ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Понятие социальной инфраструктуры предприятия
1.2. Управление развитием социальной инфраструктуры предприятия
2. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ФИЛИАЛА ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
2.1. Характер и динамика развития социальной инфраструктуры
2.2. Перспективы развития социальной инфраструктуры предприятия
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В последнее время в процессе развития организационных структур аппарата управления предприятиями, перспективными являются такие решения, которые предусматривают необходимость эффективного руководства не только в вопросах производственного процесса, но также и в вопросах социального развития. Отметим, что «особым видом социальной деятельности организации является управление ее социальным развитием, являющееся комплексным элементом целостного управления организации» .
Задача социального развития может быть осуществлена с помощью разработки стратегии управления социальными процессами организации, целью которой является обеспечение трудового коллектива предприятия условиями производства и быта, способствующими удовлетворению личности в его профессиональной деятельности. То есть одним из аспектов социальной деятельности организаций является развитие собственной социальной инфраструктуры (СИ). Современное управление социальным развитием организаций невозможно представить без разработки решений, целью которых является эффективное функционирование объекта управления в долгосрочной перспективе и быстрая адаптация к изменениям условий внешней среды.
Цель исследования – изучение социальной инфраструктуры на конкретном предприятии (Филиал ведомственной охраны Западно-Сибирской железной дороги).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать определение понятию «социальная инфраструктура», раскрыть ее содержание и принципы организации;
• определить ее место в социальной среде предприятия;
• рассмотреть вопросы развития социальной инфраструктуры на примере конкретного предприятия – «Филиал ведомственной охраны Западно-Сибирской железной дороги».
Объект исследования – Филиал ведомственной охраны Западно-Сибирской железной дороги.
Предмет исследования – вопросы развития социальной инфраструктуры на данном предприятии.
При написании контрольной работы были использованы различные методы исследования, среди которых можно выделить: сбор и анализ библиографических источников по теме исследования; систематизация и обобщение полученного материала, и другие методы исследования. Основой для написания работы послужили исследования отечественных специалистов в области экономики предприятий, а также данные статистической и бухгалтерской отчетности предприятия «Филиал ведомственной охраны Западно-Сибирской железной дороги».
1. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Понятие социальной инфраструктуры предприятия
Для того чтобы понять сущность социальной инфраструктуры предприятия, необходимо определить смысл категории «инфраструктура». Данное слово имеет латинские корни (infra – ниже, под и structura – строение, расположение) . Термин «инфраструктура» появился в экономической литературе в конце 40-х гг. 20 в. для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п.). В экономической науке инфраструктура делится на две основные группы : производственную и непроизводственную (социальную). Некоторые специалисты выделяют третью группу – капитальное строительство, которое обслуживает как первую, так и вторую группы инфраструктуры. В первую группу включаются отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и прочее. Во вторую группу включаются отрасли, опосредованно связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и так далее.
Таким образом, инфраструктура предприятия – это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.
1.2. Управление развитием социальной инфраструктуры предприятия
Социальная среда организации органически связана с технической, экономической, гуманитарной составляющими развития общества, в котором она функционирует и развивается.
1. «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной // URL: http://www.psylist.net/praktikum/00069.htm
2. Большая советская энциклопедия. URL: http://bse.sci-lib.com/article056221.html
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менджмент. Учебник . – М., 2004.
4. Гриченко В.Г. Управление персоналом. Уч. Пос. – Мн.: БГУИР, 1999.
5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента . Учебник. – Мн., 2005.
6. Официальный сайт ФГП «Ведомственная охрана» Министерства путей сообщения РФ // URL: http://www.zdohrana.ru/
7. Саакян и др. Управление персоналом в организации. – М., 2002.
8. Семенкова Т. Инфраструктура и сфера услуг // Мировая экономика и международные отношения. – 1971. – №3
9. Управление персоналом организации. Практикум /Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2005.
10. Управление персоналом организации. Учебник /Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2003.
11. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М., 2003.
12. Юсупова Н.И., Лакман И.А. Прогнозирование расходов на содержание объектов социальной инфраструктуры промышленных предприятий // Вестник УГАТУ. – 2009. – №2 (35). – С. 102-108