Введение
Глава 1. Современный путевой очерк: понятие и композиционные особенности
1.1. Путевой очерк: понятие и специфика
1.2. Композиционные признаки путевого очерка
Глава 2. Эмпирическое исследование современных путевых очерков
2.1. Характеристика объекта исследования и критериев оценки
2.2. Анализ современных путевых очерков
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. Путевой очерк прошел долгий путь своего становления и развития. При этом он проявил себя как жанр гибкий, быстро приспосабливающийся к внешним условиям.
В XIX веке к очерковому жанру прибегали многие известные русские писатели (А. С. Пушкин, А. П. Чехов, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский и др.) Ведь именно путевой очерк является одной из «наиболее открытых форм выражения публициста-художника. Писатель вступает в нем в непосредственное общение с читателем, свободно излагая материал. Он может соединять в одно элементы истории, статистики, естественных наук, высказывать свои взгляды по тем или иным вопросам политики, рассказывать о личных приключениях, чувствах и мыслях, столкновениях с встреченными людьми».
Автор может в любой момент остановить естественный ход повествования, связанный непосредственно с путешествием, вставить в ткань своего произведения какую-либо новеллу, использовать лирическое отступление и т. п.
Первым глубоким потрясением для очеркового жанра явилась революция 1917 г. После нее на первое место стали выходить иные ценности, нежели те, которые существовали в прежней России. Возникали и совершенно новые тематические разновидности очеркового жанра, например, очерк о советской деревне, очерк социалистического строительства. Большое развитие получил портретный очерк.
Рассматривая путевой очерк в общей системе современной культуры, мы видим цель нашего исследования в необходимости подчеркнуть и доказать общественную и профессиональную важность очерка, его актуальность и уникальность.
Для поэтапного достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1) исследовать теоретические основы современного путевого очерка, его композиционные признаки,
2) провести эмпирическое исследование современных путевых очерков.
Следует отметить достаточно высокий уровень разработанности темы. Путевой очерк обладает обширной теоретической базой. Вопросы истории становления очерка в той или иной степени нашли отражение в работах Л. М. Пивоваровой, В. А. Михельсона, Н. М. Масловой, В. А. Алексеева и др.[Пивоварова Л.М., 1978; Михельсон В.А., 1974; Маслова Н.М., 1977; Алексеев В. А. 1980].
В монографиях Т. А. Беневоленской, Н. М. Масловой, Ю. А. Крикунова и В. П. Вершель присутствует анализ отдельных разновидностей очеркового жанра [Беневоленская Т.А. 1983; Маслова Н.М., 1980; Крикунов Ю.А., 1966; Вершель В.П., 1991].
1. Алексеев В. А. Русский советский очерк. Л., 1980.
2. Ампилов В. А. Современный газетный очерк. Минск, 1972.
3. Беневоленская Т. А. Портрет современника (очерк в газете). М., 1983.
4. Вершель В. П. Рабочий: грани социального портрета; Л., 1991.
5. Горький M. A.-O. Жиге//Собр. соч.: В 30 т. М., 1953. Т. 30. С. 145.
6. Ким М. Н. Очерк: теория и методология жанра. СПб., 2000.
7. Колосов Г. В. Очерк и жизнь. Алма-Ата, 1966. С. 114.
8. Крикунов Ю. А. Проблема характера в очерке. Алма-Ата, 1966.
9. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000. С. 138.
10. Маслова Н. М. Путевой очерк: проблемы жанра. М., 1980.
Всего 20 источников литературы