родительских отношений
1.1. Психологическая сущность понятия «детско-родительское отношение»
Российские психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.С. Мухина и другие в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители минуют один закономерный этап развития семьи за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях динамика роста и взаимоотношений во многом детерминируется особенностями родительского отношения.
1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе //Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 34
2. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком. //Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С.135
3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1989. - 256 с.
4. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М., 1968. - 312 с.
5. Андреева Т.В. Семейная психология. - СПб., 2004. - С. 18-25
6. Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций //Вопросы психологии. - 2002. - № 5. - С. 13
7. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб., 2001. - 438 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 228 с.
9. Бурлакова Н.С. Идентификация с отцовской фигурой как механизм развития самоидентичности ребенка //Семейная психология и с семейная терапия. - 2004. - № 1. - С. 27
10. Бутовская М.Л. Формирование гендерных ролей у детей. - М., 1997. - 386 с.
11. Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения. - М., 1987. - 202 с.
12. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. - М., 1998. - 198 с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1983. - Т.2.- 512 с.
14. Гапова Е.И., Усманова А.Р. Антология гендерных исследований.- СПб., 2000. - 355 с.
15. Горбатенкова Л.М. Отец и семья. - Минск, 1993. - 288 с.
16. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //СОЦИС. - 1997. - № 1. - С. 23
17. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996. - 526с.
18. Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Структурный анализ феномена отцовства //Психология зрелости и старения. - 2003. - № 4. - С. 41-45
19. Евсеенкова Ю.В. Система отношений в диаде «отец – ребенок» как фактор развития личности //Семейная психология и семейная терапия. - 2003. - № 4. - С. 32
20. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л., 1982. - 316 с.
21. Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды и лжи //Психологический журнал. - 1997. - Т.18. - № 1. - 332с.
22. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2002. - 178с.
23. Каган В.Е. Когнитивные аспекты гендерных установок //Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 15-16
24. Каган В.Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии. - Л., 1991. - 278 с.
25. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков //Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 8-10
26. Карабанова О.А. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2004. - С. 132-134, 221
27. Клецина И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии //Вопросы психологии. - 2003. - № 1. - С. 61, 66-67
28. Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии //Общественные науки и современность. - 2002. - № 3. - С. 17
29. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 1988. - 344с.
30. Коломенский Я.Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников //Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 24
31. Кон И.С. Материнство и отцовство //Семья и школа. - 1988. - № 2.
32. Кон И.С. Психология половых различий //Вопросы психологии. - 1981. - №2. - С. 49
33. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989. - С. 83-85
34. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1979. - С.120
35. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1978. - С.21
36. Коркина Н.А. Отцовство в современной семье //Семейная психология и семейная терапия. - 2003. - № 4. - С. 19-23
37. Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. - М., 1990. - 190с.
Всего 67 источников литературы