Введение
Глава 1. Сущность и методы диагностики организационной культуры
1.1 Понятие организационной культуры
1.2 Методы диагностики организационной культуры
Глава 2. Диагностика организационной культуры в ООО «Золотые руки»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Анализ существующей организационной культуры в «Золотые руки»
2.3 Рекомендации по совершенствованию организационной культуры в ООО «Золотые руки»
Заключение
Список нормативно-правовых источников и литературы
Приложение 1
Организация - сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура. Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура. В последнее время организационную культуру начинают признавать основным показателем, необходимым для правильного управления всякой компанией, фирмой, коллективом. Постепенно приходит осознание того, что, помимо изменения экономико-организационного базиса, подлинное реформирование возможно только при условии овладения организациями новой культурой, предполагающей формирование отличной от прежней системы ценностей.
В нашей же стране необходимость изучения организационной культуры начинают только осознавать. А недостаточность методической и теоретической проработки данного вопроса отечественными специалистами не дает возможность в практическом плане осуществлять управление развитием культуры организации и решать основные проблемы по ее изменению и совершенствованию.
Степень научной разработанности темы. Проблематика управления организацией и организационными изменениями уже давно изучается зарубеженными учеными. Признанными авторитетами в этой области являются: И. Ансофф, Дж. Ньюстром, К. Дэвис, Р. Блейк, Д. Мутон, X. Виссема, Р. Грант, Э. Шейн, М. Хаммер, Д. Чампи, Р. Рюттингер. Значительное место в исследованиях этих ученых отводится и проблемам организационной культуры.
В отечественной науке проблематике организационной культуры посвящены работы В.Г. Аванесова, Л.Я. Аверьянова, В.Р Веснина, И.В. Грошева, , В.Д. Козлова, С.А. Липатова, Е.Д. Малинина, А.А. Мешкова, М.А. Павловой, В.А. Спивака, В.В. Томилова, К М. Ушакова, В.Ю. Феофанова, С.В. Щербины и др.
Организационная культура может быть определена как разделяемый членами организации набор значений, смыслов, символов, ритуалов, мифов и идеологических установок, позволяющих лицам интерпретировать и конструировать ситуацию. Это продукт уникальной истории организации, неповторимого сочетания проблем, с которыми она сталкивалась в процессе своего развития.
Цель курсовой работы – провести диагностику ээфективности организационной культуры в ООО «Золотые руки»
Объектом исследования является – организационная культура ООО «Золотые руки».
Предметом исследования является – закономерности и специфика управления организационной культурой в организации «Золотые руки».
Задачи:
- рассмотреть сущность, понятие «организационная культура;
- рассмотреть методики диагностики эффективности организационной культуры;
- проанализировать существующую организационную культуру в ООО «Золотые руки» и выявить её проблемы и недостатки;
- разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры в ООО «Золотые руки»
Методологической и теоретической основой исследования являются концепции и теоретические представления, разработанные в области социологии организаций, социологии и психологии управления, менеджмента, а также научные работы, посвященные проблемам формирования и развития организационной культуры фирм.
Практическая значимость видится в том, что внедрение предложенных рекомендаций повысит лояльность персонала организации.
Структура: работа состоит из теоретической части, практической, приложения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Само введение термина «организационная культура» и его детальная проработка датируются концом 1970-х гг. .
Рассмотрим, как разные авторы трактуют понятие организационная культура :
Э. Джакус (1952 г.): «Культура предприятия - это вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими».
Д. Элдридж и А Кромби (1974 г.): «Под культурой организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей».
X. Шварц и С. Дэвис (1981 г.): «Культура... представляет собой комплекс убеждений и ожиданий, разделяемый членами организации. Эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп».
К. Голд (1982 г.): «Корпоративная культура - это уникальные характеристики воспринимаемых особенностей организации, того, что отличает ее от всех других в отрасли».
Э. Шэйн (1985 г.): «Организационная культура - это комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как правильный образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем».
Э. Браун (1995 г.): «Организационная культура - это набор убеждений, ценностей и усвоенных способов решения реальных проблем, сформировавшийся за время жизни организации и имеющей тенденцию проявления в различных материальных формах и в поведении членов организации».
К настоящему времени не выработано единой трактовки понятия «организационная культура», тем не менее можно остановиться на следующем определении А.Я. Кибанова, обобщающем предлагаемые варианты. «Организационная культура (используются также термины «культура организации», «корпоративная культура», «фирменная культура», «культура предпринимательства») — набор наиболее важных положений, применяемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях и нормах, Дающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные средства ориентации передаются индивидом через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения» .
1. Аверьянов Л.Я. Организационная культура управления современных предпринимательских структур. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/averya№ov_orkulup/
2. Апарова О. День рождения предприятия (Зачем нужна организационная культура компании?) / О.Агапова // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2007.- № 6. – с. 9-12.
3. Валюженич Н.Е. Организационная культура и трудовая мотивация как факторы лояльного отношения персонала к организации / Н.Е.Валюженич // Управление персоналом. – 2007. - № 16. – С. 12-15.
4. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и измерение организационной культуры / Пер.с англ. Под ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Питер, 2001.
5. Кобцева Е. Адаптация нового персонала к организационной культуре / Е.Кобцева // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2009. - № 5. – С. 7-8.
6. Козлов В. Проблема единства организационной культуры компании / В.Козлов // Управление персоналом, 2008, № 9
7. Парфёнова З.А. Организационная культура: учебно-методический комплекс для дистанционного обучения и самостоятельной работы сдуентов / З.А.Парфёнова. – Новосибирск: СибАГС, 2007. – 144 с.
8. Соломандина Т.О. Организационная культура компании: Учебное пособие. / Т.Соломанидина; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007.
9. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка. / О.Г.Тихомирова – СПб.: Государственный ун-т ИТМО, 2008.
10. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. АЯ.Кибанова. — 3-е изд., перераб и доп. — М.: Инфра-М, 2006.