Введение
1 Теоретические аспекты системы управления персоналом
1.1 Персонал как объект управления
1.2 Система управления персоналом предприятия
2 Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере магазина «Очень нужные товары»
2.1 Организационно-правовая характеристика магазина «Очень нужные товары»
2.2 Анализ факторов внешней и внутренней среды магазина «Очень нужные товары»
2.3 Анализ существующей кадровой политики магазина «Очень нужные товары»
3 Совершенствование системы управления персоналом магазина «Очень нужные товары»
3.1 Предложения по усовершенствованию системы управления персоналом
3.2 Расчет социально-экономической эффективности предложенной системы управления персоналом
Заключение
Список использованных источников
На современном этапе развития научно-технического прогресса роль человека имеет огромное значение. Сегодня это главный стратегический ресурс любой компании в борьбе с конкурентами. Это обуславливается его способностью к творчеству, которое в настоящее время становится решающим условием успеха любой деятельности. В связи с этим основным источником прибыли рассматриваются инвестиции в человеческий капитал, хотя ранее затраты на персонал считались ненужными расходами. Эти вложения направлены на создание условий для развития творчества.
Персонал является наиболее сложным объектом управления в организации, так как имеет возможность решать самостоятельно любые вопросы, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию и критически относится к предъявляемым к нему требованиям. В управлении компанией у руководства на данном этапе развития экономики одной из важных проблем является проблема в области работы с персоналом. Следует отметить наиболее общие тенденции в возникновении спорных вопросов в управлении персоналом: организация методов и процедур отбора персонала; разработка научных критериев их оценки; научный подход к анализу потребностей в персонале; продвижение молодых и перспективных работников; Актуальность совершенствования системы управления персоналом возникает во многих организациях и обусловлена развитием инфраструктуры рынка, изменением характера выполняемых работ и содержанием труда. К основным задачам системы управления персоналом можно отнести: обеспечение организации квалифицированными кадрами; создание необходимых условий для эффективного использования знаний опыта работников; совершенствование системы оплаты труда и мотивации.
Управление внутренними перемещениями и карьерой сотрудников; предоставление работникам возможностей для повышения квалификации.
Целью курсовой работы является исследование системы управления персоналом, анализ и оценка ее эффективности.
Ставятся следующие задачи:
- рассмотреть систему управления персоналом,
- изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия,
- проанализировать существующую систему управления персоналом,
- дать оценку ее эффективности,
- разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом.
В условиях дальнейшего развития рыночных отношений перед каждой организацией встает проблема совершенствования системы управлении персоналом.
Объект исследования – система управления персоналом магазина «Очень нужные товары».
Предмет исследования – совершенствование системы управления персоналом.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные рекомендации позволят усовершенствовать систему управления персоналом и повысить ее эффективность в магазине «Очень нужные товары».
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется цель и задачи, обозначается объект и предмет исследования.
В первой главе представлены теоретические и методические аспекты системы управления персоналом.
Во второй главе приведены результаты исследования экономической деятельности и существующей системы управления персоналом на примере магазина «Очень нужные товары».
На основании проведенного исследования в третьей главе представлены рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом для магазина «Очень нужные товары».
В заключении приведены выводы по проделанной работе.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
1.1 Персонал как объект управления
Кадры являются основой любой организации. Она живет и функционирует только потому, что в ней есть люди, которые создают ее продукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. Люди, работающие в организации, сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, семейное положение. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действие и поведение других членов организации. Поэтому задача управления состоит в том, чтобы «способствовать развитию положительных результатов деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий» [8, с. 18].
Персонал – это работники, выполняющие производственные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с помощью средств труда. «Персонал – личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками» [1, с. 12]. Термин «персонал» объединяет все составные части трудового коллектива предприятия. Понятие персонала торгового предприятия характеризуется численностью и составом занятых на нем работников. В целях эффективного управления процессом формирования и использования персонала на предприятии торговли применяется классификация работников по следующим основным признакам: По категориям: управленческий, торгово-оперативный, вспомогательный; по должностям и профессиям: руководители, специалисты, продавцы, кассиры, грузчики и т.д.; по специальностям: экономисты, финансисты, бухгалтеры, продавцы продовольственных товаров, продавцы непродовольственных товаров и т.п.; по уровню квалификации: продавец, продавец второй категории,
1. Архипова, Н. И. Организационное управление [Текст] : учебное пособие / Н. И. Архипова, В. В. Кульба, С. А. Косяченко. – М.: ПРИОР, 1998. – 448 с.
2. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом [Текст] : учебник для вузов / Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремин. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 423 с.
3. Бизюкова, И. В. Кадры управления: подбор и оценка [Текст] : учебное пособие / И. В. Бизюкова. – М.: Экономика, 1998. – 150 с.
4. Веснин, В. Р. Основы менеджмента [Текст] / В. Р. Веснин. – М.: ГНОМ-пресс, 1999. – 440 с.
5. Веснин, В. Р. Практический менеджмент персонала [Текст] : пособие по кадровой работе. / В. Р. Веснин. – М.: Юрист, 1998. – 496 с.
6. Виханский, О. С. Менеджмент [Текст] : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Гардарика, 1998. – 528 с.
7. Виханский, О. С. Стратегическое управление [Текст]: учебник / О. С. Виханский. – М.: Гардарика, 1998. – 296 с.
8. Герчикова, И. Н. Менеджмент [Текст] : учебник / И. Н. Герчикова. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 501 с.
9. Егоршин, А. П. Управление персоналом [Текст] / А. П. Егоршин. – Новгород: НИМБ, 1997. – 607 с.
10. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации [Текст] : практикум. / А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 638 с.